Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (119) → Школа Воскресения (Алапаевск)

Школа Воскресения (Алапаевск)

№3 (119) / 1 февраля ‘00

Жизнь Екатеринбургской епархии

В этой теме:

Жизнь Екатеринбургской епархии
Вести из церковных школ
Жизнь Екатеринбургской епархии
Детский утренник в храме Преображения Господня

Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном

«Наверное каждый человек, который идет мимо женской обители, обернется, чтобы еще раз взглянуть на здание из красного кирпича. Эта школа сохранила еще в себе отпечаток истории, отпечаток последних лет правления Императора Николая II.

По воскресным дням здесь собираются люди, которых объединяет одно: они хотят разобраться в себе, лучше понять и объяснить свою веру, истоки и смысл Православия. И чтобы помочь другим…

Малыши находят здесь понимание, любовь, новых надежных друзей. Им помогают понять, а значит, и укрепить веру в Бога. Здесь они находят то, чему их уже учили дома родители — соблюдение заповедей Божиих.

В Воскресной школе сложилась традиция — поздравлять с Днем Ангела учителей и учеников. Подарки нравится получать всем, и особенно им радуются малыши. Часто нас поздравляет батюшка, и в эти моменты настроение у всех особенно торжественное.

По церковным праздникам в школе устраиваются веселые соревнования. Ребята делятся на команды и бойко отвечают на вопросы батюшки и учителей. Никто не уходит с этих соревнований обиженным, а чаще всего радостные отправляются пить чай.

Один из замечательных обычаев школы — паломнические поездки. Я помню, как три года назад мы ездили в Верхотурье, а два года назад — в Екатеринбург… Даже сейчас я чувствую такую Благодать при воспоминаниях!»

Алеша Зырянов

«Рождество — самый лучший праздник. Есть главный праздник — Пасха. Но без Рождества Христова не было бы и Воскресения. Поэтому после Пасхи самый главный, самый лучший, самый радостный и веселый праздник — Рождество Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Для меня этот праздник даже лучше дня рождения, потому что на дне рождения ты получаешь подарки один, а остальным немножко грустно, ведь им тоже хочется подарков. А на Рождество все получают подарки. И получается, что у нас один Отец — Бог, который всех любит. А батюшка Моисей нам почти как мама, потому что он так заботится о нас, делая нам такую большую радость.

Это ведь родные люди всегда стараются сделать подарки на этот праздник, независимо от того, хорошо мы ведем себя или нет, хорошо учимся или нет, трудно с деньгами или нет. Значит и батюшка нам как родной, если он ничего не жалеет для нас? И учителя в воскресной школе отличаются от простых учителей, потому что их уроки намного интереснее и добрее, полезнее и открытее. И вообще, Церковь и Воскресная школа — самая лучшая часть моей жизни.

Да благословит Господь всех знающих Его.»

Милана Рыжих (во Святом Крещении — Мелания)

из сочинений воспитанников Алапаевской Воскресной приходской православной школы храма Св. Великомученицы Екатерины монастыря во имя Новомучеников Российских.

Еще недавно этот город гордился тем, что именно в нем собрался первый Совет революционных рабочих на Урале (и в России), и даже тем, что здесь была написана зловещая страница трагической истории России. Экскурсоводы, привозя туристов, при въезде в город обращали их внимание на огромный плакат о том самом Совете, а проезжая к культурной жемчужине Урала — музею-заповеднику деревянного зодчества, показывали дом, где под арестом пребывали члены императорской фамилии. Перед их убиением. Старались говорить нейтрально. Сами-то они по-разному этот факт бытия Алапаевска переживали.

По прошествии десятилетия после официального низложения советской власти к нему возвращается присущий горнозаводскому центру образ — в ритмах жизни, в эстетике, архитектуре, храмовых высотах, и устремлениях жителей небольшого среднеуральского города.

Есть и новообретаемое: для многих обывателей события начала века становятся сегодня начальной точкой переосмысления их личного духовного бытия. Это правда. Город ищет духовную опору для своего будущего. Восстановленный бывший Алексеевский (ныне Святой Живоначальной Троицы) собор, Екатерининский храм, строящийся на месте Старой шахты монастырь во имя Новомученников Российских, женская обитель, православная библиотека и воскресная православная детская школа — свидетельство молитвенных усилий, прилагаемых алапаевцами и не только ими для возрождения Святого Православия. Но все это — того ради, чтобы душе человеческой вернулось тепло веры.

…Я приехала в Алапаевск в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Был праздник, но город онемел от беды — едва завершились похороны, на местном кладбище появились сразу шесть — шесть! — свежих могилок. Все умершие были работники местного педагогического колледжа. Город не просто переживал трагедию. Вопрос — «почему это случилось?» уже не укладывался в рамки земных подробностей (возвращались радостные из Екатеринбурга, везли компьютеры для колледжа, выехали на встречную полосу в районе Лосинного, под Екатеринбургом, на том самом месте, где дорога проходит по могилам старинного кладбища, и…)

Еще не остыли мысли горожан, рожденные отпеванием в храме святой Великомученицы Екатерины, и истовые молитвы о сохранении жизни страдающих, но остающихся среди нас людей, еще ловились в горячечной надежде последние весточки из больницы, в которой идет борьба за обожженных огнем их сограждан… И проповедь иеромонаха Моисея, от службы к службе в эти дни сострадательно зовущего паству задуматься о ценности Жизни каждого человека пред всеми иными дарами, о сокровенном к ней отношении.

«Человек говорит: ешь, пей, веселись, душа моя. А Господь говорит ему: «О, безумный! Не знаешь, что сегодня душу твою заберут. И Евангелие говорит: так бывает с каждым, который не в Бога богатеет. Чтобы обогатились наши души, надо душевные склады-амбары расширить. Сердце — это важный орган не только человеческой физиологии, но также его душевной жизни. Эта ценность, это сокровище, эти душевные амбары и надо расширить, чтобы, как пчелка мед собирает в соты, так и в этих наших душевных амбарах собиралось добро духовное, нетленное. Чтобы наши души украшались одеждой благочестия, чистоты, любви, сострадания и милосердия. Тогда и будем богаты у Бога.

Евангельское поучение заставляет задуматься о том, насколько нестабильна человеческая жизнь в этом миру. И если не возлагать на Бога надежды, если не понять самой главной истины о том, что нас ожидает бессмертие, что человеческая душа бессмертна, что есть Бог, тогда действительно человеческая жизнь кажется слишком краткой, бессмысленной, полной скорби, не имеющей смысла. Но милостью Божией вера и надежда приводит нас в храм, чтобы приобщаться Божественной любви. В этих качествах надо укрепиться — в надежде, вере ко Господу. Вера и надежда — это светильники. Впереди мы видим свет и дорогу, которая уходит в вечность. Нет смерти. Есть вечная жизнь. Это большое утешение, но не только утешение, но также и поучение, как надо дорожить духовными ценностями, чтобы действительно собирать в Бога.

Люди планируют, но не знают, хватит ли им сил, времени хотя бы и на благие идеи в этом мире. Но надо осознать, что все добрые и благие намерения имеют ценность у Бога, имеют смысл. Если даже что-то не получается в этой жизни, но Господь знает благость и сущность намерений и венчает их в другом царствии — Царствии Своем — богатыми плодами.

Понятно, что не каждого Господь являет особенными милостями, это все происходит по Его промыслу, но тот, кто богатеет в Бога, навсегда останется богатым. А кто, кажется, собирает, и вроде имеет одно, другое, третье… это в один миг может сокрушиться и уничтожится. У Господа все есть. Господь утешит и наши души, если мы только сами постараемся».

…Поздним вечером мне довелось прийти к дому, в котором в начале века завершалась земная высокая жизнь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Ее близких. В невероятной близости двух трагедий (в смысле географическом) был, смею думать, некий знак.

Напольная школа в Алапаевске. Как дом инженера Ипатьева в Екатеринбурге, как Голгофа, это место, конечно же, теперь всегда будет вызывать пристальное внимание — земных и, я думаю, небесных душ. Всегда будет тем символом, по которому определяется духовное бытие, духовные усилия живущего здесь общества.

Раз в неделю дети и учителя единственной пока в Алапаевске Воскресной православной школы приносят в этот дом иконы. И только раз — в воскресение — душам детей, конечно же, соприсутствуют и сослужат души убиенных в 1918 году святых новомучеников — здесь, в этом доме! в этих вот стенах! претерпевших последние земные страдания.

Галина Алексеевна Самко просит настоятельно не навеличивать ее директором школы. Совместными усилиями подбираем, как бы ее, здесь главную, все-таки поименовать. Она, думаю, нутром чует: главные-то учителя ее воспитанников — страстотерпцы российские, обретшие мученический венец в этих местах.

— А мне хочется понять, как те, кому посчастливилось быть при этом месте, воспринимают свое пребывание здесь?

— Школа наша живет шестой год. Приехал к нам иеромонах Моисей в октябре 1994 года, а уже с ноября мы начали работу. С первых дней он поставил вопрос о том, что нужно открывать школу. Обратился к прихожанам, нашлись православные учителя с педагогическим образованием. Начинали с одного класса, было 14 человек — всех, и больших, и маленьких. Преподавали только я и батюшка — взрослой группе. Сейчас у нас три группы. Конечно, надо бы побольше, ведь шестой год работаем — трудно, когда в одной группе занимаются дети первый год и уже три года. Но пока помещений нет, будем все вместе.

— Почему выбрали это место?

— Батюшка поставил вопрос перед городскими властями, и нам дали в аренду это здание. Почему?

Здесь были заключены Великая княгиня Елисавета Феодоровна, инокиня Варвара, родственники Государя. Помещение, где содержалась Великая Княгиня, сохранилось.

Сейчас это здание — филиал городской средней школы № 1. В нем занимаются начальные классы. Мы сюда приходим только на два — два с половиной часа раз в неделю, в воскресение. И все! Приходим в этот зал, где Великая княгиня находилась со своей крестовой сестрой инокиней Варварой. До нынешнего года кабинет, в котором мы сейчас находимся, был закрыт.

— Как было установлено, что именно здесь они находились?

— Так это же было недавно, не какие-то столетия назад! Еще живы люди, которые детьми носили им еду, когда их стали притеснять. И люди-то их жалели! Носили из близлежащих домов молочко, продукты. Одна женщина (ей сейчас около 90 лет) выступала при освящении Свято-Троицкого собора. Она девочкой и приносила еду.

— Дети, которые учатся в этом здании — в простой школе, и дети, которые учатся в православной школе, — осознают ли они, где пребывают?

— Не знаю о детях средней школы, а наши дети чтят это место. И я надеюсь, что они ощущают благодать этого места.

Начинаем мы каждый год молебном. В прошлом году первое занятие было на Межной дороге, около которой мученики были сброшены в старую шахту и где сейчас строится мужской монастырь во имя Новомучеников Российских. Там мы с детьми читали Акафист.

— Уже 10 лет, как государство освободилось от коммунистического ига. Переживает ли алапаевский народ судьбу этой семьи?

— Алапаевск трудный город. Не надо забывать, что это родина первых Советов на Урале (то есть, здесь была очень революционная среда). Куда повезли Великих царственных мученников? Не случайно доверили — кому? Повезли в Екатеринбург и Алапаевск. Потому что тут была крепкая партийная ячейка. Нельзя сказать, что все алапаевцы переживают покаяние. Кто-то — да! Многие — нет.

— Я обратила внимание на то, что до сих пор улицы сохраняют имена людей, сопричастных к убийству!

— Этот вопрос поднимался в городских дискуссиях, в алапаевской прессе, но — увы! речь шла на разных языках. Потому что тех, кто ничего не хочет менять, пока больше.

— Что нужно делать, чтобы преобразилась историческая карта города, чтобы не были у нас прославляемы убийцы?

— Наверное, покаяние нужно! Но это — десятилетия покаяния!

— Много ли паломников бывает здесь в июле, в дни поминовения Новомучеников Российских?

— Каждый год в этот день в храме Св. Великомученицы Екатерины бывает Всенощное бдение, в котором принимают участия паломники из Москвы, Челябинска, Екатеринбурга… Казачата из Нижнего Тагила жгут костры около храма. Паломников бывает очень много. И всех, конечно, принимаем. Раньше, когда не было обители и православной библиотеки, которая на эти дни сейчас специально обустраивается под ночлег, принимали наши прихожане, разбирая паломников, если они желали отдохнуть в домашних условиях, по домам. Очень многие оставались в храме (шло сердечное общение с батюшками). Мы всех можем принять…

Лишь бы была общероссийская покаянная молитва.

— Батюшка наш уверен, что со временем, конечно, это здание перейдет Православной Церкви. Ведь оно уже более 80 лет — святое место.

Святым это место считает не только Галина Алексеевна Самко. Достаточно видеть, как преображаются души пребывающих здесь людей. Но вот что тревожно…

На фасаде здания Напольной школы в дни, когда я была в городе, висел огромный плакат, приглашавший на выборы… очередные наши разнесчастные выборы. Говорят, что именно этот дом определил местный избирком как самый главный алапаевский участок, своеобразный форпост (слышите, как соголосно — горком… чрезвычайком… Прямо как Пост № 1). В мистическом мышлении организаторам местного политического шоу не откажешь. Только у этой мистики, чую я, дурной тон. Если уж говорить откровенно, тон хамский. Ведь как же быть с уверениями всех уровней законодателей, творцов договоров государства с обществом об уважении к историческим традициям, к памяти нашего народа?

Я, честно говоря, я с ужасом представила, как 19 декабря тишину этого здания нарушат (уже и нарушили) — нет, не детские голоса, а голоса людей, наивно полагающих, что власть в России выбирают и утверждают они. Представила, как они будут впервые рассматривать плакаты с диковинными названиями разных партий, блоков, потом с гордостью бросят бумажки в урны за ширмочками, то есть, исполнят свой гражданский долг (уже не имея представления — перед кем), и ринутся к лоткам с широким ассортиментом яств. Это во время Рождественского-то Поста! Это в святом-то месте! Во истину, «не ведают, что творят». Снова не ведают!…

Но я знаю другое: в следующее воскресение в школу придут дети. Поставят свои иконы, зажгут лампадку. И в тишине вечности возникнет это

— Святая мученица Великая княгиня Елисавета, моли Бога спасти и просветити души наша!

Все у нас будет, дорогие мои. Все самое главное.

Раиса Ильина,
Екатеринбург.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Вести из церковных школ

«Вы люди, ликуйте все-все, днесь торжествуйте, днесь Христово Рождество!»

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Детский утренник в храме Преображения Господня

9 января храм Преображения Господня собрал на детский Рождественский утренник, ставший уже традиционным около 150 детей окрестных районов — Уктус, Химмаш, Вторчермет. К объявленному часу собрались сюда ребятишки в возрасте от 2 лет и старше вместе с мамами и папами, бабушками и дедушками.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс