Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (158) → Слово Высокопреосвященного Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского к молодежи

Слово Высокопреосвященного Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского к молодежи

№17 (158) / 15 июня ‘01

Слово Архипастыря

Екатеринбург, 23 июня, «Православная газета».

«… а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4, 7)

«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.» (1 Кор. 15, 33)

Возлюбленные чада мои! Дорогие братья и сестры!

«Какие слова мне найти для вас, дорогие юные братья и сестры, миллионы юношей и девушек, чтобы рассказать о той радости и красоте, которая открывается всякому, ступившему на путь духовной жизни во Христе? Неужели, подобно вашим отцам, вы вспомните о Боге только после долгих бесплодных скитаний по путям и распутьям мира, у могильной черты? Неужели нам, священнослужителям, суждено и впредь испытывать боль за тех, кто, даже находясь рядом и слыша нас, все равно остаются нам чужими, служа «богам иным»?»

Эти слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которые мне привелось слышать на открытии Съезда православной молодежи в храме Христа Спасителя в Москве, вобрали в себя всю боль нашу, все волнение, всю надежду Матери-Церкви. Эти слова обращены к вам, мои дорогие братья и сестры. Вместе мы переживаем время, когда как никогда стали зримы нам слова евангельские, предостерегающие нас, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Матф. 7, 13–14)

За последние десять-пятнадцать лет удивительно изменилась жизнь в нашем Отечестве. И в первую очередь, это касается не внешних примет, хотя и они бросаются в глаза. Люди более старшего возраста с недоумением видят: то, что прежде касалось дурным, безнравственным, постыдным, стало не просто вроде бы извинительным, а даже нормой жизни! И наоборот, на человека, сохраняющего нормы приличия, смотрят как на чудака, как на отставшего от времени, как на больного. И средства массовой информации вместе с рекламой навязывают всем нам такой взгляд на нашу жизнь…

Но, если более пожилые люди могут сравнивать и размышлять над происходящими переменами, то молодежь не имеет такой возможности. Все вы выросли в условиях, когда западные стандарты жизни и поведения преподносились средствами массовой информации и рекламой как единственно возможные, когда всем нам навязывали такое видение окружающего нас мира, которое не то что православным, но даже и нравственным назвать нельзя. При этом нас уверяли и уверяют, что это и есть культура, это и есть цивилизация, это и есть наша главная цель — «войти в мировое сообщество».

Наши «учителя» преуспели в своей лжи. Более того, в мерзости падения мы превосходим ныне этих «учителей». Судите сами. Ныне наши кинотеатры и телепрограммы переполнены фильмами американского производства. Мы часто говорим о том, что в этих фильмах много жестокости и насилия, много безнравственности и прямого сатанизма. Однако, даже в этих фильмах вы не увидите, чтобы американцы, в особенности молодые, предавались пьянству прямо на улицах своих городов. Более того, недавно мы могли слушать, что дочь президента США была вызвана в суд за то, что ее — восемнадцатилетную — задержали в увеселительном заведении с бокалом пива в руке. Вот как строга Америка к своей молодежи, вот как она озабочена своим будущим! У нас же ни у кого не вызывает порицания то, что пиво, вино и спиртное можно приобрести любому, на любом углу, в любое время суток. При чем так обстоит дело не только в больших городах. Даже в Верхотурье, которое называют духовной столицей Урала, мы видим те же злачные киоски.

Нам уже не противно, что самые большие рекламные шиты на наших улицах посвящены одновременно рекламе табака и тому, что «курение опасно для вашего здоровья». Мы смирились с тем, что когда нас зовут к заморским путешествиям, в которые подавляющее большинство из нас никогда не сможет отправиться, или предлагают посетить магазины, то делается это с помощью изображении на самой грани приличия, а то и просто непристойных.

Русский мыслитель священник Павел Флоренский, погибший в сталинских лагерях, как-то сказал, что одежда, которую мы выбираем для себя, которую стремимся носить — это продолжение нашей личности. Потому когда воин надевает форму — парадную или повседневную — он ощущает себя защитником Отечества, частичкой того единого ратного строя, который начат богатырями Суворова, продолжен фронтовиками Великой Отечественной и теми, кто ныне защищает Россию на ближних и дальних рубежах. Так и монах, и священнослужитель получает право на определенное одеяние после принесения им строгих обетов. Так одежда действительно может предохранять от чего-то недостойного, обусловли-вать определенным образом само поведение вашего сверстника.

Но если девушка одета вызывающе, если одежда ее выглядит скорее раздевающей, чем одевающей, то каким бы ни было ее внутреннее настроение, многие, к сожалению, молодые люди будут относиться к ней как к доступной и легкой добыче. Наши благочестивые предки считали грехом желание нравиться, привлекать к себе внимание одеждой или поведением. Теперь редко кто сознает вред такого поведения для души своей и окружающих. В этом с печалью пришлось убедиться во время пребывания в нашей епархии, чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. В эти радостные дни в храмы, где находилась эта величайшая святыня Православия, пришло много молодежи. Горько было видеть, что многие из них не знают ни как перекреститься, как благоговейно приложиться к святому образу. Но еще обиднее было за тех, кто искренне старался воздать честь Божией Матери, но из-за одежд своих, едва прибывающих на грани пристойности, больше вводил в смущение и грех осуждения других. И невольно, думалось многим: «Что же у нее ничего и приличного нет одеть, чтобы прийти в храм Божий, поклониться Заступнице нашей Небесной и за нее, неразумную?» А ведь может так и есть на самом деле…

Так стремление «быть как все» приводит нас к опасности потерять душу свою. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36)

Если же мы вновь обратимся к США, то увидим совершенно иное — миллиарды долларов из федерального бюджета тратятся ежегодно на пропаганду среди молодежи здорового образа жизни, включающего в себя и сохранение невинности до вступления в брак. Первым указом, изданным после вступления в должность президента США Джорджа Буша стал указ о запрещении финансовой помощи «группам по планированию семьи», выступающим в поддержку абортов.

Еще 28 декабря 1994 года общеепархиальное собрание клириков и мирян возвысило свой голос против того, что «все общественные места, транспорт, даже столбы и заборы Екатеринбурга заклеены рекламой сомнительных заведений известного свойства.» В принятом обращении к властями предержащим говорилось: «И о людях, которым адресована эта реклама, наша печаль, и просим мы Господа даровать им раскаяние в грехах, но особо о тех беспокоимся, кто каждодневно принужден идти мимо этого — о людях уральских, наших женах, отроках и детях, Мы печалимся о тех, пусть и немногих, кто соблазнится такой работой и легким заработком в пагубу души своей.» С печалью видим мы, что этот глас до сих пор не услышан. На каждом столбе в по-прежнему листки с номерами телефонов известного свойства и никто не торопится призвать к ответу этих «абонентов» порока.

Почему мы не учимся доброму, а как малые дети с доверием принимаем отравленное лакомство? Сегодня найти свой ответ на этот вопрос необходимо вам, юные друзья мои, чтобы в недалеком будущим времени вы могли передать обретенное знание своим детям. А пока ко мне часто подходят убеленные сединами люди и с горечью рассказывают о том, что столько лет потеряли они, пребывая хоть и в родной стране, в России, но вдали от Веры Отеческой, вне спасительной ограды церковной. «Не тому нас учили», — говорят они, — «хоть на старости лет начали понимать, что такое Православие». Но еще большую боль вызывают те, кто продолжает привычно отмахиваться от протянутой им руки помощи, от совета духовного. «Нам уже поздно! Нас не переделаешь!» — отвечают такие заблудшие братья и сестры наши. Страшно слышать это! Человек не спорит с тем, что он душою смертельно болен, но отказывается прибегнуть к врачеванию, которое не раз спасало не одно поколение предков его…

Возлюбленные дети мои! Жизнь наша складывается из малых дней, из небольших поступков. И если мы принуждаем себя к упражнению в чем-то, то в том и преуспеваем, будь то силы телесные или качества духовные. Слышали ли вы слова евангельские: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.» (Матф. 11, 12)?

Но точно так же и грех накапливается в человеке, накапливается во всей жизни нашей. И с горечью вновь и вновь можем мы вспомнить слова Святого Писания: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31, 30).

Грех сулит кратковременную сладость, но за тем следует длительная горечь. Мы видим как плотская распущенность отражается на складе самой человеческой души. В результате потворства своим слабостям человек постепенно теряет свое достоинство, помрачает заложенный в его природу Богочеловеческий образ. Постепенно исчезают природные, Богом данные добродетели: ясность ума, пытливое внимание к жизни, радость сердца — все то, что составляет счастье человека. На место их приходит сначала цинизм — неверие в святое и доброе начало в нашей жизни, потом озлобление, агрессия, тоска и отчаяние, доводящие ныне многих молодых людей до тюремных нар, а то и до самоубийства.

Однако в силах каждого человека не вступать на пагубный путь, а если он проявил слабость, то раскаяться в содеянном, изменить свою жизнь. Православие полагающее на протяжении веков прочное основание духовной культуре нашего Отече-ства, всему лучшему что есть в России, приобщает нас к бесценному опыту очищения нашего человеческого сердца, нашей души. Участие в молитве церковной, в Таинствах — в особенности в Покаянии и Причащении Святых Христовых Тайн — помогает обрести умение различать и верно оценивать на только свои дела, но и намерения, и помыслы. Так, ежечасно отсеивая плевелы, искореняя сорняки зла и взращивая пшеницу доброделания, мы побеждаем и низлагаем грех внутри себя.

Для начала такого труда всякое время благополезно. Но особенно хорошо начать такое доброе дело в эти дни проходящего Петрова поста. По некому странному стечению обстоятельств на это время выпадает 27 июня и светский праздник — День молодежи в России, установленный в 1993 году. Поздравляя вас, юные жители нашей области, желаю вам возрастать в уме и доброделании, в высокой нравственности и любви к Отечеству. Да будут вам всегда на жизненном пути вашем наставлением слова апостола Павла: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.» (Еф. 5, 15–18)

С Божиим благословением
ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

 
 
Слово Архипастыря

Архиепископ Викентий поздравил медицинских работников с их профессиональным праздником

Екатеринбург, 15 июня, «Православная газета». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский поздравил медицинских работников Свердловской области с их профессиональным праздником. Ниже приводится полный текст архипастырского поздравления.«Дорогие врачи, медицинские сестры, организаторы здравоохранения, преподаватели и студенты медицинских учебных заведений!

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс