Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (145) → О вере и спасении

О вере и спасении

№4 (145) / 8 февраля ‘01

Проповедь

Как в пост заниматься тяжелой физической работой, если скоромную пищу есть нельзя?

Когда Господь создал животных и человека, он дал им в пищу травы. И организм наш не приспособлен усваивать мясную пищу, от нее он только зашлаковывается, появляются болезни. А кто часто ест мясо, становится злым, кровожадным, агрессивным. Когда будем вкушать растительную пищу, то умиротворимся, станем спокойнее. Посмотрите: слоны, кони, быки — они мяса, колбас не едят, и силы при этом не теряют. Значит, в траве, растительной пище есть все для поддержания жизни в больших организмах.

Не хотим добровольно поститься, будем поститься принудительно. Раньше не очень-то берегли хлеб, отходы давали скотине, а то и просто бросали в мусор. Заелись… А знаете, как раньше люди добрые жили? В году 280 дней поста! Огромная экономия продуктов животного происхождения: и мяса, и молока, и яиц. Яйца на постройку храмов отдавали, замешивали в раствор для прочности. А сейчас… Постов не соблюдаем — и здоровья нет, и продуктов. Пища съедает человека. От этого и головные боли, и давление, и ноги отекают, и сердце учащенно бьется. Весь организм забит шлаками, токсинами.

Когда топят деревенскую печь, бывает, что дым в трубу не идет, а выходит из печи в дом. Поддувало почистят, золу уберут, и воздух попадает в печку, дрова горят. Что надо делать с организмом, когда он отравлен настолько, что все органы отказывают: и почки, и печень, и поджелудочная железа, и желудок? Надо поститься.

В Церкви все мудро продумано — в году 365 дней, 280 из них — постных. Четыре длительных поста, почти каждую неделю (кроме сплошных седмиц) пост в среду и пятницу. За это время человек хорошо очищает свой организм, ему легко и хорошо. Трудно привыкнуть поститься? Да, трудно - трудно тому, кто себе ни в чем не отказывает. А как только приучим себя к посту, сразу увидим, что нам станет легко-легко. Многие знают, как не хочется прекращать поститься, когда дни поста проходят. Так привыкают к постной пище, что не хотят ничего есть скоромного.

Нужно ли соблюдать пост тем, кто находится в дороге?

Есть Апостольское правило, что для странников пост послабляется. Но вкушать им разрешается не больше, чем рыбу. Если, допустим, идет пост Петра и Павла, в этот пост всем разрешается вкушать рыбу, кроме среды и пятницы. А если мы находимся в дороге, мы можем и во все дни есть рыбу.

Назовите дни особо строгого поста в течение года. Как их надо проводить?

Строгие посты — Великий (первая и последняя недели особо строгие) и Успенский. На первой неделе Великого поста пища вкушается только в среду, пятницу, субботу и воскресенье. В среду и пятницу разрешается стакан воды и кусок хлеба. В субботу и воскресенье можно вареную пищу есть. Так постятся и в последнюю неделю — в Великую Пятницу, в Субботу — строгий пост. Накануне Рождества Христова — в Сочельник — строгий пост, пищу начинают вкушать с появлением первой звезды, часа в четыре дня. В день Усекновения Главы Иоанна Предтечи также постятся, вкушают пищу без растительного масла. В эти дни воздерживаются не только в пище, но и во всех чувствах. Сдерживают свой язык, взгляд. Супруги должны воздерживаться от близости. Пост на все — на душу и на плоть.

Соблюдают ли посты и постные дни беременные и кормящие женщины?

Есть Апостольское правило, где сказано, что если женщина родит в Великом посту, то для нее поста нет. Она может сорок дней есть все для восстановления организма. А когда пройдут сорок дней, кормящая женщина, как и все, должна соблюдать пост. Беременные женщины обязательно соблюдают пост, им еще больше надо поститься, и тогда роды будут легкими.

Можно ли в пост употреблять спиртные напитки?

Спирт продукт не скоромный, а постный. Там жиров животных нет.

Вся Россия утонула в стакане. Обычно святые люди говорят: “Хоть вы, православные, не пейте!” Мы ведь нормы не знаем: сегодня — “для аппетита”, завтра — “для аппетита” и… спились. Очень трудно отстать от этого. Как только появляется желание пить — сразу надо прекращать. В праздник можно выпить, но только тем, у кого нет страсти к вину. А у кого есть эта страсть — лучше не касаться.

Я помню, меня приучали пить еще в 56-м году, когда мы ездили в колхоз. В поезде едем, говорят: “Ну, давай, выпей-ка”. Наливают сто грамм. Я говорю: “Я не пью так мало, я пью один раз, но зато сразу кружку. Мелочиться не хочу”. А мне кружку никто не давал — жалко было. Потом дорогой пропьются, денег на вино нет, так они давай зубной порошок пить. В стакане разводят с водой и пьют.

Однажды мы приехали в колхоз в Кемеровской области. Дали нам барак. Матрасовки наполнили сеном, заняли места, и каждый пошел по станции “промышлять”. Кто за чем: некоторые пошли по магазинам — водку искать, а я пошел верующих искать. Думаю, что где-то рядом должна быть церковь. Несколько человек взрослых спросил, говорят: “Есть церковь — на рабочем поезде надо ехать сорок километров”. Указали: “Вот, недалеко живет Иван Чернов. Пасечник. Он верующий, в церковь ездит”. Я к нему и пошел. С ним пошли еще к одному мудрому старцу, очень высокой духовной жизни. Так появились друзья, и стал я к ним ходить. И даже ночевал у них. А наши ребята несколько дней пожили, ознакомились; вечером подвыпили, пошли на танцы, там стали задираться к ребятам и к девушкам приставать. Когда они все ушли в барак, все станционные ребята собрались, и где-то в три часа ночи человек тридцать на барак напали с палками. Двери в бараке не запирались, они открыли их и говорят: “По-одъе-ем!” Всех в ряд выстроили и палками избили. Я утром прихожу, а они все красивые такие; говорят мне: “Ну, тебя Бог спас!” Все с синяками, глаза заплыли. “Нам ночью досталось, а тебя Господь спас”. На всяком месте можно найти своих. Господь не без милости… А водка до добра не доведет. Лучше воздержаться, не пить…

Слышала, что венчают не во все дни недели и не во все дни благословляют жить по плоти. Так ли это?

Сказано у святых отцов: если ребенок зачат в среду, в пятницу, в воскресный или праздничный день, в пост, то он родится с дефектом — физическим или нравственным. Если жена узнала, что она беременна, и продолжает иметь с мужем близость, ребенок рождается страстным, с нравственными и духовными дефектами. Поэтому, как только будущая мать зачала, должна жить в чистоте, воздерживаться от плотской жизни. Если женщина зачала и сказала об этом мужу, и оба они не желают этого ребенка, то ребенок, если он родится, рождается нежеланным. И такие дети, когда будут учиться в школе, быстро будут запоминать стишки, но молитвы им запомнить очень сложно. Часто приходится встречать людей, которые целую книгу могут за вечер “проглотить”; память у них прекрасная, а откроют Евангелие, только начнут читать, их сразу в сон клонит. Вот признаки бездуховности… Священное Писание отложат, возьмут в руки газету — и сразу сон проходит. Это действие демонических сил. Они не желают, чтобы человек духовно возрастал, душу подпитывал Священным Писанием. Они хотят, чтобы человек жил во грехе и питал душу греховной литературой…

Для того чтобы дети были талантливые, умные, послушные, надо все время, пока ребенка кормят грудью, не иметь близости с мужем. С материнским молоком все страсти передаются ребенку. Когда надо начинать воспитывать ребенка? Не тогда, когда он родится, а когда молодые еще только собираются венчаться. А как только зачался младенец, мать, узнав об этом, должна ночью встать перед иконочками, зажечь лампаду и сказать: “Господи, Ты мне даешь дитя. Ты Сам его благослови, вразуми, чтобы было Твое благословение на нем, на его жизни. Когда дитя родится, чтобы оно не было в обузу людям. Благослови, чтобы этот ребенок был управляемым”.

Что за грех “многозаботливость”?

Господь нам сказал: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и земное все приложится вам” (Мф. 6, 33). Есть такой сорт людей — все суетятся о чем-то, много, впустую. Толку от суеты нет. На первое место надо поставить спасение души, а остальное Господь все даст с избытком.

Если будем пребывать в молитве, то и заботы все эти отпадут. Из опыта знаю: едут к нам в монастырь паломники из других городов, и у них очень много бывает дорожных искушений. Если едут своей машиной, то постоянно что-то происходит: то одно колесо приходит в негодность, то другое… То забросит их в сторону. Всегда неприятности бывают. В поезде едут — тоже искушения. Человек едет, много вопросов готовит, чтобы спросить, выяснить. А приезжает — и все вопросы отходят на задний план. Человек даже забывает, с какими вопросами он ехал. Говорит: “Да нечего уж и спрашивать — все как-то само собой разрешилось”. Оказывается, нам ничего и не нужно. Враг нам так может мозги закрутить, столько даст заботы, суеты земной, лишь бы только отвлечь от Бога, от молитвы, от добрых дел. На первом месте, помните, должно быть спасение души! Господь и вечная будущая блаженная жизнь должны быть постоянно перед нашими глазами.

Можно ли класть деньги на сберкнижку?

Хорошо класть — на небесную книжку. Если сейчас будем класть на земную, они растают, а если мы больше будем через руки нищих, вдов, сирот передавать в тот мир — там уже никто не украдет, инфляции не будет, а вклад будет только умножаться.

Молодой человек, православный, служит в армии в “горячей точке” — в Чечне, убил немало людей. Грех ли это для его души? Как ему поступить?

Это он не по своей воле служит там. Греха в этом нет, но, когда вернется домой, ему нужно все же будет прийти на исповедь и сказать, что на войне убил столько-то человек. В Ветхом Завете сказано: “Глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли” (Быт. 4, 10). Пролитая кровь пред Богом должна быть покрыта покаянием. Вот у нас Отечественная война была — там всякое бывало. Защищая свою Родину, свою Церковь, матерей, отцов и детей, воины вынуждены были убивать таких же, как они сами, людей — своих врагов, врагов их Родины. Сказано в Священном Писании: “Блажен, кто положит душу свою за други своя”. Ну, после войны люди шли на исповедь, каялись, все-таки убийство — это наши страсти, грехи наших душ. Войны случаются тогда, когда в обществе людей происходит накопление злой энергии, переизбыток зла, и это зло, порожденное человечеством, убивает человечество. Так что пусть этот молодой человек, если он православный христианин, когда приедет, покается. Но война не от него зависела, и убивать противника — исполнение приказа, это как исполнение послушания. Грех за убийство лежит на тех, кто затеял эту войну.

Можно ли осенять себя крестом, проходя мимо оскверненного, разрушенного частично или полностью храма?

Если в этом храме прежде была служба, а теперь пусть даже и проезжая дорога, Ангел Хранитель Престола Господня здесь будет стоять до Второго Пришествия. Это потому, что на этом месте совершалась страшная всемирная Бескровная Жертва.

Если мне дорогу перебегает черная кошка, обязательно будет неприятность. Почему?

Потому что в это верим. Господь, когда к Нему обращались, просили помочь, всегда спрашивал: “А веришь ли? По вере твоей будет”. Хотя наша Россия и праздновала тысячелетие крещения, дух суеверия, язычества еще остался. И народ верит: икнут — кто-то меня вспоминает; чихнул — правду сказал; в ухе зазвенело — известие будет; нос зачесался — к выпивке; ладонь — к деньгам; кошка дорогу перебежала — несчастье; паук опустился — известие будет; ложка со стола упала — женщина придет, а ножик — мужчина… И масса других примет. Каждому естественному проявлению мы придаем особое магическое значение.

Однажды приходит ко мне девушка и говорит: “Батюшка, вот Вы говорите, что в гороскопы верить не надо, а там, оказывается, все правда. Ко мне подошли цыгане, продали золото, а золото оказалось поддельным. А потом я прочла в гороскопе, что в этот день у меня могут быть неприятности с золотом”. Вот бес ее на этом и поймал. Стала она специально выписывать газету, гороскопы читать. В другой раз вычитала, что ей надо быть осторожной с документами. Поехала она на одно предприятие, пока ждала в приемной, другая посетительница по неосторожности прихватила ее документы. Целый час она их искала. Хорошо, та женщина оставила их на проходной, увидела, что чужие прихватила. И много с ней таких случаев было. Сложно ей потом было гороскопы оставить. Когда человек обращается за помощью не к Богу, а к бабушке-знахарке, та, хотя и ничего не знает, все же помогает. Почему? Человек в это верит, и по вере своей он и получает. И так человек запутывается в демонических сетях, что порой не знает, как ему из этого состояния выйти.

 

В других номерах:

Жизнь Екатеринбургской епархии

Вышел из печати первый в этом году номер молодежной газеты Екатеринбургской епархии

Екатеринбург, 2 февраля. Вышел из печати первый в этом году номер православной молодежной газеты Екатеринбургской Епархии «Покров». Особенность этого епархиального издания — ориентация на молодежь

 
Проповедь

Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

(Окончание. Начало в № 24 за 2000 год, № 2, 3) По замечанию святителя Иоанна Златоуста, псалмопевец “не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает к тому начало: яко к Тебе взях душу мою, то есть к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры (ст. 8)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс