Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (151) → О грехе пьянства

О грехе пьянства

№10 (151) / 8 апреля ‘01

Проповедь

В ниге Деяний святых апостолов говорится, что когда апостолы по действию Святого Духа стали на разных языках проповедовать Слово Божие, то некоторые «насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (2, 13). В этих кратких словах прикровенно объясняется причина той ужасной духовной болезни, которая называется пьянством. Болезни именно духовной.

Попробуем разобраться. Действие Святого Духа принимают некоторые за действие хмельного напитка. Как известно, выпивший человек чувствует себя раскованно, свободно вступает в общение, он весел, бесстрашен, от него отступает всякая житейская суета. Очевидно что-то подобное этому усмотрели тогда и в апостолах, в их дерзновении, в ИХ смелости, в их открытости. Оказывается, внешне действие вина и действие благодати подобны. Разница в том, что Святой Дух действует могущественно и самовластно как Бог, а вино лишь на время дарит иллюзию свободы и удовольствия, чтобы потом, опустошив душу, оставить человека беззащитным и слабым лицом к лицу с той же неизменившейся жизнью. И вот человек ищет снова забытья, ухода от проблем; ищет легкости и невесомости. И то, что можно получить от Духа Святого, человек быстрее и проще получает от спиртных напитков. С той только разницей, что если Дух Святой подает человеку полноту и радость бытия, то спиртное — только видимость этой полноты и радости.

Стремление к счастью, глубокая неудовлетворенность жизнью, неосознанная тоска по потерянному Раю, — вот причина, толкающая человека к спиртному.

Эта глубинная, неосознанная тоска — общий удел всего грехопадшего человечест-ва, и потому пьют все: и богатые, и бедные, и ученые, и неграмотные, различаясь только качеством напитков. «Зеленый змий» не приносит ни счастья, ни радости. Вместо них он приносит разбитые семьи и детей-калек, автодорожные происшествия и производственные травмы. Он («змий») делает так, что (по словам святителя Василия Великого) «упившиеся ищут в мужском теле женского, и в женском — мужского…» Святой апостол Павел перечисляет пьянство в ряду с такими грехами, как блуд, идолослужение, мужеложство, рукоблудие, воровство и проч. (см.1 Кор. 6, 9). Действительно, статистика говорит, что большинство преступлений совершается под воздействием спиртного, а жизнь показывает, что алкоголь протаривает дорогу и растлениям, и изменам, и прочим непотребствам, которые перечисляет Апостол. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что пьяный хуже бесноватого, ибо бесноватого жалеем, а от пьяного отворачиваемся. Пьяный неразумнее животного, ибо те знают меру, а пьяный переступает все рамки и все границы. Пьяный жалок больше мертвого. Тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла. А этот способен только на зло… Обличительные цитаты можно продолжать бесконечно.

Ту же мысль о пьянстве как об ошибочном стремлении к блаженству находим у Бодлера, поэта печально известного и жизнью, и творчеством. Он пишет: «Человеческие пороки доказывают неудержимое влечение человека к Бесконечному… Человек захотел создать себе Рай при помощи фармацевтических средств и возбуждающих напитков, и уподобляясь маниаку, который вздумал бы заменить солидную мебель и настоящие сады рисунками на холсте, вставленными в рамы».

Если согласимся с тем, что пьянство вырастает из духовной пустоты и неудовле-творенности, то придем к мысли о том, что нет иного способа победить пьянство, как только приобщиться к истинно-духовной жизни, прийти к Источнику жизни — Богу и от Него наполниться настоящим, а не иллюзорным блаженством. Подтверждение этой мысли находим у апостола Павла. «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (по церковнославянски: «в нем же есть блуд»), но наполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными…» (Еф. 5, 18–19). Здесь, как видим, «упиванию вином» противостоит «исполнение Духом». Ту же мысль влагает в наше сердце и Господь, говоря: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими», — и как противоядие — «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 34, 38).

По опыту жизни видим, что ни плачущие дети, ни крики домашних, ни крайняя бедность, ни долги, ни расстройство здоровья — ничто не удерживает от вредоносного зелья. Душу, порабощенную пьянством, может исцелить только Всесильный Дух Святой. Но как быть, если пьяница не молится? Нужно, чтобы за него молились другие: мать, жена, дети. Господь Иисус Христос, исцеливший от беснования дочь по молитвам матери (см. Мк. 7, 24–30), и сегодня исцеляет страждущих за молитвы родственников и близких.

Если же у самого пьющего человека возможно желание освободиться от греховного рабства, то пост, искреннее раскаяние, частая исповедь и причащение Святых Христовых Тайн будут теми дверями, через которые в душу человека войдет и начнет действовать сила Божия.

Борясь с пьянством, не следует кодироваться. Никто не кодировал человека, когда он начинал пить, и, бросая пить, нужно укрепиться волей против зла и с помощью Божией — без магической помощи заговоров и кодирования — отстать от греха.

Для того, чтобы грех винопития не повторялся, необходимо всячески избегать хмельных застолий, встреч с пьющими людьми и всех тех случаев жизни, где можно впасть в этот грех.

В настоящее время за многие виды работ принято рассчитываться «поллитрой». Поступающие так тяжко согрешают и повинны в тех несчастьях, которые, как тень, следуют за каждой бутылкой спиртного.

Молясь Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, можно призывать в помощь и таких угодников Божиих, как мученик Вонифатий, святой праведный Иоанн Кронштадтский; совершать им особые молебные пения.

Но главное — не жалеть и не извинять себя, но возненавидеть грех, позорящий и губящий человека.

«У кого вой? У кого стон? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином…» Послушаем и дальше Премудрого Соломона: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид: глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притч. 23, 29–33).

Даже такие праведники как Ной (Быт. 9, 21) были осмеяны и посрамлены через вино; даже такие праведники как Лот (Быт. 19, 33) под действием вина изменили естеству и увлеклись постыдным блудодеянием. Тем более сегодняшним христианам необходимо помнить о своей немощи и о коварстве диавола и бегать пьянства как матери многих грехов; возлюбить же трезвость и пост как матерь многих доброде-телей.

«Георгиевский листок»
г. Львов

 

В других номерах:

Жизнь Екатеринбургской епархии

К 10-летию возрождения приходской жизни в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Каменска-Уральского

— Отец Иоанн, храм Покрова Пресвятой Богородицы Каменска-Уральского отмечает свое десятилетие. Как все начиналось?— Действительно, наш храм был возвращен Церкви десять лет назад.

 
Проповедь

О грехе сквернословия

Сейчас матерный язык слышен везде, начиная от семьи и до улицы, до транспорта, даже до людей, имеющих какую-то власть. Причиной для матерщины уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми, ими перекидываются даже влюбленные.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс