Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Выступление А.Н. Черепанова,
руководителя Территориального управления Министерства культуры России
по сохранению культурных ценностей в г. Екатеринбурге,
на заседании Консультативного Совета при Полномочном представителе Президента РФ в УрФО по вопросам государственной политики в сфере культуры
19 марта 2001 года
Уважаемый Петр Михайлович, уважаемый Михаил Ефимович, Ваше Высокопреосвященство, уважаемые коллеги!
В марте этого года исполнилось 4 года с момента создания Территориального управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей в г. Екатеринбурге. Согласитесь, что это уже достаточный срок для того, чтобы проанализировать деятельность, сформулировать проблемы и прорисовать перспективы. Анализ на сегодняшний день не утешительный, оттого, что много проблем не решено до сих пор. В 1993 году вышел в свет Закон РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей». На наш взгляд, очень толковый закон, и если бы он исполнялся в полной мере, думаю, что многие проблемы в нашем государстве были бы уже сегодня разрешены. А убежденность моя складывается из следующих моментов.
Год назад в г. Екатеринбурге прошла первая научно-практическая конференция «Сохранение культурных ценностей: проблемы и перспективы». Все проблемы, существующие на сегодняшний день, кроме главной, подняли во весь рост.
Участники конференции — представители Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации, территориальных управлений по сохранению культурных ценностей городов Архангельска, Екатеринбурга, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода и Новосибирска, Уральского таможенного управления, Главного управления внутренних дел Свердловской области, органов управления культуры субъектов федерации, Екатеринбургской епархии, а также государственные эксперты территориальных управлений по сохранению культурных ценностей городов Екатеринбурга и Уфы, ученые и практики из музеев и вузов Москвы и других городов — попытались обобщить опыт 3-х лет функционирования территориальных управлений, рассмотрели проблемы и перспективы сохранения культурных ценностей в контексте действия Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15. 04. 93 г. № 4804–1 (далее «Закона») и подготовили рекомендации.
Участники конференции выразили обеспокоенность тем, что исполнение Закона в полном объеме сдерживает отсутствие межведомственной координации по вопросам сохранения культурных ценностей, низводит проблему до уровня одного или нескольких разрозненных ведомств.
Конференция сочла необходимым ускорить создание Межведомственного Совета как коллегиального органа по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей (ст. 14, 15 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»).
Проходили недели, месяцы, эйфория исчезала, и появилось ощущение того, что снова произвели бурю в стакане. Но почему? Вроде бы сообща обсуждали — и закон есть, и служба создана, а проблемы не решаются. И вывод появился сам собой. К ценностям ТАК не относятся, значит, ценности носят больше декларативный характер, а не истинный. Подтверждение этому можно найти повсюду. Начиная с зарплаты музейных работников, отсутствия средств на реставрацию культурных ценностей и пополнение музейных фондов, заканчивая нерешением тех проблем, которые были обозначены выше. В оправдание этому существует целый ряд объективных причин. Назовем некоторые из них.
Проведем небольшой экскурс в недавнюю, т. е. даже в нашу с вами историю, которая проливает свет на отношения к ценностям. Для начала вспомним, какие культурные ценности украшали наше жилище. Не ошибусь, если скажу, что несколько поколений, проживая в бараках и коммуналках, далее в «хрущевках» и девятиэтажках, имели неадекватное представление об истинной ценности многих произведений искусства.
Отлучение от Церкви тоже не прошло бесследно. Ценность иконы, по большому счету, может определить только истинный знаток, а их, увы, слишком мало. Вспомните, как произносилось слово «антиквариат» — только в контексте чего-то закрытого и преступного.
Что можно говорить о «потреблении» ценностей, если из всего богатства музейного фонда России люди видят в лучшем случае 5%? Все остальное лежит под спудом, и, видимо, многое из того, что есть, никто и никогда не увидит. Возникает вопрос: «Золото в земле, которое не нашли, — золото или нет?» Так же, видимо, и с ценностями культуры. Думаю, достаточно причин для того, чтобы понять, что ценностям культуры еще только предстоит приобрести статус истинных в общественном сознании.
Сегодня новоявленные идеологи стали провозглашать некие общечеловеческие культурные ценности как панацею. Более того, «титаны» замахнулись на создание идеи для России. Зададим в этой связи очень простой вопрос. Может ли государство существовать тысячелетия без идеи? Убежден, что нет.
Ну а теперь о понимании главной причины в проблеме сохранения культурных ценностей. Мы исходим из того, что культура каждого народа существует и проявляет себя как культурное наследие и культурное творчество. Отнимите одно из слагаемых, и народ лишится возможности дальнейшего развития. Это касается любого вида деятельности. Культурное наследие народа является критерием его национального самосознания. Соответственно, и отношение народа к собственному культурному наследию оказывается самым чувствительным «барометром» его духовного здоровья и благополучия. Культура никогда не была и не будет отвлеченно-человеческой, неким культурным «эсперанто». Она всегда имела и имеет национальную, индивидуально-этническую форму и содержание, и лишь в этом варианте национальная культура может внести вклад в сокровищницу мировой культуры. Национальная культура — это духовное лоно каждого народа и личности, его колыбель, его мастерская и творческая лаборатория, в которой осуществляется творческий акт, реализуется потенциал каждого народа. Культурно-творческий акт народа проявляется в том, как он верует и любит, созерцает и мыслит, работает и отдыхает, страдает и наслаждается. Каждый из нас может сказать: я могу быть хорош только с нею, только в ней и только через нее (И.А. Ильин).
Вывод: без определения приоритетов традиционной национальной культуры нам с мертвой точки не сдвинуться никогда. Это не означает сужения культурного кругозора и изоляции от мировой культуры, открытость и восприимчивость российской культуры общеизвестны.
Следующим шагом в наших рассуждениях речь пойдет о первостепенной основе культуры, ее духовном стержне, которым является религия. И здесь государство сделало первый и самый главный шаг в определении приоритетов — это традиционные для Урала конфессии — Православие и Ислам. В этом и есть главный ценностный ориентир на сегодняшний день, от которого будут освещены и осмыслены все остальные. На протяжении 1000-летия Православие, например, определяло все стороны национального самосознания русского народа, являлось основанием русской государственности, быта, самого образа жизни русского общества и его культуры в целом. Многочисленные свидетельства об определяющей роли Православия в развитии духовной культуры мы находим в творчестве великих русских писателей — А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, видных русских философов — В.С. Соловьева, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина и многих других. Приведу цитату: «Русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью отдельного человека в его личной жизни, главной задачей супружеского, семейного бытия, смыслом общественного служения и государственного существования России является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает из века в век Русская Православная Церковь».
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Сохранение культурных ценностей: материальных и духовных — единая задача (что, кстати, продекларировано в «Основах законодательства о культуре»).
2. Решение проблем, связанных с сохранением культурных ценностей, задача общегосударственная, а не узковедомственная, и решать ее необходимо коллегиально.
3. Без участия традиционных религиозных конфессий не может и не должен решаться ни один проект, связанный с образованием, воспитанием и собственно культурной деятельностью.
4. Вопросами выработки ценностных ориентиров и экспертизой проектов, связанных с сохранением культурных ценностей, должны заниматься ученые и практики самых разных направлений деятельности. Это и философы, и экономисты, и политологи, и педагоги, и деятели культуры, и, как уже было сказано, представители традиционных конфессий. Одно изначально должно объединять этих людей — это трепетное и ответственное отношение к традиционной культуре и ее духовным основам (это совсем не означает того, что из последнего столетия надо вычеркнуть 70 лет Советской власти — это тоже наш опыт). Сегодня, на наш взгляд, Министерство культуры России и все органы культуры субъектов федерации, с одной стороны, сохраняют культурное наследие (музеи, библиотеки, выставочные залы и т. п.), с другой стороны, поддерживают культурное творчество (кино, театры, выставки и т. п.). Как говорится, сам Бог велел выстроить мостик между наследием и творчеством. Я знаю, эта работа ведется повсеместно. Только в Свердловской области Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Уральский государственный университет, Уральская государственная консерватория, Областной дом фольклора, Областной краеведческий музей, Областная публичная библиотека и др. обладают огромным потенциалом (культурным наследием). Осталось, думаю, немного — сделать эту деятельность приоритетной, и тогда культура в нашем обществе займет соответствующее ей положение.
В заключение скажу следующее: создание федеральных округов вселяет огромную надежду на то, что региональный Межведомственный совет начнет работу в ближайшее время, и проблемы сугубо государственные начнут постепенно разрешаться.
А создание Консультативного Совета при Полномочном представителе Президента России поможет эту деятельность осмыслить и осветить.
Екатеринбург, 20 марта, «Православная газета». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий принял участие в заседании Консультативного Совета при полномочном представителе Президента РФ
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.