Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (149) → Великий четверг (12 апреля)

Великий четверг (12 апреля)

№8 (149) / 15 марта ‘01

9 — 14 апреля — Страстная седмица Великого поста

В этой теме:

9 — 14 апреля — Страстная седмица Великого поста
Святитель Феофан Затворник. Слово перед Страстной седмицей
9 — 14 апреля — Страстная седмица Великого поста
Великий понедельник (9 апреля)

Перед нами развертываются последние страницы земной жизни Господа. Приближается момент крестных страданий и смерти Спасителя. Как понятно и естественно Его желание в предчувствии близкой смерти провести последние минуты вместе с любимыми учениками, в мирной беседе с ними встретить великий праздник Пасхи и дать им последние наставления перед конечной земной разлукой. Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, — говорит Он в Евангелии от Луки (Лк, 22, 15). И вот Он посылает двух учеников Своих, Петра и Иоанна, приготовить все для праздника.

И пошли ученики Его, и пришли в город… и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он приходит с двенадцатью (Мк. 14, 16, 17).

Началась Тайная Вечеря, как обыкновенно называется эта пос-ледняя пасхальная трапеза Господа с учениками, основное значе-ние которой для православных христиан состоит в установлении великого новозаветного Таинства, заменившего ветхозаветную пасхальную жертву, — таинства Евхаристии.

Когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк. 14, 22–24).

Сие творите в Мое воспоминание, — прибавил Он, по сказанию евангелиста Луки (Лк. 22, 19).

С тех пор по заповеди Спасителя, в воспоминание Его Крестных страданий и смерти за искупление падшего человека совершается в Церкви Христовой великая тайна Тела и Крови Христовой. Под видом хлеба и вина вместо ветхозаветного однолетнего агнца приносится жертва Тела и Крови Иисуса Христа.

Какое значение имеет для нас это Таинство?

Евхаристия Православной Церкви, являющаяся таинственным повторением Голгофской жертвы через вкушение хлеба и вина, претворенных в истинное Тело и в истинную Кровь Христову, дает приступающим с верою к таинству вступить в самое тесное, приискреннее и действительное единение с Господом и таинствен-но участвовать в Его страданиях и смерти, чем приобретается прощение грехов и жизнь вечная.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, - говорит Господь, — имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 54–57).

Вступая в тесное и непосредственное единение с Господом че-рез вкушение Его Пречистого Тела и Крови, все верующие в то же время через Христа связываются самым тесным образом и друг с другом, образуя единый организм Церкви, глава которой - Христос, а тело — вся сумма верующих, объединенных единством веры, таинств, учения и любви. Литургия, где приносится великая жертва Тела и Крови Христовой, есть самый существенный момент биения таинственного сердца Церкви, через который духовная сила Христова, сила благодатной жизни, разливается от святой Чаши по всему организму Церкви. Верующие, как виноградные ветви, получают здесь свои питательные соки от лозы - Христа (Ин. 15, 5). Вот почему без таинства Причащения нет духовной жизни. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53), — говорит Спаситель. В то же время литургия есть момент единения во Христе между собою всех причащающихся верующих, срастающихся в единое тело Церкви. Один хлеб, — пишет апостол Павел, — и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17).

Этот момент общего Причащения от единого хлеба настолько существенен в жизни Церкви, что им определяется принадлежность к Церкви. Евхаристия это великий праздник таинственного единения верующих.

Наконец, в смысле моральном Евхаристия для верующих есть великий урок и наглядная проповедь о сущности нравственной христианской жизни. Святая Евхаристическая Чаша, наполненная Телом и Кровию Господа, есть прежде всего чаша страданий. С великой силой, превосходящей всякое красноречие, говорит она нам о том подвиге, которым приобретена для нас жизнь веч-ная, и напоминает о том, что жизнь должна быть подвигом любви.

Здесь, перед святой Чашей, познаем мы великую любовь Божию к нам, которая открылась в том, …что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. … Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4, 9 — 11).

Перед святой Чашей познаем мы любовь в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16). К страданиям любви зовет святая Чаша, к любви, готовой, по примеру Спасителя, положить душу свою за ближнего, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Первая и самая главная заповедь, оставленная нам Спасителем, есть заповедь о любви. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Кто исполняет эту заповедь, тот вместе с тем свидетельствует о своей любви к Богу, ибо кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21), и к такому человеку относится неложное обетование Спасителя: кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21), и далее: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14. 23).

В этом единении с Богом и состоит высшее счастье жизни, до-ступное для человека, и путь к этому счастью в страданиях любви.

Таким образом, вся сущность христианской жизни дана в святой Евхаристической Чаше: в ней мука и горечь страданий любви, но в ней и счастье любви и высшее блаженство единения с Богом. Таинство Евхаристии — это страдания, претворенные любовью в блаженство. В этом же состоит и таинственный закон жизни во Христе.

 
9 — 14 апреля — Страстная седмица Великого поста

Великие вторник и среда (10 — 11 апреля)

«ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ ВЕСЬ ХРИСТИАНСКИЙ МИР…» ИИСУС В БЛАГОСЛОВЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕ ЛАЗАРЯ Вифания… Это небольшое селение, в получасе ходьбы от Иерусалима, и во Вторник и Среду оставалось благословенным приютом ДЛЯ Того, Кто в земной жизни Своей не имел, где главы приклонити…

 
9 — 14 апреля — Страстная седмица Великого поста

Великая пятница (13 апреля)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский ПЛАЧ НА ПОГРЕБЕНИЕ ХРИСТОВО Куда грядешь, несомый, сладчайший Иисусе! Куда грядешь от нас, надежда и прибежище наше! Куда заходишь от очей наших, свете наш! Как познаваешь запад свой, незаходимое Солнце! Станьте, носящие Того, Кто держит весь мир дланию!

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс