Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (156) → Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, по случаю окончания учебного года преподавателям, студентам и школьникам Екатеринбургской епархии

Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, по случаю окончания учебного года преподавателям, студентам и школьникам Екатеринбургской епархии

№15 (156) / 1 июня ‘01

Скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении

В этой теме:

Скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении
В Москве состоялся Съезд православной молодежи
Скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении
Обращение к молодому человеку. Принято Съездом православной молодежи

Христос Воскресе!

Дорогие и возлюбленные мои чада и друзья! Еще приветствуем мы друг друга этим, самым радостным на земле приветствием. Я сердечно поздравляю всех сотрудников сферы образования, специалистов и преподавателей, ректоров и научных сотрудников, студентов и школьников с приближающимся окончанием этого учебного года. Года знаменательного и необычного. Начали вы свой труд в веке XX, а завершаете в XXI веке от Рождества Христова. Бог дал нам действительно уникальную возможность пересечь этот временной рубеж.

И для сердца каждого верующего особенно значима та вечность бытия Божия, которая касается и людей второго тысячелетия от пришествия на Землю Бога Слова во плоти, и грядущих людей уже третьего тысячелетия. Для нас, граждан Православного Отечества, предметом доброй гордости и знаком теплой любви ко Христу стало воссоздание храма Христа Спасителя, начало строительства храма на месте убиения Царственных Страстотерпцев, возрождение сотен храмов и монашеских обителей.

Завершается учебный год, в нашей Епархии он стал годом особой радости от благорасположения, помощи и сотрудничества с тружениками сферы образования разных уровней. В святочные дни было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Свердловской области и Екатеринбургской епархией. Мне вновь хочется поблагодарить министра образования нашей области Валерия Вениаминовича Нестерова за благорасположение и понимание современной жизни. Во дни, когда увеличивается количество верующих взрослых и детей, невозможно не задуматься о тех моментах православного воспитания и образования, которые может осуществить родная школа. И здесь надо отметить высокий ум и благородство нашего министра, живущего интересами своего народа и государства.

Уже сейчас видны плоды совместных усилий. В десятках школ области открылись факультативные занятия по «Основам Православной культуры», ведутся регулярные встречи и семинары с педагогами. Епархия содействует пополнению школьных библиотек православной литературой.

Да, потребностей и нужд всегда больше, чем предпринятых нами усилий.

Но для того мы и заключаем подобные соглашения, чтобы вместе, упорным трудом и молитвой, служить делу нравственного воспитания и образования будущего нашего Отечества.

В Екатеринбурге, в продолжение прежних добрых контактов, было заключено нами соглашение с городским Управлением образования. Надо отметить, что его глава, Тамара Александровна Непомнящая, очень чутко откликнулась на желание многих родителей и детей, а также наши предложения, помогая устранить все имеющиеся недоразумения.

Полагая труды и силы в общеобразовательных школах, детских домах и садиках, мы в этом году, милостью Божией, начали работу собственно в православных школах — в Заречном и Екатеринбурге.

Однако этого числа бесспорно мало на такую большую епархию как наша. Мы ищем доброхотов, которые бы помогли Матери-Церкви позаботиться о сугубо православном воспитании и образовании детей в наших школах.

В день памяти мученицы Татианы было подписано соглашение с Советом ректоров нашего города о начале плодотворной работы в вузах.

До этого такое соглашение имелось лишь в Уральском государственном университете им. Горького. Открыт и действует первый в Епархии студенческий храм мученицы Татианы при Государственной Архитектурной академии. Как видим, действительно, милостивый Господь по нашим молитвам даровал нам множество возможностей потрудиться для Царства Божия. Нам же следует быть достойными такой чести и быть особенно ответственными перед оказанными милостями. Я еще раз от всей души благодарю и поздравляю тех, кто нам помогал в осуществлении благих намерений.

Особенное слово хочется адресовать нашим дорогим педагогам, которые смотрят на наших детей, не как на чужих, но родных. На таковых в особенности пребывает благодать Божия, ибо, расточая себя им, вы приобретаете молитвы их родителей, как залог награды на небесах. Как бы ни относился кто к вашему труду, однако тот уровень оплаты вам, который позволяет себе государство, воистину делает вас в глазах Церкви бессребрениками и подвижниками. И мы молимся, чтобы честь и святость имен Учитель и Педагог, не были, особенно в молодых и ревностных тружениках, преданы от тяготы невзгод. Или преданы в силу соблазнительного искушения: отвергнуть избранное однажды служение. Кто тогда будет заниматься нашими детьми? Подвиг возможно совершать и в миру, на своем служебном месте, если без ропота и с терпением делается дело для Славы Божией. Что это за спасительная профессия, каждый, даже нецерковный педагог может уразуметь из того, что верующий ученик в своих ежедневных молитвах испрашивает у Господа благословения на своих учителей. Сколько таких чистых молитовок каждый день возносится к Престолу Господню за вас, дорогие мои!

Сегодня на вас, тружениках школы, как общеобразовательной, так и высшей, лежит задача готовить к жизни будущее нашей страны. Увы, несколько лет беспечной расслабленности и злонамеренность врагов нашего Отечества сделали свое гнусное дело по расшатыванию фундамента нашей жизни, культуры, нации и веры. В основном все начинается с нравственности. Вчера были признаны допустимыми блуд, ложь, издевательство над святынями, а сегодня мы пожинаем плоды. Та же безнравственность позволяет иным воровство, задержки ваших зарплат, открытую проституцию и надругательство над старшим поколением. Что ждет нас завтра? Не станет ли завтра нормой нравственности и культуры общение с педагогами только на нецензурном языке, абсолютное насилие и убийство? Мы с вами готовим свое будущее. Душа каждого приходящего к нам требует заботы. Может быть, прав диакон Андрей Кураев, говорящий о том, что: «О борьбе и противостоянии должна говорить школа детям. Подросток жаждет борьбы, ему естественно быть диссидентом. Так пусть школа и пояснит ему — с чем именно он должен бороться. Проснись и посмотри: ты видишь, чем дышит толпа, возбуждаемая (или усыпляемая) СМИ? Ты видишь, что «Черным квадратом» они хотят завесить Рафаэля? Ты видишь, что Рембрандта они разбирают на кубики, а летающие коровы уже застили все небо? Ты видишь, что вместо Владимирской Богоматери они выставляют унитазы? Тебя оскорбили? Твою душу, твою любовь и жажду красоты свели к игре гормонов? Так не позволяй так низко думать о себе! Будь мужчиной! Встань на защиту поруганной чести, красоты и культуры. Химия, физика, математика и история нуждаются не только в том, чтобы ты их зубрил. Они нуждаются в твоей защите. Их перевирают и над ними измываются колдуны и «новаторы», «чумаки» и «фоменки». И, если ты не защитишь научное мышление, то некому будет вскоре летать в космос. Помело останется единственным средством передвижения».

Педагог имеет великие возможности, но и от не использования этих возможностей тоже многое зависит. Дай всем вам Господи горения в деле служения на образовательной и воспитательной ниве. Мы все молимся о вас!

Теперь же я бы хотел сказать несколько слов тем преподавателям, студентам и школьникам, без различия возрастов, которые подлинно являются чадами церковными. Кто причащается и исповедуется, и для кого, я думаю, слова епископа Церкви — не уличный шум. Мы с вами верующие в такого Многомилостивого Бога, слова Которого о каждом из нас приводит Священное Писание: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но, если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). И оттого счастливее нас, христиан, нет на этой земле. Климент Александрийский так и говорит: «Для нас вся жизнь есть праздник. Мы признаем Бога существующим повсюду. Радость составляет главную характеристическую черту Церкви». Где бы каждый из нас ни находился, везде Бог печется о нас. И не просто печется, Иоанн Богослов утверждает: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Каждый из нас настолько драгоценен в очах Божиих, что Он ради меня, ради тебя, ради всех сошел с небес. Природное, подлинно человеческое чувство благодарности подвигает к мысли, выраженной святителем Киприаном Карфагенским: «Мы не должны ничего ставить выше Христа, так как и Он выше нас ничего не ставил». Я напоминаю эти слова именно вам, дорогие мои, кто регулярно принимает в себя величайшую святыню — Тело и Кровь Господню. Кто знаком с радостью встречи в причастии. Для него слова о любви к Господу, раздавшему все Свое, чтобы приобрести лишь нас, оборачиваются делами любви, когда мы расточаем себя, чтобы приобрести Его. Для этого мира — безумием является быть кротким, смиренным и плачущим покаянным плачем. Но именно Такого Бога, в большей мере Такого, мы проповедуем и знаем, и любим. Девиз апостола Павла, есть девиз вечной жизни христиан: «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Но мы с вами дорожим именно этим. Дорожим сладостью любви Божией. Дорожим тем, что мы найденыши. Ни к кому, кроме христиан, Господь, Творец неба и земли, не обращался со словами: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Христос к каждому из нас настолько близок, что за право этой близости в прежние времена миллионы христиан отказывались от самой жизни, лишь бы не потерять ее. Не потерять, как в явном отречении, так и в серии мелких отречений — повседневных грехов. Вот, где корень нашей нравственности. Вот — основа доброделания и любви к ближнему.

Дорогие мои, каждый да возгревает в себе это живое чувство присутствия Христа, предстояния перед Богом распятым и воскресшим!

Сейчас на всех нас, православных христиан, мир смотрит с надеждой, с чаянием получить утешение и ответ на самый главный вопрос: «зачем живет человек?» А мы своею слабостью, своими грехами не даем внешним рассмотреть в нас пасхальную радость, и они отходят опечаленные, не видя в нас — своих ближних, жертвенности Христовой.

Как неполон педагог, который говорит о Церкви сухими, безжизненными словами собственной религиозной неопытности! Как жалок ученик, который готовит урок лишь из страха, а не по совести! Я говорю о вас — православных христианах, чьи грехи давно стали притчей во языцех. Увы нам, увы! Мы имеем великую драгоценность — святоотеческий опыт жизни во Христе, который доступен каждому. И вопрос о нас, христианах, среди людей нехристиан возникал всегда. Так посмотрим же на добрые советы наших отцов и попробуем представить хоть кого-то возле нас. «Плакать с плачущими не трудно, — говорит Златоуст, — а радоваться с радующимися не очень легко: мы легче сострадаем находящимся в несчастье, нежели сорадуемся с благоденствующими. Зависть и недоброжелательство не дозволяют не очень любомудрому сорадоваться с благоденствующим. Поэтому будем стараться сорадоваться благоденствующим, чтобы очистить душу свою от зависти». Вот подлинно добрый совет. Теперь, как и тогда, в первые века христианства, мы можем пленить этот мир нашим великодушием, нашим благородством, нашей любовью. Пригласить его к пиршеству любви Христовой. Для того стенки своей души надобно расширить. Живущий делами одной лишь плоти, предназначенный к вечной смерти человек всегда боится лишиться своего, и результат не медлит. Увы, это есть и в нас — христианах, например, святитель Григорий Великий подмечает: «Но о жизни врагов мы молимся и, однако же, боимся, как бы нас не услышал Бог». Есть, все это есть, почему и напоминаю об этом именно вам. Каждый в совести своей предстоит ежедневно на вечерней молитве и говорит Богу: «Что Ти принесу, или что Ти воздам…» И каждый знает — «Была у меня сегодня возможность сделать дело для славы Твоей, Господи, но я испугался и ленностно протянул».

Милые мои, вновь и вновь напоминаю, мы здесь — крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились. А потому, точны для нас слова К. Льюиса: «Умри прежде смерти, потом будет поздно». Если умертвим в себе свой эгоизм и страсти, раздадим свои таланты на служение миру, ради Бога уже здесь найдем Царство Божие, которое внутрь нас есть. И каждый — делай это на своем месте. Бог же да помянет всех нас юных и старых во Царствии Своем.

Да не смущаются этими словами сердца тех, кто лишь стоит на пороге церковном. Кто был крещен, но так и не сподобился близости к Богу в причащении, утешения — в искусстве молитвы, радости — от церковного общения. Вот, можно подумать, станешь христианином — и лишишься всего. Но ведь в жизни каждого из нас так или иначе проставляется шкала ценностей, обрекающая на определенные лишения. Избравшие профессию преподавателя — лишили себя возможности стать космонавтами. Студенты, заставившие себя после школы вновь сесть за парту, лишили себя определенной свободы, например, проводить время в вооруженных силах. Школьники, учащиеся с восьми до пятнадцати, обрекли себя на невозможность вести жизнь Гавроша и беспризорника. Ради чего? Вот смысл любой шкалы ценностей. То же и у нас, христиан. Нет ничего тайного, даже в песнях об этом поют: «чтобы гулять по воде, надо повисеть на кресте». У Данте есть замечательные по своей психологичности слова: «Я поднял глаза к небу, чтобы увидеть: видят ли меня?» Так вот, христиане знают, что Бог их видит, и не только видит: «нет у Него никакого другого дела, кроме одного: спасти человека», — говорит Климент Александрийский.

Случалось ли вам чувствовать свою беспомощность, были ли вы одиноки, удавалось ли вам всегда сдерживать свои страсти, наконец, вы знаете, что вы умрете? Все эти вопросы из разряда человеческой немощи, в той или иной степени. Есть ли у меня уверенность, что помощь может прийти, и она близко? Святитель Феофан Затворник так отвечает на подобный вопрос: «Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам.

У Бога есть одна мысль и одно желание — миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на Страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».

Очень часто препятствием для нормальной воцерковленности человека, давно крещенного, служат его грехи и тот стыд, который человек испытывает только от мысли, как он будет исповедоваться. Это серьезное препятствие. Однако христиане, а тем более священники, не ассоциируют человека с его грехами. Из всех живущих на земле нет безгрешных, нет ни одного. Все больны, и все ущербны. Только одни лечатся, а другие стесняются. Разве мои болезни — это весь я? Разве отсутствие во мне полноты совершенства делает меня навсегда пустым? Господь знает все наши согрешения, и Церковь знает, и священник на исповеди ничему не удивляется. Главное — сам человек, его шкала ценностей, его цель и его смысл. «Грехи — грехами, — написал в своем дневнике святитель Николай Японский, — но не ими и не для них я жил, а была у меня идея жизни — служение вере и Господу». В том-то и дело, что Бог мое бывшее может сделать никогда не бывшим. Или, как это выразил замечательный философ М. Бахтин: «Я не принимаю своей наличности; я безумно и несказанно верю в свое несовпадение с этой своей внутренней наличностью. Я не могу себя сосчитать всего, сказав: «Вот весь я, и больше меня нигде и ни в чем нет, я уже есмь сполна… Я живу в глубине себя вечной верой и надеждой на постоянную возможность внутреннего чуда нового рождения». Очень сильные слова, но касаются они только христиан. Ибо залогом этого чуда является любовь Христа, милующая и спасающая.

Можно долго ждать, но так и не решиться переступить церковный порог, и тогда в вечности мои грехи, мое я, с которым я меньше всего хотел бы себя отождествлять, но которое все-таки было, навсегда застынет на мне, ибо там уже нет покаяния. Только здесь я еще могу повторить слова митрополита Антония Сурожского: «Прости, Господи! На всю твою любовь я ответил цепью измен, а все-таки я пришел к Тебе, а не к кому-нибудь другому». Мы обладаем удивительным даром сомосознания, даром разума и мысли. «Человек — лишь слабая тростинка, самая слабая в природе, — написал Б. Паскаль, — но это тростинка мыслящая. Не нужно ополчаться против него всей Вселенной, чтобы его раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но, пусть Вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство Вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает». А посему каждый из нас наделен ответственностью. Он своей смертию отвечает за свою жизнь. Своей вечностью — за краткий миг этого времени. И это тоже дар Бога, дар свободы: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его». (Сир. 15, 14). Не нужно бунта — мы и так самостоятельны. Усилие необходимо предпринять лишь, если я желаю, чтобы меня заметили. И мы приглашаем вас, приглашаем к многотрудной, но блаженной жизни. Да, наша шкала ценностей такова: грех — должен стать мерзостью для меня, ради общения с Богом. Но разве не так же юноша оставляет свои мальчишеские шалости и пустую жизнь ради той единственной, с которой он свяжет себя узами брака. И в самом браке требуются устойчивость, верность. Равно как и в религиозной жизни верны слова: «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохранили до конца» (Евр. 3, 14).

Для любви, конечно, не бывает мелочей. И каждый из нас свой путь к Богу начал с самой простенькой молитвы, подчас далеко не духовной. Но если человек желает большего, то есть возможность подсказать, приведя слова Григория Великого: «Обсудите, прошу, свои прошения, посмотрите, во имя ли Иисуса вы молитесь, то есть просите ли радостей Вечной Жизни? Ибо в доме Иисуса вы ищите не Иисуса, если в Храме Вечности неблаговременно молитесь о временном». Или, как более просто сказал Димитрий Ростовский: «Поискал Иисуса, не ради Иисуса, а ради — хлеба куса». Вновь и вновь, дорогие мои преподаватели, студенты, школьники, однажды крещенные и надолго отошедшие от Матери-Церкви, взываю к вам: приходите, тем более будет радостнее наша встреча, чем серьезнее вы к ней отнесетесь.

Коснутся мои слова и тех, кто считает себя и вовсе далеким от веры. В любом случае мы приносим вам слова благодарности за ваш труд, учебы ли или, напротив, преподавания. Однако же, чтобы никто из вас не мог сказать, что вы обойдены вниманием, оно прострется и на вас. Есть, как думается, три категории людей, которые являются неверующими во Христа. Первые — это те, кто никогда о нем не слышал, но, если вы читаете это послание, значит, мы свою первичную миссию выполнили. Вторые — это те, кто своими грехами заслонил себя от Бога. Они таковы, что грубо зачерствевшая душа почти не способна сама к покаянию. Обыденность и повседневность привлекают людей больше, чем мир горний. Для таковых, поистине, необходимо пришествие благодати Божией, чтобы стены греха поколебались извне. К третьей же группе относятся те, чье, как им кажется, мировоззрение не позволяет стать верующим. Это люди, мыслящие логически и опытно, а потому к ним и будет мой словесный труд.

«Два мира есть у человека: один — который нас творил; другой — который мы от века творим по мере наших сил», — написал Евгений Баратынский о жизни каждого из нас. И наш тварный, собственно индивидуальный мирок, это та реальность, которую можно проанализировать. Мы не будем сейчас говорить о бессмысленности жизни атеиста, это очевидно, если девизом является «вечная смерть». Что делать, прежде всего, с той реальностью моей безбожной души, о которой Шекспир словами Гамлета сказал: «Я повернул глаза зрачками в душу, а там сплошные пятна черноты». Доказательством этому является, простите, вся ваша, а через вас и наша, безбожная жизнь. Чтобы спрятаться от себя, от своего пустого уныния неверующий, безрелигиозный или псевдорелигиозный мир ринулся в объятия никчемных развлечений. «Вот именно от уныния началась гонка за вещами и модами в современном мире: вместо радости о душевной чистоте и о Боге, пришло уныние. Человек не может выносить самого себя, ему скучно с самим собой, он тоскует наедине с собой и глушит это неосознанное отчаяние от себя самого в бесконечных , поверхностных контактах с другими людьми, и это бегство от себя к другим овнешняет самого человека, и он отождествляет себя со своими вещами и социальными масками и ролями… И от уныния модничает, от уныния упивается», — подмечает диакон Андрей Кураев. Даже если упорно не верить и отрицать неоспоримый, исторический факт смерти и воскресения Христа, даже если сомневаться в бессмертии души — можно ли сомневаться в осмысленности, цельности и от этого душевной легкости жизни христиан? Мы об этом говорили выше. Итак, с точки зрения логики, с одной стороны, бесцельность, уныние и бренность, временность идеалов, а с другой — осмысленность, радость и вечность. Чисто психологически, интуитивно, неужели первое лучше второго?

«Мы — не рабы, рабы — не мы», — идеологема прежнего, не так легко умирающего мировоззрения. Однако где еще так высоко стоит человек, как не у христиан: «О, таинственное чудо! Господь упал, а человек восстал», — говорит Климент Александрийский. Атеизм утверждает что мы — дети обезьян, а мы говорим, что мы — дети Бога. Бога, который Сам не стыдится стать человеком: «Сын человеческий не для того пришел, что бы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Неверующие сливают человека с окружающим миром лишь разумом, пытаются обозначить его отличие. А христиане, например, Макарий Египетский, говорят о любви Божией к человеку: «Смотрите, каковы небо, земля, солнце и луна; и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, то есть служебных духов». И притом имеются в виду все люди, даже самые, с точки зрения общества, пропащие: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15, 7). Может ли быть что-то более этичное и высокое, нежели христианское учение о достоинстве человека? Кажется, что несправедливо, но о справедливости очень точно можно прочесть у писателя Ф. Зелинского: «Где справедливость? Справедливость требовала бы, чтобы вся человеческая порода была обречена на гибель, так как она вся заслуживает ее; если же Богу в Его неисповедимой милости угодно было добрую часть ее, по своему выбору, спасти и удостоить высшего блаженства, то кто осмелится видеть тут нарушение справедливости?»

Каждый может проверить и посмотреть, чем характерна человеческая порода. Где у нас на земле красота, где гармония, где порядок? Там, где не ступала нога человека. Стоит человеку там поселиться, как все будет замусорено, испорчено, уничтожено. Причина? Тяжкое поражение нашей природы грехом. Но ведь когда вы, такие умные и образованные, всегда учащиеся, слышите наши проповеди о грехе и покаянии, вы — как те первые слушатели Евангелия из языческого мира, от непонимания или нашего косноязычия начинаете негодовать, а напрасно. «Язычников, — пишет профессор Мелиоранский, — возмущала проповедь об аде для них. Слыша такие речи, язычники спрашивали: «За что? Чем мы так худы, и чем вы лучше нас?» Они не могли понять, что христианское учение не считает гибнущих за худших, а прежде всего, за несчастных, а христиан за лучших, а прежде всего — за помилованных и облагодатствованных». Или, как отмечает преподобный Иоанн Кассиан: «грех делает нас более несчастными, чем виновными».

Есть еще один способ рассудочного труда о вере. Ни один атеист за свое мировоззрение не бился до смерти, ибо не за что умирать. А вот о мучениках за Христа еще Б. Паскаль сказал: «Я верю только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку». Но это значит, что религиозный опыт, о котором свидетельствовали мученики, был реальностью, ведь смерть за мир может вдохновить максимум лишь одно поколение. Павка Корчагин глубоко одинок среди своих потомков, наверное, потому, что миф так и остался мифом. Как и Христос остался Христом, обретая свидетелей себе в каждом поколении.В любом случае мы обращаемся к вам, считающим себя непредвзятыми искателями истины. Единственный способ проверить подлинность религиозного пути — ступить на него, начать движение. А потому, наверное, не просто так в вашей школе, в вашем университете появился священник.

К сожалению, приходится обращать слова доброго увещевания и к тем людям, которые считают себя противниками веры православной. Увы, времена былого богоборчества не канули в лету, и нам до сих пор приходится сталкиваться с совершенно бессовестным забвением кровавой истории Церкви и народа русского в XX веке. Почему бессовестным? Потому что в смертях тысяч и тысяч верующих, мирян и священников, в разрушении храмов, поругании святынь, издевательстве над традиционной культурой эти люди сегодняшним своим отношением не видят ничего дурного. В XX веке для нас оказались актуальны слова Лактанция: «Не убивая врагов своей религии можно ее защитить, а умирая за нее». И мы защитили, сохранили для вас, а вы вновь и вновь готовы свести православных до людей «третьего и четвертого» сорта.

Особенно горестно становится тогда, когда преподаватели, чья власть на занятии безраздельна, прививают своим слушателям русофобию и антихристианское мировоззрение. Под предлогом «широты взглядов», плюралистичности, либерализма и «широты своих демократических площадок». Как тут не вспомнить эпиграмму из самиздатской литературы времен застоя: «Видно совесть у предателя чиста. Среди них бывают тоже чудо-юды. Снова вышла биография Христа в популярном изложении Иуды». И это в нашем то городе, Русской Голгофы, где смерть Царственных Страстотерпцев предварила кровавые бедствия Церкви и русского народа.

В то время как государство признает историческое значение Православия, некоторые государственные чиновники от преподавания своим отношением творят антигосударственные вещи. Да, перед конституцией все равны. Также, как равны перед ней мои родители и мои соседи. Но ведь никто на этом основании не станет презирать собственную мать, отказывая ей в должном почтении и помощи, на основании того, «что другие тоже придут и будут просить», а у нас именно так и происходит. Мы трудимся и молимся за всех, прося лишь одного, будьте терпимей и милосердней к Матери-Церкви, ведь настоящее равенство будет у всех нас на смертном одре, и уже будет не до конституции.

Наступает летняя пора отдыха для вас, милые школьники. Дай Бог, чтобы это свободное время прошло у вас с пользой для души и ума. Особенное благословение я призываю на тех из вас, кто на короткое время назовется в 2001 году абитуриентами. Дай вам Господи сил перейти в категорию студентов, с честью выдержав все испытания. Начав учиться там, вы скоро обнаружите и оборотную сторону уже не школьного образования, поэтому я напоминаю вам слова апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8). Чем более возможностей к познанию, тем трезвее мы должны быть, храня нашу веру. Университеты и колледжи сейчас еще не христианские, но уже и не чисто атеистические. К сожалению, раковые метастазы оккультизма очень хорошо развиваются в нашем светском образовании. В школах — это валеология. В вузах же подчас можно встретить самые разнообразные лжеучения, вплоть до сатанизма — сайентологии. Все они лишают человека его царственного предназначения, сливая с окружающим миром. И вместе в Великим Василием говорим вам: «Убегайте бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою».

Будьте аккуратнее!

Студентов наших да укрепит Господь в предстоящей сессии. Ежегодно два великих праздника Вознесения и Пятидесятницы освящают многотрудные для вас дни учения. В этом году нас посетила чудотворная Почаевская икона Божией Матери, и каждый имеет возможность притечь к этой великой святыне со своими нуждами, в том числе и учебными.

Мы уже много говорили о том, что подлинное образование невозможно без веры во Христа. Так или иначе, все развитие научного мышления строится из предпосылки доверия, своей возможности познавать мир. Из веры в то, что если Бог создал нас по любви, Он не мог создать нас такими, чтобы мы постоянно обманывались, как и говорит об этом Р. Декарт: «Другой вид достоверности получается тогда, когда мы думаем, что вещь не может быть иной, чем мы о ней судим. Такого рода уверенность основана на несомненном метафизическом положении, что Бог — Всеблагий Источник истины, и что раз мы созданы Им, то способность отличать истинное от ложного, которую Он нам даровал, не может вводить нас в заблуждение, если только мы правильно ею пользуемся… Таковы достоверность математических доказательств». Упражнения христианина во внешних науках, светских знаниях вполне доступны: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытывать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Еккл. 1, 13). И на этом поприще великие христиане, ставшие великими учеными, могли сказать: «Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии. Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае, в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего величия» — так писал И.Кеплер, подавая пример доброго отношения к науке своего верующего сердца. Нам нужно, однако, в любом случае помнить, что образование — дело хорошее, а благочестие — спасительное. Никакая наука не вводит в Царство Небесное, кроме живой веры в вечного Христа и в Его вечную Церковь. «Церковь переживет Вселенную — пишет К.Льюис, — мы сохраним в вечности свою сущность, вспоминая галактики, словно старые сказки».

Залогом этого, безусловно, может быть наша подвижническая нравственная жизнь. Которая и здесь доставляет нам честь, и у Бога — Его блаженство. Нравственная этика христиан — этика воинская. Нам вручен бесценный дар, и мы должны его уберечь. Апостол Павел свидетельствует: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефес. 6, 12) — или против тех, кого христианское сознание именует бесами. Очень горько видеть, как многие из вас впадают в распутство, пьянство, наркоманию, ведут отчаянно греховную жизнь, даже не понимая, у кого оказались в рабстве. Считая дела греховные лишь собственным произволением, а не пониманием того, что оказались в глубокой беде, благодаря этим обманщикам. Воистину обманщикам, потому, как замечает преподобный Иоанн Лествичник, «прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким!» И то, и другое равно гибельно и ведет к греху. Прошу вас, не продавайте своей свободы! Самое бесценное на земле — наша душа. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Святость души, ее нравственная чистота еще никому в этом мире не вредили. Напротив, это ценность, ради которой стоит потрудится.

Итак, да будет же всеукрепляющая благодать Божия на всех трудах и путях ваших. Пусть ваше школьное, студенческое братство, корпорация преподавателей будут воистину братствами христианскими.

Будем трепетно заботиться друг о друге, принося дары служения, как в тяготах, так и праздниках. Еще раз, дорогие мои, поздравляю всех вас с окончанием первого учебного года нового тысячелетия и непрестанно благодарю Господа за его милости ко всем. Потому что на самое знаменательное приветствие во вселенной христиане и поныне отвечают: «Воистину Воскрес Христос!»

 
Скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении

Диакон Андрей Кураев: «Для того, чтобы накормить ваши души, к вам приходит Церковь»

Если мы хотим, чтобы больше молодых людей было в наших храмах, мы должны думать над тем, как им выделить их зону ответственности. Потому что для молодого человека естественно что-то делать, а не просто быть потребителем.

 
Скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении

Православное братство студентов в Екатеринбурге

По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, получила путевку в жизнь новая общественная организация “Православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия”.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс