Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (154) → Возвращение от выходных к праздникам

Возвращение от выходных к праздникам

№13 (154) / 8 мая ‘01

Проповедь

Праздники, как таковые, занимают особую, наиболее высокую константу в календарной жизни этноса. Они исторически либо мистически всегда обусловлены и бесспорно мотивированы, изнутри идейно раскрыты и, безусловно, понятны и доступны для всех его представителей. Праздники неразрывно связаны с этногенезом, причем наиболее полно отражают его духовную и нравственную высоту.

Как правило, праздники связаны с религиозным мировоззрением народа, и, более того, со сменой этого мировоззрения происходит некоторая интерференция, взаимопроникновение старых и новых праздников, правда, на уровне календарной стационарности, однако она, в свою очередь, обусловливает некоторую историко-хронологическую последовательность, которая формирует национальное либо религиозное достоинство.

Нельзя опустить и социальный либо конфликтно-исторический аспект, как то: военные победы и революционные метаморфозы, в свою очередь обусловливающие и формирующие праздники, имеющие, однако, более секулярный характер.

Так или иначе, но праздник составляет единое и однокоренное пространство с народным историко-религиозным сознанием и, более того, самим этим сознанием и формируется.

Итак, от справки к реалиям. Лишить народ праздников — значит, отрезать его от вершин, основание которых — его лучшие нравственные и гражданские побуждения. Именно поэтому после октябрьского переворота буйными головами новых кремлевских насельников были оперативно введены, естественно, за упразднением старых, новые праздники, для серьезной мотивировки которых просто не было времени, — таков был, по их же словам, текущий момент.

Время как постоянная величина не приемлет абсурда и отторгает его, однако же лукавство, как более изощренное понятие, порой долго пребывает в нем. Так канули в небытие, даже не задержавшись в истории, многочисленные праздники труда и революционного порыва, народного гнева и безбожного негодования, так же, как канул в Лету заказанный и воплощенный памятник Иуде Искариоту как первому вольнодумцу и богоборцу. Однако до сих пор совершенно не обусловленные и плохо мотивированные праздники 8 Марта и 1–2 Мая существуют и, безусловно, приемлются самыми широкими слоями русского, или, как сейчас принято говорить, российского народа.

Возможно, здесь сыграло роль элементарное процентно-долевое соотношение будней и праздников. Согласимся, что одного — и так с трудом разрешенного — Нового года, конечно же, мало. Вот и празднуем мы под благовидным предлогом возвеличивания статуса наших измученных и дискриминированных женщин день, нарочито придуманный забытой уже разбойницей Розой Люксембург, — 8 Марта. И более одиозные, всемирно известные как дни великого шабаша на горе Брокен, вершине немецкого кряжа Гарц, где, по преданию, 1 и 2 мая собирается вся нечистая сила во главе со своим предводителем, а в наши дни въяве соединяются сатанисты всех стран, демонстрируя свою полную международную солидарность с народным преданием.

Единственный, и органически и естественно образованный новой эпохой праздник, — это День Победы 9 Мая. Именно в нем соединились Великая эра и Великое разорение, былая радость и нынешнее разочарование, так как трудно праздновать победу, будучи все более и более побежденными.

Вернемся все же к двум вышеупомянутым и, рассмотрев их внутреннюю несостоятельность и необусловленность, отметим, что 8 Марта мы, совершенно не вспоминая о Розе Люксембург, конечно же, искренно поздравляем наших женщин, однако чаще всего этот праздник совпадает со временем Великого поста, что способствует как раз к обратному объединительного смысла праздника, народного события — разделению. А ведь есть куда более обусловленное и признанное всем христианским миром Воскресенье жен-мироносиц. Копая грядки 1 и 2 мая, мы вряд ли думаем о солидарности с трудящимися, подобными нам, так как подобно нам давно уже никто не трудится.

Налицо подмена собственно праздников выходными днями, что совершенно обезличивает народ, превращая его из этноса в гумус.

Автор смеет надеяться, что государство не обеднеет, расширив так называемые рождественские каникулы, сделав акцент именно на Рождестве, принимая во внимание незыблемость, обусловленную конфликтом календарей, Нового года и узаконив недельное празднование Святой Пасхи. Эта мера, по мнению автора, вберет в себя количественную полноту выходных дней и, что самое главное, наполнит их смысловым качеством праздника, именно праздника как духовно осознанного народного переживания.

Священник Димитрий Арзуманов
Страна.Ru

 

В других номерах:

Проповедь

К.Е. Скурат: «Смирение»

Одна из русских православных подвижниц начала текущего столетия игумения Арсения (†1905 г.) так говорила своим духовным чадам: «Все хорошо в свое время, а не вовремя и самое хорошее может послужить во вред. Но есть одно дело, для которого всегда время, это дело — смирение духа, оно лучше всего».

 
Православное воспитание

Землю бережет традиция!

Апреля 22 дня в ДК железнодорожников проходило празднование Светлой пасхальной седмицы. Силами детских церковно-приходских, светских художественных школ и фольклорных ансамблей была открыта выставка детского творчества, и состоялся концерт в двух отделениях.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс