Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (127) → Урожай растим с молитвой

Урожай растим с молитвой

№11 (127) / 1 июня ‘00

Проповедь

Нет на Земле профессии, столь приближающей человека к Богу, как работа земледельца, ибо чем ближе человек к природе, тем более ощутимой становится для него великая премудрость Божия, которой устроен весь окружающий нас мир. Из Библии известны многочисленные случаи заступления и помощи Божией земледельцам на протяжении всей истории человечества.

Господь заповедал человеку питаться от дел рук своих, а кто другой видит плоды своих трудов столь явно, как не тот, кто работает на земле? И потому Церковь во все времена благословляла крестьянский труд более, нежели любое другое занятие, и всемерно помогала крестьянину в его повседневной жизни, испрашивая у Бога времен мирных и благополучных, избавления от голода и стихийных бедствий, сохранения и преумножения плодов земных, помощи в различных житейских нуждах.

К сожалению, за 70 безбожных лет большинство людей отошло от Церкви и Бога, и сегодня люди, работая на земле, зачастую даже не подозревают, что результаты их труда напрямую зависят от молитвы церковной за урожай, молитвы самого труженика и его благочестивой жизни. Чтобы разъяснить подробнее, как связаны между собой духовная жизнь и земное благополучие, мы попросили ответить на ряд вопросов двух священников, уже много лет служащих на сельских приходах и потому хорошо знающих все нужды и чаяния своих прихожан.

На вопросы отвечают священник Алексий Мороз, настоятель Успенского храма в селе Марево Новгородской области и священник Борис Ничипоров, настоятель Ильинского храма в селе Селихово Тверской области.

Много лет безбожная коммунистическая пропаганда приучала нас к мысли, что с помощью науки человек может побороть природу и выращивать хорошие урожаи вне зависимости от погоды. Осушались и обводнялись земли, целые реки поворачивали вспять, поля повсеместно удобряли химическими удобрениями. Но все чаще и чаще слышались сообщения, что из-за «неблагоприятных погодных условий» хорошего урожая получить не удалось. Загубили и природу. Каков взгляд Православной Церкви на эти вопросы? Только ли на науку и технику надеяться тому, кто работает на земле?

Отец Борис: Вспоминается один забавный случай, происшедший со мною еще в советское время, когда мое священническое служение на сельском приходе только начиналось. Был у нас председатель колхоза, пьяница и матерщинник. Встречая меня, он считал своим долгом обязательно отвесить какую-нибудь «шуточку», вообще относился ко мне как к служителю Церкви насмешливо-снисходительно. Но тут выдалось необычно знойное лето. Хлеба в поле «горели» прямо на глазах. Тут уж, как говорится, не до шуток, и потому при нашей очередной встрече в голосе председателя я услышал несколько иные нотки. «Ты что ж не молишься, батька, или не видишь, жара какая?!»- снова попробовал он отшутиться, но в голосе явно чувствовалась тревога за урожай и желание найти помощь хотя бы даже там, где никогда ее в своей жизни не искал, — у Бога и Церкви. «Помолюсь!» — пообещал я ему и объявил в храме о молебне с акафистом святому пророку Божию Илие. Сразу после молебна на небе показались тучи, а вскоре закапал дождь, к вечеру превратившийся в настоящий ливень. «Ну, ты перестарался, батя, — уже доброжелательно крикнул председатель, увидев меня после того на улице, — такого дождя я не заказывал!» Ныне времена изменились. Большинство людей сегодня как будто не отрицают веру в Бога, крестят детей, говорят, что веруют «где-то в душе». Но это только на словах. А на деле — полное равнодушие к молитве, покаянию, участию в церковных таинствах. Зерна атеизма, посеянные в душах русских людей, увы, остаются. Даже горькие уроки истории нас ничему не учат. Сколько лет все мы стремились построить рай на Земле — мир без войн, преступлений и насилия! Весь народ не покладая рук трудился, наука делала все новые и новые открытия, все силы и средства были брошены на построение нового лучшего общества, но, увы, проблем социальных, экономических, экологических только прибавлялось. Отчего так? Да потому, что решили обойтись без Бога, доказать свою независимость от Создателя, утвердить новую религию — веру в человека и научный прогресс. Вот и получилось, что реки поворачивали вспять. Сама идея побороть природу, то есть совершить над ней насилие, мне представляется очень и очень сомнительной. Рассуждая таким образом, мы предполагаем, что природа — это некая слепая и жестокая сила, которая только и делает, что вредит человеку. Этот гордый и самолюбивый взгляд человека на окружающий мир не имеет ничего общего с христианским отношением к природе. Христианин знает, что весь мир сотворен по замыслу Божиему и несет в себе дивную красоту и мудрость. Поэтому верующий человек с природой не борется, он с ней сотрудничает, то есть так использует заложенные в ней возможности, чтобы не причинить ей вреда.

Христианское отношение к миру вовсе не заключается в отрицании науки и техники. Настоящая наука никогда не станет столь безответственной, чтобы по своей прихоти изменять природные условия. Она не противоречит Творцу, она призвана совсем к другому — научить человека лучше использовать возможности, заложенные Богом в окружающий мир. Все выдающиеся ученые понимали это и были верующими людьми. Но в советское время много усилий было приложено к тому, чтобы переделать науку на безбожный лад, поссорить ее с религией. Искусственно насаждали различные теории, в которых не было места для Творца, а верующих ученых всячески притесняли. Многие деятели науки были даже репрессированы за свои христианские убеждения и погибли в ссылках и лагерях.

Отец Алексий: Есть такая поговорка в народе: «Без Бога ни до порога». Земледелец это чувствует куда лучше, чем горожанин. Он может приложить уйму стараний: вскопать, посадить, ухаживать за посадками, но если не будет Божьего благословения и наступит засуха, то все труды окажутся напрасными. Если же дожди будут чрезмерно частыми, то опять все труды погибнут. Сельский житель всегда видел свою нужду в помощи свыше и благословении Господнем, и потому вовсе не удивительно, что самая крепкая вера была в крестьянстве. Понимали это и большевики, и потому после революции в первую очередь принялись за уничтожение крестьянского класса. Под предлогом «раскулачивания» самые трудолюбивые расстреливались, высылались в лагеря. Это была настоящая война против крестьянства как основного носителя православной веры. Жестокий террор и массированная пропаганда позволили большевикам добиться своего. Удалось отвлечь народ от Церкви, и сегодня такой веры, как прежде, на селе нет. Но вместе с этим, в сельской жизни произошли совершенно катастрофические изменения в худшую сторону.

Приведу только несколько исторических фактов. До революции Россия была житницей всего мира. Около 60 % зерна, ввозимого в Европу и США, было российское зерно, а урожай зерновых в 1913 году был больше, чем, к примеру, в 1995 году. Оказывается, за прошедшие десятилетия мы вовсе не преуспели в земледелии. И это при том, что в сельском хозяйстве стали широко применяться техника и химические удобрения, а площадь земельных угодий значительно увеличилась за счет мелиоративных работ и освоения целинных земель. Загрязненность же продуктов дошла до того, что употреблять их в пищу зачастую становится небезопасным.

К концу нашего просвещенного XX века все чаще и чаще слышны тревожные вести об экологическом, социальном и нравственном тупике, в который зашло человечество, отказавшись от веры в Бога и поклонившись ложным кумирам — науке, техническому прогрессу и обольстительным социальным теориям.

Испокон века люди все делали с молитвой и по благословению Церкви. Крестьянин обращался к Богу в начале своего трудового дня и после работы. В случае, если долго не было дождя, выходили на поле вместе со священником и служили молебен о даровании дождя. И, как правило, священник, выходя из дому на такой молебен, брал с собой зонтик, потому что знал, что после всенародной молитвы дождь обязательно пойдет. И наоборот, когда шли частые дожди, читался особый молебственный чин, чтобы Господь даровал вёдро — хорошую солнечную погоду. Особые молебствия были установлены Церковью по многим хозяйственным поводам. Батюшку приглашали освятить избу, совершить молебен на копание кладезя, благословить рои пчелиные, стадо и во многих других подобных случаях. На каждый свой шаг крестьянин просил у Бога помощи, и Господь благословлял урожай. Голод в России до революции случался крайне редко. Последняя сильная засуха была где-то в 60-х годах XIX века, а вот после революции сразу же начинается череда засушливых голодных годов: 1920, 1921, 1922 и далее в 30-х и 40-х.

Некоторые утверждают, что у нас дела оттого идут неважно, что мы просто не научились применять технику и удобрения. Вот-де на Западе все делают по науке, потому и получают хорошие урожаи. Но дело в том, что передовые западные технологии имеют и оборотную сторону, о которой говорится очень мало. Мои знакомые недавно побывали в Голландии и видели знаменитые тепличные хозяйства. Помидорные кусты высаживаются не в землю, а в особые питательные растворы, в которых помидоры вызревают буквально на глазах всего за несколько дней. Химия заменила грунт, а круглосуточное освещение лампами дневного света — солнечные лучи. Но можно ли назвать такие плоды помидорами? По сути, это не помидоры, ибо плод созревает отнюдь не чисто механически. Куст, который растет на обычной грядке, впитывает в себя все природные силы и, прежде всего, солнечную энергию, которая и несет человеку здоровье. А что получает человек, поев такие насквозь искусственные помидоры? Многие родители, имеющие маленьких детей, наверняка скажут, что аллергия чаще всего случается у детей именно после импортных овощей и фруктов. Не наука руководит людьми в таких случаях, а жажда наживы. Для торговца главное, чтобы урожай доспел до товарного вида как можно быстрее, вот и выдумываются разные хитрости, чтобы обмануть природу.

Сейчас на Западе ведется много разговоров об экологической чистоте продуктов, но такие продукты, выращиваемые в специальных хозяйствах, продаются по очень высоким ценам. Даже в странах, где уровень жизни достаточно высок, они доступны лишь небольшому слою наиболее обеспеченных людей. А те овощи и фрукты, которые попадают в Россию, к нам с вами на стол, являются наиболее дешевыми и потому наименее качественными. Мы же удивляемся тому, что импортные яблоки и груши долго сохраняются, не портясь, и не задумываемся о том, что это «чудо» — тоже результат особой химической обработки. Чтобы съесть такой плод более-менее безопасно, необходимо срезать кожуру и верхний слой мякоти на большую глубину, а не то можно принять в себя изрядную дозу импортной химии, что потом приведет к различным заболеваниям.

А как вообще относится Священное Писание и Церковь к сельскому труду? Говорят, в Библии написано, что работа земледельца оттого так трудна, что Бог проклял землю.

о. Алексий: Человек, который из чтения Библии и церковного учения делает такой мрачный вывод, как говорится, читал Библию, да не дочитал, слушал в храме проповедь, да не дослушал. Сложностей у земледельца, действительно, немало. Однако нужно знать, что при сотворении мира Бог не предназначал человеку страданий, они вошли в жизнь людей по вине самого человека.

Труд был заповедан Богом человеку изначально, и этот первый труд был земледельческим. Об этом ясно свидетельствует библейская книга Бытия — древнейший письменный документ, рассказывающий о самом начале бытия мира. Сотворив Адама и Еву, Господь доверил им попечение о земле. По заповеди Божией человек должен был хранить и возделывать рай, а также владычествовать (т.е. управлять) животным миром. Как видим, замысел Создателя изначально указал человеку не пребывать в бездействии, а усердно трудиться. Однако труд этот сильно отличался от нашего, так как не был связан с необходимостью добывать себе пропитание, шить одежду, строить жилища и другими подобными нуждами. Первые люди ни в чем не нуждались, ибо были связаны благодатным союзом со своим Небесным Отцом -Богом, и Тот подавал все необходимое для жизни. Ни болезни, ни старость не были ведомы им, а земля сама давала всякую растительную пищу. В мире, первоначально задуманном Творцом, не было вражды, «борьбы за существование», пожирания одного животного другим, ибо пищей для всех служили разнообразные растения. Библия так говорит об этом: «Всем зверям земным, и всем птицам небесным … дал (Господь) всю зелень травную в пищу» (Быт. I, 30). Труд же первых людей скорее был похож на работу придворного царского садовника, который хотя и старается по-хозяйски правильно и красиво устроить дворцовые сады и парки, все же не делает ничего такого, что могло бы прямым образом доставить ему пропитание. Он не устраивает себе огородов и не запасает плодов, так как знает, что обеспечить слуг всем необходимым — в воле справедливого и могущественного государя.

Но благость и любовь Божия к человеческому роду безмерно сильнее любых земных сравнений и примеров. Первым людям была дарована сила и власть быть даже не слугами, но истинными детьми Божьими. Земной правитель едва ли станет делить владения и царские почести со своими подчиненными. Бог же по одной только Своей щедрости и человеколюбию наделил Адама и Еву всеми основными достоинствами Божества, вложив в человека Свой образ — бессмертный, духовный, творческий. Этот Божеский образ есть и сегодня в каждом из живущих людей, но, увы, рассмотреть его через толщу греха бывает очень и очень непросто.

Наверное, каждый из читателей вспомнит, как спорится дело, которое любишь душой. Именно такой творческий и радостный труд был предназначен людям в раю. Адам и Ева несли в себе образ Бога-Творца, и это делало их труд не только не тягостным, но, напротив, радостным и желанным. Поэтому неверно думать, будто Господь обрек людей на тяготы и лишения. Перемены произошли по вине самих людей, избравших вместо творческого благодатного союза с Богом общение с падшим духом — сатаной. Сердце человеческое не устояло перед искушением и, отвергнув прежде питавшую его благодать, вместо нее насладилось гордым помыслом и похотью. Но устройство первоначального райского сада было таким, что ничто нечистое не могло сохраниться в его пределах. Потому преступлением Божией заповеди первые люди сами изгнали себя из рая, прокляли себя и свое потомство и оказались обречены на нужду, болезни, вражду, старость и смерть.

Вместе с ними мрачная печать легла и на землю. «Терние и волчцы (сорняки) произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят», — такую суровую участь уготовали себе Адам и Ева. О чем говорят эти слова? Они указывают на то, что именно человек стал виною повреждения всего окружающего мира. Стихийные бедствия, различные неблагоприятные условия заставили все живое непрерывно бороться за выживание. Злоба, ненависть, страсть, соперничество и хищничество вошли в животный мир. Разрыв с Господом сказался и на физических возможностях людей — человек стал смертен, подвержен усталости и болезням. Словом, жизнь стала такой, какой мы ее знаем ныне.

Однако даже после грехопадения Бог не отрекся от человеческого рода и не забыл о бедах людей. Даже изгнание Адама и Евы из рая было не просто наказанием, но способом пробудить в них раскаяние и желание вновь искать потерянную связь со своим Отцом Небесным. Всю свою долгую жизнь (а у первых после Адама поколений она длилась до тысячи лет) Адам каялся в проступке и старался поступать во всем богоугодно, а Господь, видя такое сокрушение, не оставлял его Своими милостями и помогал ему. Подобно этому и на всем протяжении человеческой истории тот, кто искал Бога и поступал по Его заповедям, не бывал оставлен без помощи Божией, а дела его рук неизменно получали благословение свыше.

Так что напрасно считать сельский труд проклятьем и думать, что Господь и Его Церковь не расположены к нему. Посмотрим хотя бы на ветхозаветную историю: она вся насквозь проникнута любовью к природе, уважением к земледельческому труду. История Вооза и Руфи — это целая библейская книга, посвященная описанию достоинств патриархально-земледельческого быта. Царь Саул вступил на царский престол с широкого простора пашен. Царь Давид, знаменитый пророк и псалмопевец, получил дар пророчества и царское достоинство, будучи пастухом. Немало внимания отводится земледельческой культуре и в ветхозаветном иудейском законе. В текстах Библии мы встречаем множество заповедей и советов, относящихся к правильному ведению сельского хозяйства. Многие из таких обычаев имели не только практическое значение, но и несли в себе несомненный духовный смысл: подавать от своих трудов милостыню нищим и убогим, обеспечивать пропитание вдовам, во время войны беречь поля и сады на территории неприятеля, оставлять часть урожая на полях для пропитания птиц и зверей и т. п. В то время подобные установления свято чтились всеми как непременные религиозные обязанности. Люди твердо знали, что житейское благополучие немыслимо без уважения к Божиим законам.

В Новом Завете земледельческому труду уделяется еще большее внимание. Именно вчерашние пахари и рыболовы стали апостолами Христа и получили от Него необыкновенную силу и благодать словом Божиим завоевывать и покорять христианской вере целые страны и народы. Сам Господь в Своих притчах не раз обращается к образам землепашцев, виноградарей, пастухов, и через эти образы раскрывает нам великие тайны о Боге и будущем Царстве Небесном.

Все это показывает, что Господь всегда был на стороне трудолюбия и святого земледельческого труда. Подобно Ему и Церковь Христова всегда ценила труд пахаря, молилась о «благоденственном и мирном житии», стремилась привнести в сельский быт ту духовную основу, которая освящает любое человеческое начинание и призывает на него благословение свыше. Вспомним: с древних времен у нас на Руси сельская жизнь именуется крестьянской (т. е. христианской). Вместе со святыми мучениками и отшельниками, святителями и воинами среди святых угодников Божиих есть немало благочестивых мирян — простых пахарей и скотоводов. В разное время они послужили Господу на земле, а ныне в жизни небесной молятся о наших духовных и земледельческих успехах.

Да и как можно сомневаться в богоугодности и важности сельскохозяйственного труда, если от его плодов питается все человечество, получающее таким образом силы для труда и творчества во всех остальных областях своей жизни!

Почему же тогда сельский труд считается непрестижным, а сама жизнь в деревне по сравнению с городской — отсталой?
о. Алексий: Такое мнение вы едва ли могли услышать в Церкви или вычитать в духовной литературе. Даже наоборот: так думают люди, которые потеряли христианскую веру, а вместо этого уверовали в собственные силы, в науку, в прогресс, в светлое коммунистическое завтра или еще во что-нибудь подобное. И чем шире распространяется во всем мире безбожие, тем чаще можно слышать высокомерно-презрительное: «Он от сохи». Зазорным даже стало называться крестьянином.

В современном мире стало принято превозносить и восхвалять совершенно иные «ремесла». Телевидение, радио, газеты создали целый миф о превосходстве современных городских профессий над земледельческим и ремесленным трудом. Стало привычным восхищаться успешными карьерами фотомоделей, киноактеров, певцов, спортсменов, удачливых и пронырливых дельцов. И напротив, человек труда унижен, как никогда ранее. Под напором навязчивой пропаганды сельский житель мало-помалу начинает чувствовать себя оторванным от удовольствий и красок «цивилизованной» жизни. Его тянет бросить все — землю, хозяйство — и податься в город, деревня же все скудеет и скудеет людьми, талантами, силами…

Мир сильно изменился. За прошедшие тысячи лет человечество не только не решило главной своей задачи — воссоединения с Богом, но, напротив, только усугубило свое отступление, постепенно утратив последнее, на чем держалась его связь со Всевышним — Адамово покаяние. Вместо молитвы и жизни по заповедям большинство людей избрало совершенно иной путь -комфорта, независимости от Бога и устроения своих дел по одним только своим желаниям. Комфорт же и развлечения во всем их многообразии легче всего получить именно в городе. Город, по сути, для этого и устроен. Другой такой почвы, столь благоприятной для процветания всемогущей «сферы услуг», просто не сыскать. Именно она, эта сфера, по сути, является главным достижением цивилизации и в последние десятилетия растет, как на дрожжах. Ни наука, ни культура, ни искусство, никакая иная область человеческой деятельности не знает столь быстрого роста. Оглянемся вокруг: все пространство вокруг нас буквально напичкано бесчисленными службами, заведениями и учреждениями, без которых повседневная жизнь горожанина представляется немыслимой, словно и не было того времени, когда люди жили простой жизнью и питались от плодов рук своих. Средства массовой информации, торговля, общественное питание, коммунальные службы, транспорт, химчистки, парикмахерские, прачечные, тренажерные залы, солярии, клубы по интересам, увеселительные заведения, парки аттракционов, туристические фирмы, гостиницы, гаражи и автостоянки, конторы ритуальных услуг, крематории, кладбища, средства связи и компьютерные сети, теле-, видео-, авто-, вело-, мото-, фото- и прочие мастерские — всему этому, понятное дело, удобнее и выгоднее работать именно в городе, в котором скучились, сгрудились сотни тысяч или даже миллионы людей, полностью зависящих от всесильной «сферы услуг». И при этой своей пестроте «сфера» постоянно шумит о себе — информирует и рекламирует, наперебой предлагает все новые и новые услуги и товары, убеждает обывателя в том, что именно они, эти новые услуги и товары, сделают его счастливым, защитят от внешних обстоятельств, что только так можно быть человеком современным и цивилизованным.

(Продолжение в следующем номере)

 

В других номерах:

Проповедь

Вознесение Господне

Прошли радостные и светлые дни Пасхи Христовой. Прекратилась победная песнь божественному восстанию Спасителя. И ныне воскресший Господь оставляет Своей плотью землю и возносится на небо. Святые евангелисты повествуют, что воскресший Господь неоднократно и в разных местах являлся Своим ученикам

 
Проповедь

Любовь божественная и человеческая

(Продолжение. Начало в № 9–10) Одним из таких великих образцов является молитва праведной Анны, матери пророка Самуила: «Возрадовалось сердце мое в Господе, вознесся рог мой в Боге моем… Нет столь святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя, и нет твердыни, как Бог наш.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс