Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Прошедший век — и в Отечестве нашем, и во всем мире — был отмечен попытками бездумно отбросить и уничтожить проверенное веками, потугами воздвигнуть нечто небывалое. Все эти безбожные усилия окончились полным крахом. И, казалось бы, сколько можно идти по пути разрушений. Однако чуть или не каждую неделю мы слышим о случаях безответственного, а то и просто кощунственного отношения к тому, с чем связана история России.
Например, недавно на кладбище города Туринска был разрушен надгробный памятник на могиле Василия Петровича Ивашева, супруги и дочери его. Тех, кто совершил это надругательство, не остановило ни изображение Честного Креста, ни тексты Евангельские на этом памятнике. Может быть, именно это вызвало ненависть и зло?
Однако не только люди, решившиеся на такое святотатство, но и потомки их попадают под страшное проклятие. Мы видим действие гнева Божиего на целых семьях, на нескольких поколениях наследников разрушителей православных святынь и храмов в недавние годы безбожной власти. Долгий покаянный труд нужен, чтобы испросить у Господа прощения данного прегрешения.
Место последнего покоя умерших на земле достойно самого благоговейного нашего отношения. Ведь на кладбищах мы погребаем дорогих нашему сердцу родителей, чад, сродников, благодетелей, друзей. Потому здесь невольно должно возникать в нас чувство любви, уважения, благодарности к почившим. Смерть не прекращает, а только как бы внешне изменяет наши непосредственные сношения с близкими и дорогими нам. И разве можно найти какое-то оправдание равнодушному или недостойному отношению к могилам живших прежде нас? Не достойно ли самого строгого осуждения всякое небрежение к месту упокоения тела христианина? Ведь это тело, которое омыто благодатною водою Крещения, запечатлено дарами Святаго Духа, оно причащалось Тела и Крови Христовых и оно именуется в слове Божием храмом живущего в нем Духа Святого. Правда, это тело ныне разлучилось с душою; но оно разлучилось на время и для высшей цели своего бытия: оно и в самой смерти бессмертно, и в самом разрушении неразрушимо. Тело умершего, по слову апостольскому, сеется в тление, восстает в нетлении; сеется и не в честь, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе, сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 42 — 44). Кончится мир, а лежащий в могиле прах явится новым существом духовным, нетленным, будет жить несравненно лучшею жизнью уже не на земле, а на небе, будет причастником света и славы Божией уже не в зерцале и гадании, а лицом к лицу. Возможно ли после этого оправдать равнодушное отношение живых христиан к временной обители усопших?
Может кто-то попытается объяснить происшедшее своим отрицательным отношением к земной жизни покойного. С этим трудно согласиться. Во-первых, не будем дерзать предвосхищать Страшный Суд Господен во избежание еще более горького наказания для нас, грешных. Будем поступать по слову Евангельскому: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мирить» (Мф. 7, 1–2).
Во-вторых, не будем забывать, что долгие годы многие из нас знали об этой семье только половину правды. Знали, что ротмистр кавалергардского полка Ивашев был осужден по делу участников восстания декабристов, ибо знал о всех планах, хотя и не принимал непосредственного участия в последовавших событиях. Знали, что невеста его последовала за ним в Сибирь. Знали, что брак их был счастливым: у них было трое детей, которые прожили затем весьма достойную жизнь. Наконец, нам рассказывали, что Василий Петрович умер ровно через год после кончины своей супруги и четвертой дочери-младенца.
Нас стремились уверить, что этими людьми руководили только политические и личные мотивы. Однако с этим трудно согласиться. Уже в самом стремлении невесты разделить с дорогим ей человеком тяготы наказания мы можем видеть исполнение завета Господня: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 35 — 36).
Известно также из воспоминаний живших с ним, что сам Василий Петрович последний день в своей жизни провел в заботах благочестивых — побывал в храме Божием, где заказал заупокойную Божественную Литургию в предстоявшую годовщину кончины своей жены, а вечером, как обычно, благословил спящих детей. Той ночью у него не выдержало сердце, и он скоропостижно умер. Богу было угодно, чтобы отпевание раба Божиего Василия совершилось после Божественной литургии, о совершении которой он сам и хлопотал.
Думаю, что не случайно его надгробный камень со словами Евангельскими остался непоруганным во все годы лихолетья и безбожия, пронесшиеся над нашей Отчизной. Потому разве не полезно и нам у этой могилы помыслить об удивительных путях Божиих и вознести об усопших посильную молитву?
Дорогие братья и сестры! Наступивший год будет отмечен подготовкой к юбилейным датам старейших городов нашего края, в числе которых и Туринск, отмечающий свое 400-летие. Предстоящие торжества дают нам, детям и внукам нашим добрый повод обратиться к истории нашей, чтобы в ней почерпнуть уроки и силу для своих трудов. Это самое время восстановить порушенные храмы, очистить душу и разум от опасных заблуждений. Не будем повторять ошибки отцов и дедов. Прислушаемся к наставлению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «В Евангелии Христос Спаситель говорит, что дом, построенный на песке, не устоит перед бурями и треволнениями, а дому, построенному на камне, не страшны ни бури, ни волнения. Для государства таким камнем-основанием является его история… Сегодня, слава Богу, мы обращаемся к нашей истории, осознаем, что продолжаем дело наших предков… Часто раздаются голоса, что нам нужно найти национальную идею. И ищут национальную идею где-то за океаном или в Западной Европе. Но я убежден, что наша национальная идея — в трудном, но славном прошлом, в том, что пережила Россия за тысячелетний период своей истории».
По отеческому наставлению Его Святейшества, всем нам надо, в первую очередь, «вернуться к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом-богоносцем, верующим, нравственно чистым…». Только это позволит выполнить возложенную на нас свыше великую ответственность восстановить связь времен, которая разрушалась долгие десятилетия, возродить православные и исторические традиции народа нашего. Ибо в год великого 2000-летия Рождества Христова молитвами и трудами своими нам надлежит показать всем, кто ныне еще пребывает вне спасительной ограды церковной, что не отступил от нас Господь, что не исчезла святая Православная вера.
С Божиим благословением
ВИКЕНТИЙ, ЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ
Уважаемые участники конференции!Вы собрались ныне со всех концов России для решения важнейшей проблемы, которая — в известной степени — будет определять завтрашний день Отечества нашего. Ибо что мы видим вокруг? Об этом с болью и горечью говорит Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «На рубеже тысячелетий Россия являет собой парадоксальный феномен, на одном полюсе которого тысячелетняя духовная традиция Православия, вошедшая в кровь и плоть нашего народа, а на другом — одна из самых безнравственных масс-культур конца двадцатого века. Вседозволенность, отсутствие каких-либо духовных ориентиров, с одной стороны, и одновременно жадные поиски любой духовности с другой — вот сегодняшняя реальность.»
Екатеринбург, 6 марта. Сегодня в Москве по благословению Святейшего Патриарха Алексия начинает свою работу Конгресс православной прессы под девизом «Христианская свобода и независимость журналистики».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.