Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в № 7)
Описание посмертных страданий грешников невыразимо страшно и трудно. Там приложатся мучения к мучению, тоска к тоске и отчаяние к отчаянию. На земле, как бы ни было тяжело терпеть, но есть надежда на облегчение. Там же нет и тени надежды, но одно бесконечное страдание и безнадежное томление. Там не будет исчисления дней, годов и месяцев, но все сольется в одно бесконечное время — вечность. Там, как страшные грозовые тучи, вечно будет тяготеть над грешником проклятие Божие. Каким же тогда раем покажется человеку его земная жизнь! С каким бы восторгом он вернулся вновь на землю только для того, чтобы покаяться. Но время упущено. Растрачено на веселье, забавы и наслаждения. А впереди расплата. Впереди воздаяние как за плохое, так и хорошее. Впереди жатва. Ибо и в Писании сказано: «что посеешь в этой жизни, то пожнешь и в будущей». Но чтобы хорошо понять и осознать все, человеку надо умереть.
Святые угодники говорят в своих писаниях, оставленных людям в назидание: «Просите, и дано вам будет, ибо только просящему все доступно и возможно». Но от слабости веры у людей остывает любовь к умершим, и они забывает свои обязанности о поминовении их. Иисус Христос учит: «чего сам желаешь получить от Бога, то же самое делай и своему ближнему». Нам нужна милость Божия и в этой, и в будущей жизни, а потому будем и сами милостивы к нашим ближним. Без любви ближнего спасение невозможно, ибо сказано: «Любите так ближнего, как Я возлюбил вас». Молитва за умерших есть плод любви нашей к ним. Когда мы, живые, употребим все зависящее от нас к спасению души умершего, тогда лишь только он будет спасен.
Сам Господь Бог требует от нас посильного участия в деле спасения ближних, говоря: «Все дается просящему». Молитвам смиренных нет отказа, ибо они, исходя из сердца любящего, идут прямо к престолу Всевышнего. Но Господь Бог не упокоит тех грешников, о которых молятся такие же грешники, потому как чтут Господа лишь устами, а не сердцем. Всевышний не внимает и не слушает грешников, говоря: «Когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я закрываю слух Мой. И когда умножаете моления ваши, Я не слышу вас, потому как руки ваши обагрены кровью невинных жертв» (Ин.14, 17–19).
Спасение души грешника есть желание Божие. А потому молитва за умершего вполне согласна с волей Божией и приятна Ему. Душа, еще пребывавшая в теле, обязана сама заранее заботиться о своей загробной участи. Ходатайство живых полезно только тем, кто сам воздерживался в жизни от злых дел. Принося молитву об упокоении души, не допускай даже мысли сомнения в деле спасения умершего, потому что если бы умерший не был достоин спасения, то и молящийся за него не был бы допущен к ходатайству за него.
За недостойных спасения Господь Бог никого не подвигает на молитву за них. Ни жену, ни мужа, ни друзей, ни близких, да сбудется пророчество: «прокляты те из умерших, о которых не молятся живые». О недостойных спасения нет на земле и ходатаев. А нет молитвы и молитвенников оттого, что это не угодно Господу, ибо умершие не достойны помилования за их грехи. Если нет молящихся за умерших, это недобрый знак, так как истинная молитва за усопших дается только Самим Господом. И если нет благоволения Божия к этой душе, значит, сомнительно и спасение ее.
Молитвенники за умерших являются по воле Божией и ходатайствуют за них пред Господом, восполняя недостатки умершего своими заслугами пред Богом. Не от всех живых Господь приемлет молитву за умерших. Погибшие и потерянные для Царства Небесного не могут по своим грехам воспользоваться ходатайством живых. Молитвы за грешников никогда не бывают бесполезны. И, если говорят, что умерший был великий грешник, не обращай на это внимания, потому как просишь у Бога того, что приятно Ему, не желающему смерти грешника, но желающему всем спасения. Умершие находят в лице живых своих благодетелей и спасителей от вечных мук ада, постоянно улучшающих их загробное существование. Поэтому и скорбел богач в аду, что земная жизнь братьев его не принесет ему облегчения, так как живут во грехах без покаяния.
Душа, пребывая в аде, и не чувствуя на себе милосердия Божия, скорбит о беспечности своих живых родственников. Спаситель учит: «Носите тяготы друг друга». Но люди не желают молиться о своих ближних. Не желают облегчения их мук. И если умершие не получают помощи от род-ственников, то они начинают взывать к Богу: «Господи! Пошли на род наш проклятие и всякие беды за их нежелание о поминовении нас. Порази их слепотой и сумасшествием. Порази злой проказой и чесоткой от подошвы ног до самого темени. Разори и распыли их богатство. Умертви любимое чадо, чтобы, молясь и плача о нем, вспомнили и нас, родителей. Подали милостыню и помянули в день успения нашего».
Но те умершие, кого поминают каждую родительскую субботу, справляют годовые поминовения, заказывают панихиды за упокой души, подают милостыню нищим, — те вопиют к Создателю: «Господи! Воздай родственникам нашим телесного здравия и покоя душевного. Продолжи их дни и пошли им всякого благополучия. Прости их грехи вольные и невольные и огради от бед, напастей и нападений вражиих. Потому что помнят о нас и не забывают в дни поминовения, доставляя нашим душам большую радость и успокоение».
Счастлив тот, кто постоянно поминает умерших родителей и родственников, потому что это есть священная обязанность каждого христианина. Если бы мы имели возможность слышать голоса умерших, то первое их слово и просьба к нам было бы прошение о поминовении их. Мы бы услышали: «Братия! Вы не можете себе представить, как отрадно нам ваше поминовение. Вы не можете даже вообразить, какую пользу оно приносит нам. Помогите же, братия, освободиться от вечных мук, потому как мы сами уже ничем не можем помочь себе. И только вы можете помочь нам в изменении нашей вечной участи».
Господь Бог долготерпелив и снисходителен к нам, слабым и немощным. Он милостив к людям, но милость Его не бесконечна. И если Он не воздает грешникам за их злые дела на земле, Он воздаст им за все в жизни будущей, говоря: «Соберу на грешников все бедствия и все зло воедино. Соберу все яды мук и скорбей в одну чашу. Соберу весь пламень огня и страданий в одно мучение. Пошлю на них зубы всяких зверей и яд ползающих и плавающих… (Втор. 32, 23–25).
Там клеветники увидят тех, кого они злословили и порочили. Увидят их в славе и блеске правды Божией. Но сами они будут претерпевать величайшие муки. Будут судимы не наравне с обычными человекоубийцами, но гораздо выше. Ибо человек есть творение и создание Божие. Ибо в телах человеческих пребывает Сам Господь Бог, Которого клеветники убивали словом и распинали, злословили, хулили и проклинали. Избивали, истязали и изгоняли. Морили голодом, травили ядами и были безжалостны к ним. Но они не к человеку были столь немилосердны. Они таковыми были к Самому Создателю, Господу Богу нашему, пребывающему в телах людей. Его они проклинали и злословили, Его изгоняли и морили голодом. Его травили ядами, изнуряли работой и были столь безжалостны. Они уязвляли и убивали гневными словами душу человеческую, а это зна-чит, Самого Господа Бога. И потому будут судимы за свои деяния не как человекоубийцы, но как богоубийцы.
Там к мукам грешников прибавятся и муки совести. Ибо души грешников и в той жизни будут все помнить. Если бы, уходя из этой жизни человек лишался бы и памяти, но этого не случится. Нераскаянный грешник никогда не забудет своих грехов, которые будут вечно терзать его совесть. Вечно будет грешник раскаиваться, просить и молить о прощении, но во аде уже нет места покаянию. От непереносимого стыда и душевных мук грешники были бы рады умереть и уничтожиться. Они будут взывать в отчаянии: «Горы, падите на нас! Холмы, покройте нас!» Но смерть убежит от них, ибо тела их созданы бессмертными, а потому и муки их будут бесконечными. И запоздалое их раскаяние не принесет им уже никакой пользы.
Вечность так неизобразима, что налагает печать безмолвия на всякий ум и всякий язык. Если человек в этой жизни общался с людьми падшими и отверженными Богом, он и там будет с ними в союзе и общении, как исполняющий волю падших духов. Доброе или злое состояние души, начатое на земле, будет бесконечно развиваться и совершенствоваться. Зло, приобретенное на земле, станет развиваться, все более и более умножая тем самым и муки адовы. Злая деятельность падших духов против Бога и человека, развиваясь и совершенствуясь, будет все более и более помрачать их.
Там смерть столь желанна, сколько на земле жизнь. Смерть была бы великой отрадой для узников, но ее нет и не будет, ибо их удел — бесконечная жизнь для бесконечных страданий. Там не перестают жить, чтобы умирать непрестанно. Пребывают целыми и нетленными, чтобы вечно пожираться червями и ядовитыми змеями. Там лютый червь никогда не усыпает и никогда не дремлет, снедая тела узников, не нарушая целости их тела и сам не насыщается. Снедаемые члены узников там снова будут обновляться и восстанавливаться, чтобы снова служить пищей для всех. Кроме того, там грешники терзаются невыразимой скорбью и лютейшим отчаянием…
…Я не могу сказать, сколько времени я пребывал в обществе подобных себе. Мне казалось, что прошли века и столетия. Казалось, что прошли миллионы и триллионы лет. Но вот я почувствовал, как неведомая сила выбросила меня оттуда. В тот же миг ко мне со смехом подскочили мои мучители и, взяв под руки, повлекли вверх, говоря: «Сегодня кончается сороковой день, и ты должен предстать пред своим Творцом. Но ты не утешайся и не обнадеживайся тем, потому как очень скоро вновь вернешься к нам»…
В этот момент в воздухе раздался протяжный звук, подобный удару церковного колокола:
— Б-б-бо-ом-м!
Голос моего собеседника стал как бы стихать и удаляться. До моего слуха еще доносился голос его, но слов я уже не мог разобрать. Понял только одно:
— Мол-ли-ись!…
Георгий Звонарь
Екатеринбург
Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь Матери-Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит святейшую Бескровную жертву об упокоении его.
В 1337 году был освящен храм во Имя Живоначальной Тро-ицы, поставленный преподобным Сергием на "Маковце". Пятьсот восемьдесят три года совершался суточный круг Богослужения в Троицкой обители. Наступил 1920 год. Закрыли Лавру, замерли колокола, и на 26 лет богослужение умолкло.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.