Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 10 мая, «Православная газета». 3–4 мая в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Духовные и социальные проблемы глобализации». В первый день пленарные заседания конференции проходили на факультете социологии Санкт-Петербургского Государственного Университета в помещении бывш. Смольного монастыря, во второй — в актовом зале Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. С приветственным словом к участникам конференции обратились от имени Оргкомитета: директор НИИ Комплексных социальных исследований при СПбГУ, профессор В.Е. Семенов, академик Международной Академии «Информация, связь, управление в технике, природе и обществе», доктор науки и техники В.М. Ильин, ректор Санкт-Петербургских Православных Духовных Академии и Семинарии, профессор, епископ Тихвинский Константин; от имени Государственной Думы РФ — депутат Государственной Думы А.В. Шульга. На пяти пленарных заседаниях конференции были заслушаны доклады по темам: «Духовно-нравственная оценка глобализационных проблем», «Правовые аспекты глобализации», «Проблемы информационной безопасности», «Социальные и экономические перспективы и последствия глобализации, «Глобализация и проблема национального суверенитета». Екатеринбургскую епархию на конференции по благословению архиепископа Викентия представлял иеромонах Димитрий (Байбаков).
Итоговый документ научно-практической конференции
«ДУХОВНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
Санкт-Петербург, 3–4 мая 2001 г.
«Итак, стойте в свободе,
которую даровал вам Христос,
и не подвергайтесь опять игу рабства»
(Послание к Галатам св. ап. Павла, 5,1)
Участники научно-практической конференции «Духовные и социальные проблемы глобализации», организованной по инициативе НИИ Комплексных социальных исследований при СПбГУ и Международной Академии «Информация, связь, управление в технике, природе и обществе» при участии Санкт-Петербургских Православных Духовных Академии и Семинарии, заслушав около 50 докладов и сообщений (в том числе священнослужителей и представителей из 8 епархий РПЦ, представителя Госдумы ФС РФ, докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов и научных сотрудников из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России, а также гостя из Югославии), пришли к следующим выводам.
1. Идеология глобализации противостоит христианскому мировоззрению и несовместима с ним; она внедряется и пропагандируется в светском обществе и Церкви усилиями мировой элиты и выражает ее интересы. Глобализация становится воплощением утопической идеи мондиализма о создании на Земле унитарного наднационального жестко контролируемого сообщества. На недопустимость и опасность глобализационных процессов указывают официальные Церковные документы, прежде всего, «Обращение Первоиерархов Православных Церквей» (7 января 2000 г., Вифлеем), раздел XVI «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (принятых Юбилейным Архиерейским собором 13–16 августа 2000 г.). В Послании Святейшего Патриарха Алексия от 4 марта 2001 г., касающегося проблемы идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН) констатируется: «Технологическое развитие может дать злонамеренным силам в стране и мире слишком много возможностей для контроля над жизнью человека». Подобная мысль содержится и в п. 4 «Итогового документа» VII Пленума Синодальной Богословской комиссии (19–20 февраля 2001 г., Свято-Троицкая Сергиева Лавра): «Нельзя отрицать опасность использования различных технологий для установления системы тотального контроля, для нарушения тайны личной жизни и для давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности».
2. Желая внести терминологическую ясность в рассматриваемый вопрос, конференция констатирует принципиальное понятийное различие между процессами экономической интеграции, технологического прогресса и глобальным сосредоточением власти. Последнее является сущностью идеологии мондиализма, которая использует планетарное внедрение информационно-финансовых технологий как инструмент в достижении мирового лидерства.
3. Историческое призвание России как страны-хранительницы Православной веры, культуры и традиций не признается и отвергается мондиалистами. Между тем, указанные ценности имеют общемировое значение. Русская Православная Церковь и государство стали главным препятствием на пути устремлений к мировому господству. Глобализация представляет серьезную угрозу для национального суверенитета, обороноспособности и культурной идентичности как России, так и любого независимого государства.
4. В настоящее время главными проявлениями глобализационного процесса в РФ являются изменение традиционной системы ценностей, разрушение национальной культуры, христианской морали и нравственности, примитивизация мышления людей, повсеместное приучение их к «добровольно-принудительному» принятию цифровых идентификаторов (личных кодов), заменяющих человеческое имя во всех государственно-общественных отношениях.
5. Глобализация не есть необходимое условие прогресса общества; информационные технологии могут (при разумном подходе) успешно развиваться и применяться на пользу человеку без обеспечения интересов стратегов глобализации. Противники глобализации вовсе не отрицают все без исключения направления технического прогресса, как это в провокационных целях представляется их оппонентами. Более того, существуют альтернативные подходы и конкретные разработки как в области государственного управления и налоговой системы, так и в сфере финансовых технологий, не связанные с концепциями глобализационных преобразований, в частности, вообще не требующие цифровой идентификации граждан.
6. Стержнем мировых глобализационных процессов становится постепенное нивелирование свободы личности, причем персональная цифровая кодификация и создание соответствующего электронного досье на каждого гражданина — ключевые моменты этого процесса, важнейшие составляющие глобализационной стратегии. По словам Митрополита Минского и Слуцкого Филарета из его обращения к Президенту Белоруссии: «Изучение вопроса приводит к выводу, что присвоение этого номера является первым и самым существенным шагом к последующему созданию глобальной системы контроля над личностью. Иного смысла для присвоения личного номера не усматривается. Прискорбно, что в адрес граждан, не желающих принимать личный номер, звучат угрозы применения мер административного воздействия» («Русский Вестник», №7, 2001 г.).
7. В России процесс тотальной идентификации населения (включая младенцев, пенсионеров и инвалидов) осуществляется в рамках массированной пропагандистской кампании под надуманным предлогом потребностей налоговых органов (хотя фактически тот факт, что присвоение всем гражданам ИНН выходит далеко за рамки налогового учета, уже признан как государственными чиновниками, так и Верховным Судом РФ); эта деятельность ведется с явным и грубым нарушением действующего законодательства, носит антиконституционный, то есть, саморазрушительный антигосударственный характер, и уже привела к многочисленным страданиям граждан России.
8. Участие в глобализационных проектах пагубно отражается на духовно-нравственном состоянии личности, способно привести к изменению сознания, утрате традиционных нравственных идеалов и ценностей. Внедрение глобализационных проектов нарушает информационно-психологическую безопасность граждан, общества, этноса и человечества в целом. Личное кодирование отражается на мировосприятии человека, т.к. «отзываясь» на цифровой номер вместо имени, он соглашается с навязываемым ему порядком вещей, содействует построению глобальной системы тотального учета и контроля, принимает определенные правила «системного» поведения. Как справедливо и точно отметил духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов): «Принимая ИНН, человек входит в систему зла» («Благовест», №1, 2001 г.).
9. Следует высоко оценить и использовать опыт противостояния глобализации, накопленный в других странах. Несомненными достижениями в этой области стали попытки конституционного запрета на введение единого личного цифрового идентификатора в Германии, Португалии и аналогичные решения парламентов ряда других стран. Наибольший интерес для России представляет противодействие глобализации в странах традиционно православной культуры, особенно в Греции, на Украине, в Белоруссии. Важнейшим фактором, заставившим обратить внимание на происходящие процессы, явился в этих странах голос Церкви — как ее официальных канонических органов и предстоятелей, так и особенно авторитетных старцев-духовников. Большое значение имели синодальные документы последних лет, принятые в Греции, на Украине и в России. Особо значительной представляется роль представителей священноначалия, которые возвысили свой голос в защиту богодарованной человеческой свободы. Проявлением примера архипастырской заботы для нас служит деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, проводившего многочисленные переговоры с руководством налоговых органов. К сожалению, следует отметить, что обещания госчиновников, неоднократно дававшиеся Патриарху в ходе этих переговоров и опубликованные в СМИ, в дальнейшем совершенно не выполнялись и сейчас открыто отвергнуты Правительством РФ (письмо № 2043п-П13 от 9 апреля 2001 г. за подписью Зам. Председателя Правительства РФ, Министра Финансов РФ А.Кудрина).
10. Необходимо подчеркнуть, что опасения о якобы возможных церковных разделениях из-за активного и разнообразного выражения мнений по вопросу о личной идентификации, опровергнутые уже самим Святейшим Патриархом как «надуманный вопрос» (интервью Д.Сафонову, опубликованное на Интернет-сайте Сретенского монастыря), также представляются безосновательными. За все время антиглобализационной деятельности не известно ни одного случая действительного ухода верующих в другие «юрисдикции», отделения кого-либо из клириков от своего архиерея и «непоминания» его, создания раскольнических «общин» или чего-либо подобного по причине разногласий из-за ИНН. Кроме того, в настоящее время преобладает гражданский характер деятельности общественных и научных кругов по противостоянию глобализационным проектам, в особенности правовыми методами. Ширится Общественное антиглобализационное движение «За право жить без ИНН», подающее хороший пример корректного и уважительного отношения к официальной позиции священноначалия в сочетании с глубокой экспертной проработкой проблемы, объективной информационной политикой и оказанием реальной практической помощи гражданам, в особенности юридической. Конференция отмечает, что это Движение взяло на себя труд исполнения Определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (принятого Юбилейным Архиерейским собором 13–16 августа 2000 г.), в п. 42 которого признано полезным «… добиваться установления максимального общественного контроля за сбором компьютерной информации о гражданах и вообще за процессами, могущими привести к нарушению тайны частной жизни, свободы вероисповедания и передвижения». Конференция рекомендует создавать региональные отделения Движения в России и странах СНГ для объединения и координации этих усилий.
11. Сам факт успешного и плодотворного проведения конференции свидетельствует о реальной возможности консолидации по данному вопросу различных здоровых сил нашего общества, в том числе религиозных организаций, общественных объединений, политических партий, патриотических движений, научных и образовательных учреждений и др., при безусловном сохранении их самостоятельности и самобытности в решении вопросов, не относящихся к антиглобализационному движению. Конференция призывает к максимально возможному объединению указанных сил для противостояния губительной для России глобализации путем совместного воздействия на законодательные и другие органы власти.
12. Конференция отмечает, что в ходе дискуссий в церковной среде по вопросу кодификации зачастую неточно интерпретировались понятия «современности» и «последних времен» — этот термин в текстах Священного Писания и Св. Отцами понимается как время от пришествия в мир Спасителя и до конца истории. В то же время следует расценивать как естественные проявления христианской бдительности и трезвомыслия протесты верующих разных стран относительно неоднократно подтвержденного экспертизами факта наличия антихристианской апокалиптической символики в виде трех штриховых знаков, изображающих цифры «шесть», в штрих-кодах стандартов EAN-13/UPC, используемых не только для маркировки товаров, но и для личных документов. Сам же факт попущения такого кощунственного действия дает повод для обращения внимания на кодификацию как на некий нарочитый и негативный процесс, основывающийся на оккультном сатанинском мировоззрении своих исполнителей. Конечно, это не может служить основанием для произвольных определений незнаемых нами «времен и сроков» конца этого мира. Но, как отмечалось в Окружном послании Синода Элладской Церкви (9 февраля 1998 г.), происходящие события, в том числе и «…настойчивость на употреблении числа 666, призывают нас к пробуждению, трезвению, духовному бодрствованию и к непреложной надежде на победу Христа».
13. Юридическое и научно-техническое экспертное исследование признает особо опасным предложенный для рассмотрения в Государственной Думе пакет законопроектов глобализационной направленности. Отклонение депутатами в феврале 2001 г. в первом чтении законопроекта о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ (предполагавших введение «личных кодов» и «машиносчитываемых записей» на основе международных стандартов), представляется верным и мужественным шагом российских законодателей. Участники конференции поддерживают в этом народных избранников и выражают надежду на столь же внимательную их работу в будущем, а также указывают на целесообразность ведения научными и общественными кругами информационной и просветительной работы (в том числе, посредством активной издательской деятельности) как с населением, так и с представителями всех ветвей и уровней власти.
14. В настоящее время весьма актуальны действия общественности по практической защите граждан от последствий глобализации — общественный контроль за нарушением конституционных прав и свобод, проведение юридических экспертиз, помощь в судебной защите и т.п. Необходимо сочетание работы как на уровне участия в законотворческом процессе (через представителей в выборных органах власти), так и в борьбе за соблюдение гражданских прав в каждом конкретном случае, включая содействие законным интересам лиц, отказывающихся от присвоения идентификационных номеров. Конференция обращается к депутатам Государственной Думы за поддержкой в решении проблем, возникающих у рядовых налогоплательщиков, предпринимателей и в особенности религиозных объединений, при попытке отстоять свои законные права стоять на налоговом учете и платить налоги без применения ИНН. Конференция поддерживает решение православной общины церкви Святителя Николы на Берсеньевке в Москве не принимать ИНН на приход и выражает моральную поддержку её настоятелю.
15. Следует также помнить о наиболее незащищенных категориях населения — стариках, детях и инвалидах. Так, Заявление Священного Синода РПЦ (7 марта 2000 г.) настаивало на «…необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг»; к сожалению, это обращение Церкви осталось практически не услышанным Государством.
16. Тема противодействия практическим этапам глобализации, в том числе созданию в нашей стране «электронного концлагеря» путем всеобщей цифровой идентификации и внедрения электронных документов, никаким образом не является закрытой или исчерпанной; все обсуждения этих вопросов на научных, политических, церковных и иных форумах следует рассматривать в их совокупности, как продолжающееся общественное осмысление, не претендующее на истину в последней инстанции. Конференция отмечает недостаточное освещении в СМИ этой темы, фактическое её замалчивание.
17. Ответом на вопрос о возможности для христианина участвовать в глобализационных процессах, наряду с общим положением об антихристианском характере глобализации, могут стать слова выдающегося русского богослова Н.Н. Глубоковского (Н.Н. Глубоковский. «Благовестие христианской свободы в послании Святого Апостола Павла к Галатам», София, 1935 г., стр. 167): «Первым принципом христианской нравственности должно быть неизменное пребывание или непоколебимая устойчивость в благодатной, богоданной свободе при безусловном устранении всего, что где-нибудь носит хоть тень поработительного стеснения».
Екатеринбург, 7 мая, «Православная газета». Вчера вечером полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе П.М. Латышев прибыл в резиденцию Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии, откуда вместе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием направился в Иоанно-Предтеченский кафедральный собор.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.