Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (152) → Блаженная Евдокия Чудиновская

Блаженная Евдокия Чудиновская

№11 (152) / 15 апреля ‘01

Православная миссия

В этой теме:

Православная миссия
Миссионерские записки священника
Православная миссия
Плачут ли священники?

Господь даровал русской земле немало святых, просиявших различными подвигами. Они составляют главное сокровище нашей Родины, они ее утверждение и оправдание. Не стоит село без праведника — так гласит народная мудрость. А потому мы обязаны святым угодникам очень многим. Не только верой, что они сберегли для нас, хотя это и составляет самую драгоценную часть нашего наследства, не только наставлением в благочестии делом и словом, но и даже тем простым обстоятельством, что стоит еще земля русская, стоят наши города и села… Великая неблагодарность забыть их имена, их жизнь. К сожалению, человечество склонно забывать своих благодетелей. Этому способствует и великое смирение истинных угодников Божиих, которые хранят втайне свои подвиги и всячески подаваемую милостыню. Нам, уральцам, далеко за примером ходить не надо. Святой праведный Симеон Верхотурский жил среди наших предков, наставлял их, изумлял своей жизнью, прославился благочестием, но прошло 50 лет со дня его смерти, и что мы видим? Господь прославил Своего угодника, а среди христиан имя его уже было забыто…

Да не будет так на земле нашей! Этот рассказ я посвящаю памяти блаженной Евдокии Чудиновской. Ее имя сохранилось в народной памяти, тропка к ее могилке не зарастает, ибо пришедшие получают здесь благодатную помощь, как бы придя к живой Дунюшке. Всех она утешала, помогала молитвой и лаской, а то и строгим выговором. Дунюшка взяла на себя очень сложный подвиг — юродство. Юродство справедливо считается одним из величайших подвигов христианского благочестия. Полистав святцы, мы увидим, как немного в них юродивых, иначе говоря, блаженных. А среди женщин, как существ более слабых, подвиг юродства — настоящая редкость. Первой по времени юродивой была святая Исидора, подвижница IV века. В России прославлены за свой подвиг блаженные Пелагея Ивановна, Паша Саровская, Домна Карповна, Анна Ивановна, Ксения Петербургская. Немного имен нужно добавить к этому скромному списку, чтобы он стал полным. Само малое количество блаженных свидетельствует о величии подвига. Вот к какому пути призвал Господь Свою рабу!

Родилась будущая подвижница в 1870 году, в Оренбургской губернии (ныне Челябинская область), родители ее — Тихон и Дарья Маханьковы. Детство Дуни было безмятежным, но лишь до смерти ее матери — до первой земной скорби семилетней отроковицы. В столь нежном возрасте Дунюшка ощутила сиротство и осознала, что уже ничто не привязывает ее к земле. Она дала обет сохранить девство ради Бога. Пришло время испить чашу страданий, и Дуня покорно приняла ее из рук Божиих.

Как-то Дуня играла с дочками мачехи, и девочки не поделили сухарики. Одна из них громко заплакала, а мачеха сказала вошедшему в избу отцу: “Дуняшка опять обижает моих деток”. Решение было скорым: отец взял хворостину, вывел Дуню и до крови исхлестал ее. Вдобавок на нее напала бодливая телка и стала катать рогами по двору. Не помня себя, Дуня добралась до дома крестной, и та целую неделю лечила девочку от испуга и побоев. После этого отец решил отправить Дуню на заработки — нянькой, несмотря на ее возраст. Он вывел ее за село и показал дорогу в соседнюю деревню. Дальше девочке нужно было идти одной, через лес в сгущающихся сумерках. На сиротку напали разбойники, избили ее. Сложно сказать, зачем понадобилась им девочка, но они стерегли Дуню. Уходя на промысел, ее привязывали к дереву, а ночью — к себе. Однажды они долго не возвращались, и стало темнеть. К связанной девочке подошел волк, завыл, а затем откусил у нее пальчик. От боли и страха она закричала. Но не пришло еще время оставить этот мир, волк убежал, и девочка услышала неземной голос: “Дай обет, сиротка родная”. После этого случая разбойники смягчились и стали отвязывать девочку. Однажды ночью разбойники крепко уснули, и Дуня убежала от них. Она встретила мужиков, собирающих хворост, и хотела убежать, приняв их за разбойников. Но они успокоили ее, привезли в деревню. Родители с трудом узнали Дуню. На разбойников была устроена облава, их схватили и хотели казнить, но Дуня простила их.

Не успели еще как следует зажить раны, а юную страдалицу ждало новое испытание. Она отправилась собирать ягоды и, увлекшись, отбилась от подружек. Вдруг к ней подъехали два киргиза, привязали веревкой к лошади и поволокли по дороге. К счастью, пристав увидел, что киргизы волокут девочку, и послал погоню. Дуню узнали лишь по откушенному пальчику, так она была изуродована. И вновь Дуня прощает своих обидчиков и просит за них. Раны, полученные девочкой, болели потом долгие годы…

Чуть девочка подросла, ее стали посылать на тяжелую работу — теребить лен. Она работала целыми днями, гноились раны, болели спина и руки, а Дунюшка продолжала свой труд и молилась Пречистой Деве. Такое терпение и смирение не остались без награды. Видит Дуня женщину светлую и кроткую, красоты неземной. “Бог на помощь, голубка родная, дай я подергаю лен с тобой”. “Кто ты?”, — тихо спросила девочка. Женщина нежно обняла ее: “Я твоя небесная мать. С этого дня ты не будешь сиротою, я буду твоей заступницей”. И своими красивыми руками она стала теребить лен. Глядь, а полоски как не бывало! Дунюшка опустилась на колени, целовала руки женщине и плакала, а та склонилась к девочке, говоря: “Не плачь, успокойся, родная! Чаще Господа Бога моли. Еще много испытаний тебе предстоит, но ты веруй, терпи и люби!”

Время шло. Однажды неподалеку поселился отшельник, и Евдокия познакомилась с ним. Они стали часто видеться, отшельник лечил раны девушки. Но нашлись злые языки и стали поговаривать, что девушка не праздна. И даже донесли на нее, что она совершила грех. Прибыл исправник, огласил перед селом донос. Не поверил он словам Дунюшки, а верил клевете людской и приказал пытать ее, обливая водой. А дело было зимой, через три дня после Крещения. 40 ведер вылили на Евдокию, ноги примерзли ко льду. Народ заволновался, стали жалеть девушку, но нашлась злорадная душа — одна женщина кричала: “Так ей и надо, не будет с отшельником жить!” Ее увещевали, но это лишь усилило злобу: “Вот здесь моя дочка стоит -пусть она на месте умрет, если это неправда!” Дунюшку внесли в дом, она постепенно оттаяла и сказала только: “Слава Богу! Матерь Божия все это время мне помогала”. После этого случая деревню стали называть Чудиново — от слова чудо. Отшельник узнал о беде и пришел, открылся людям. Тут и оказалось, что отшельник тот — женщина. Почти в те же дни заболела дочка той злобной женщины, стала мерзнуть и вскоре умерла. Мать ее потом всю жизнь просила прощения у Дунюшки, а та отвечала: “Господь все видит, у Него проси”.

Ждало Дунюшку еще одно испытание — смертью. Накануне весеннего дня Святителя Николая она спешила прибрать свой двор и избу и вдруг услышала голос, назвавший ее. В дверях стоит странник. Прошел в горницу, зажег лампадку. Евдокия в растерянности прошла за ним, подала милостыню — холстину, единственное богатство, доставшееся от матери. Странник взял холст и расстелил его на столе: “Поди сюда, раба Господня. Молись и ляг, твой час настал! Земные страдания твои окончены. Господь меня за тобой послал”. С тоской и слезами прочла девица молитву, легла на стол. А странник воссиял неземным светом, и она поняла, что это сам Святитель Николай. Сельчане удивились, как сиротка умерла в одночасье. На третий день начали отпевать, и перед окончанием отпевания Евдокия вдруг ожила. Все испугались, бросились бежать. Первым пришел в себя священник и произнес: “Всегда благословяще Господа поем Воскресение Его: се нас возвел еси от врат смертных, смерть разрушив. Посему сказано: “встань, спящий, воскресни из мертвых и освяти тебя Христос, даруяй нам великую милость” (Еф. 5, 14). Потом велел развязать Дунюшке руки. В руках у нее оказался букет райских цветов, и Дунюшка отдала его матушке Ирине, подошедшей развязать ей руки. Потом блаженная много рассказывала о мире ином: о райских обителях, о адских муках, о мытарствах.

Евдокия приобрела дар исцелений, дар молитвы о прощении грешников, ей была открыта загробная участь человека, получила она и дар прозорливости. Она предсказывала грядущую революцию, гибель Царской Семьи, разорение храмов и гонения на православных, судьбы России. Знала Дунюшка и судьбы людские, что происходит далеко от нее. Часто она указывала на грядущее намеками, а порой и прямо говорила. Блаженная любила паломничество: она побывала в Иерусалиме, у гроба Господня, в Верхотурье, на Белой горе и во многих других монастырях. Затем долгие годы жила в селе Чудиново у матушки Ирины. К ней шли со своими скорбями, печалями, обидами. Одни с верой, другие с хитростью, неверием. Возле Дунюшки находили утешение, оживала пламенная ревность в душе. Дунюшка говорила: “Как ходили ко мне живой, так ходите и на могилу. Вы меня видеть не будете, а я вас буду видеть и слышать, буду появляться в храмах. Кто достоин — увидит. Просите все, что нужно, я там буду близко у престола Божиего и все полезное для вас выпрошу”. 5 марта 1948 блаженная Евдокия Чудиновская мирно отошла ко Господу. Но и по прошествии более пятидесяти лет на могилку к ней приходят люди, помня ее благочестивую жизнь, ища утешения и исцеления.

Паломнический отдел Екатеринбургской епархии приглашает всех желающих совершить паломническую поездку в село Чудиново Челябинской области к могилке блаженной Евдокии.

Голубева Е. В.

 
Церковь и образование

Как изучить церковнославянский язык?

Для решения этого вопроса учителя церковно-славянского языка г. Екатеринбурга встречались на семинарах 3 марта, 1 апреля, организованных отделом церковно-приходских школ епархии.Учителя, присутствующие на первом семинаре, поделились своим опытом

 
Православная миссия

Миссионерские записки священника

14 августа я побывал в селе Никольском, где согласовал вопрос о помещениях с заместителем главы администрации Никольского сельсовета Мухаметовой Татьяной Александровной. По её словам, в Никольском проживают 1000 человек, в Андреевке 69 человек, в Верхней Боёвке 200 человек

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс