Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (139) → Душетленных мя пакостей избави…

Душетленных мя пакостей избави…

№23 (139) / 8 ноября ‘00

Мир сект

С 6 по 11 ноября в Екатеринбурге по приглашению миссионерского отдела Екатеринбургской епархии находился ученый-богослов, историк-медиевист и ведущий в России специалист в области сектоведения Александр Дворкин. 8 ноября ученый посетил редакцию «Православной газеты» и дал интервью корреспонденту Раисе Ильиной.

Несколько лет назад в беседе с известным московским батюшкой, который окормляет людей, попавших под влияние сообществ, опасных для духовного, душевного и физического здоровья, я услышала: “Не изучайте зло. Изучайте добро”. Речь шла о группе, которая занималась религиозно-прозелитической деятельностью на территории России.
Господь пришел с проповедью личного покаяния. Вы выходите в зал, и говорите: “А вот они!…” И начинается рассказ “о ком-то”. Не есть ли это стимулирование и, может быть, своеобразное использование “адамова” греха (вспомним библейский сюжет, когда Адам, вместо того чтобы признать свою вину преслушания, говорит Господу: “Жена юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох…”

— С самого начала существования в этом мире Церковь сталкивалась с самыми различными врагами. Христиан уничтожали физически — это открытые гонения… Но еще более опасный враг — те группы, которые наперебой называли себя христианскими или близкими к христианству и соблазняли христиан лжеучениями, которые уводили людей от Христа, от Церкви, от христианского единства. Уже в Новом Завете, в апостольских писаниях мы находим полемику с этими “учениями”. Апостол Иоанн говорит: “Не всякому духу верьте”. Сам Христос предупреждает о множестве лжеучителей, которые соблазнят многих.

В этом смысле христианство — это не равнодушие. Христианство — это всегда любовь к ближнему. Мы должны предупреждать людей о тех опасностях, которые их поджидают. Есть опасности не только телесные, но и духовные. Есть множество организаций, которые пользуются доверием, тягой к Богу людей, которые пока еще не нашли дорогу и лишь делают самые первые шаги. Они завлекают в сети, подменяя Бога, Церковь самими собой, делая их рабами. Работа наша заключается именно в этом: мы предупреждаем людей об опасности.

Каждый человек в Церкви несет свое служение. Та узкая часть работы, которую делаем я и наш Центр и несколько других организаций, противостоящих сектантству, — это лишь часть общецерковной работы. Она должна сочетаться с церковными публикациями и с религиозным образованием и просвещением.

Кто сегодня та личность, которая допускает к себе сектанта-прозелита? Почему именно к ней, к этой личности так свободно приходят?

— Таких личностей очень много. Но нет человека, который пришел бы в секту. В секту никто не приходит. В секту приводят — через обман, через сокрытие информации, через ложь и паразитирование на каких-то бедах людей, на нестабильных, стрессовых состояниях, на той ситуации, в которую попадают очень многие, переживая те или иные жизненные перемены и переломы. Именно тогда человек становится особенно податливым на обман. Всякого человека можно обмануть. Просто нужно дождаться и поймать его в такой ситуации и найти для него приманку, на которую он “клюнет”.

Есть распространенное мнение, что в секту попадают только неудачники или люди не совсем здоровые, не совсем стабильные… Это не так. Не совсем здоровые и неудачники сектам не нужны. Потому что именно в Церкви можно найти таких людей. Церковь заботится о них. В Церковь приходят все немощные и обремененные. Они приходят ко Христу — со своими болями, горестями и бедами. И Церковь призвана заботиться о каждом.

Но секта рассматривает людей лишь как “человеческий материал”. Это организация, которая заинтересована в распространении собственной структуры. Это, прежде всего, политико-коммерческая организация с религиозной надстройкой (я говорю сейчас о т. н. тоталитарных, а не об исторических, “традиционных” сектах). На чем они “ловят” — дело техники… Какую наживку ни насади, результат один — крючок.

Я обратила внимание: первыми начинают бить тревогу родители, как правило, великовозрастных детей. В первую очередь, от них ушли. От них! И уже потом — от мира. Что делать этим родителям, когда они это поняли? Что делать им — с самими собой? Ведь что греха таить, дети покинули их в период, когда уже ожидается и благодарность — за то, что вскормили-вырастили и надежда, что старость их будет устроена…

— Это большой и очень сложный вопрос. Трудно дать однозначный ответ. Узел проблемы — в мировоззренческом кризисе, который переживает наша страна и ее люди, выросшие в атеизме. Они не могут ответить на духовные вопросы, возникающие у детей, которые часто и приводят детей в секты. Дети не находят ответа на свои вопросы в семье. И идут за первым встречным, который обещает им дать ответ на самые важные вопросы.

Я слышал от многих родителей: мы воспринимаем это как “звонок”: мы виноваты, мы знали, что нужно воцерковляться, но у нас этого не было. И часто происходит так — именно из-за этого “звоночка”, из-за этой трагедии начинают воцерковляться родители. И уже через воцерковление родителей дети возвращаются.

Я могу напомнить эпизод из церковной истории. Молодой человек попал в очень опасную секту своего времени, мать его, вдова, была христианка. Она очень переживала по поводу того, что ее сын, юноша, находится вне Церкви и в этой секте. Она, мать, молилась, плакала, приносила свое горе в Церковь. Она поведала о своем горе епископу. Тот сказал ей: “Не отчаивайся. Дитя стольких слез не может быть не вымоленным. Материнские молитвы Бог всегда услышит”. Эту женщину звали Моника, ее сына звали Блаженный Августин.

Сегодня родители воспринимают информацию несколько по-иному. Прежде чем так молиться, они должны войти в тело Церкви Божией. И они приходят в храм. И вдруг начинается “узнавание” — что Церковь “живет” светскими конфликтами… и люди снова отворачиваются — “Вы разделены!”. Приходы становятся слишком самостоятельными духовными очагами.

— Да. Это наши проблемы. Церковь — это не инородный организм, она не спускается к нам на космическом корабле, и церковные люди не являются какими-то большеголовыми зеленокожими космическими пришельцами. Те же люди, которые обратились к Богу, но они несут на себе тот же груз советского прошлого, советского воспитания и так же немощны и больны, как и все остальные. И это естественно. Потому что Церковь — это лечебница. Разве можно представить себе ситуацию, когда в больницу пришел больной и говорит: у вас отвратительно, у вас кровь, гной и болезни… мне тут делать нечего!… В Церковь люди приходят со всеми своими болезнями и проблемами. Если бы все были идеальными людьми, не нужны были бы Церкви, мы уже были бы все в раю. Тогда не нужно было бы и Христу воплощаться! Не нужно было бы Священное Писание. Святой Иоанн Златоуст говорил, что, если бы мы были истинными христианами, у нас не было бы нужды в Писании, оно было бы написано у каждого на сердце! Библия — это тоже подпорка для нас, это “костыль”, которым мы пользуемся.

Обращает на себя внимание то, что на ваши лекции приходит публика, озабоченная больше конфликтами Православной Церкви с кем бы то ни было.

— …А у нас нет конфликта с сектами…

Я имею в виду другое: озабоченность внешними явлениями, ориентированность на внешнее состояние, при которых человек не живет практически жизнью Евангелия, не устремляется к этому — основному содержанию жизни Церкви (у него и “нет нужды” в том).

— По большому счету, никто из нас не живет евангельской жизнью, кроме, может быть, нескольких действительно святых людей. Мы ведь не знаем, что в душе каждого человека, что ему дано, и насколько то, что ему дано, он исполняет. Господь нелицеприятен, Он спросит с каждого из нас по тем возможностям, которые у нас были. Малейший порыв достаточен для иного человека. Разбойнику, душегубу и убийце на кресте Голгофы было достаточно одного слова, чтобы спастись. Человеку, который был воспитан в церковной среде, который воспитан в добре, будут предъявляться, очевидно, другие критерии и требования.

Слава Богу, что они начинают так. Там посмотрим.

Я также знаю, что многие приходят к Православию от противного — разочаровавшись в различных сектах, учениях, поняв, что не находят там нужного ответа. Испив из многих луж, они чувствуют, что это не есть живая вода. По контрасту — они и приходят к живой воде. Я не рекомендую этот путь, можно подхватить “кишечную палочку”, и на этом весь “поход” закончится.

Реальность: православное государство кануло для нас в очень далекое прошлое. Мы, действительно, живем в постхристианской цивилизации, когда почти двухтысячелетняя культура христианская протекла сквозь пальцы и неизвестна уже почти никому. Язык, на котором говорит наша страна, увы! утратил все следы церковности. Понятия, которыми мыслят люди сегодня, ближе к понятиям, к которым апеллируют секты. Им поэтому гораздо легче работать.

И Святейший Патриарх, и Архиерейский Собор, и многие постановления Священного Синода говорят о необходимости предупредить людей об опасности. А дальше зависит от людей. Если кто-то выбирает такие последствия, ну что же! Это тайна его свободной воли.

Есть в России люди, которые сегодня могут служить образцом христианского благочестия, христианского служения? Всегда в России было живо это — “где-то живет батюшка, и он живет так!”

— Такие люди есть. Просто очень часто мы их не замечаем, проходим мимо, они нам кажутся простыми обыденными людьми. Лишь присмотревшись к ним, мы обнаруживаем, что рядом с нами находится праведник, христианин, подвижник. Чаще это бывает после смерти людей — когда мы теряем человека, начинаем его ценить.

Александр Леонидович, что вас подвигло на такую “специальную” тему в вашей научной и христианской жизни?

— Я исполняю церковное послушание. Когда я вернулся из эмиграции в Россию, не думал, что буду заниматься сектоведением. Меня благословил как раз один из таких людей, о которых вы спрашивали, протоиерей Глеб Каледа, удивительный подвижник, исповедник Православия, скончавшийся пять лет назад. Увидев меня и поговорив со мной, он сказал, что мне нужно заняться сектами. Я вначале отказался, потому что считал, что это ниже моего достоинства и ниже моих академических интересов, поскольку я историк-медиевист и должен заниматься средневековой историей, историей Церкви. Отец Глеб, очень уважая человеческую свободу, не настаивал. Но потом обстоятельства сложились так, что, работая в Отделе катехизации и религиозного образования Московского Патриархата под началом отца Глеба, я стал сектами заниматься. И прежде всего меня подвигло горе родителей — заблуждающихся, покинутых, оставленных, часто нетерпеливых, делающих неразумные поступки, которые руководились прежде всего горем, их постигшим… И так, начав с бесед с родителями, с какой-то им помощи, я понял, что сектоведения мне не избежать.

Эта работа психологически достаточно тяжелая. Что вам помогает восстанавливаться после общения с представителями такого рода духовных течений.

— Я не делаю свое дело. Я исполняю церковное послушание, и чувствую, что я на месте, ощущаю общецерковную молитву, которая совершается, знаю, что очень многие люди молятся за меня, и я молюсь за них. Поэтому и сил своих не теряю. Я лишь делаю небольшую часть общего дела.

Существует концепция, что лучшей формой миссионерского служения является собственная благочестивая жизнь, молитва, пост, служба в храме. То есть — мы против сект должны бороться собственной правильной православной жизнью. А такие формы работы как православные антисектантские пикеты, распространение в центре города листовок, которые разоблачают деятельность сект, — это не православные формы работы. Православные люди не должны пикетировать…

— Я совершенно согласен, что лучшей проповедью христианства является наша собственно христианская жизнь. Это несомненно. Но если мы будем исключительно лично благочестивы, живя своей христианской жизнью, удалившись в Фиваидскую пустыню, и там подвизаться в монастыре, то просто не найдется людей, которые узнают об этом, которые придут к нам, потому что их всех “растаскают” секты по своим делам. Поэтому нам приходится заниматься и этим — предупреждать об опасности, просто потому, чтобы люди обратили на нас внимание, чтобы люди услышали о том, что есть православие. Часто люди, услышав предупреждение православных, которые спасают их от сект, проникаются другими чувствами, говоря: меня Православная Церковь спасла, а моему близкому Православная Церковь помогла не попасть в эту гибельную организацию. Теперь я вижу, я ей благодарен. И благодать воцерковления начинается с этого.

Но ваш вопрос глубже. Потому что этот вопрос, который стоял перед Церковью еще в IV веке, начиная с Миланского эдикта. Часто от протестантствующих, от сектантов (а уж от “свидетелей Иеговы” в полной мере) можно услышать, что Церковь совершила громадную трагическую ошибку, когда она пошла на союз с императором Константином и с дальнейшими римскими императорами и стала использовать имперские возможности для распространения христианства. В этом действительно были определенные негативные моменты: многие люди стали обращаться в христианство не искренне, лицемерно, по конъюнктуре. Да, это так. Но имела ли Церковь право остаться лишь узкой кучкой избранных и отказаться от возможности донести основополагающую весть христианства до каждого человека? Нет. Я думаю, что это было бы предательством Церкви.

И Церковь еще в доконстантиновскую эпоху ответила на этот вопрос, осудив донатизм, осудив различные древние христианские ереси, которые как раз и говорили, что Церковь должна быть небольшой кучкой “чистых”, “избранных” “святых” людей, а все остальные не должны входить в Церковь. Церковь однозначно осудила это как сектантское извращение.

Да. Мы должны идти к людям, использовать все методы, которые есть у нас под руками — нравственные методы. Мы не можем обращаться к людям через ложь, не можем заниматься вербовкой. Но предупреждать людей и помогать им сделать правильный шаг мы должны. Мы живем в ХХ веке, и одной церковной проповеди недостаточно. Другое время, другая историческая ситуация, другие люди. Мы не можем придумывать себе некий идеальный народ и беседовать с этим идеальным народом.

Люди нецерковные открывают Ветхий Завет и спрашивают: откуда там так много жестокости и крови. Но Господь взял тот народ, который был, в тех обстоятельствах, в которых он был. И Он говорил тем языком, с тем понятийным аппаратом, который этот народ мог воспринимать — для того, чтобы воспитать этот народ, чтобы создать его, чтобы он принес этот благоуханный плод — в лике Пресвятой Богородицы.

Можно было взять кучку беглых рабов из Египта и начать говорить с ними на языке Нагорной проповеди. Но это было бы бесполезно. Так же и мы начинаем говорить теми методами и теми способами, которые люди могут воспринять.

 
Мир сект

Екатеринбургскую епархию посетил ведущий сектовед России профессор Александр Дворкин

Екатеринбург, 1 ноября. Александр Леонидович Дворкин, ведущий эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России, 6–12 ноября посетил по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и по приглашению Миссионерского отдела Екатеринбургскую епархию.

 
Мир сект

Цензура в Уральском государственном университете им. Горького

8 ноября объявленная ранее лекция профессора Дворкина в УрГУ приказом ректора была запрещена. Профессор Александр Дворкин: комментарий к событию.Ситуация сложилась непонятная и парадоксальная, когда в предпоследний момент вдруг оказалось, что есть некие цензурные претензии, что университету нужно ознакомиться с текстом лекции по средневековой истории, которую я буду читать.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс