Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Но, в избежание блуда, каждый имеет свою жену, и каждая жена имеет своего мужа»
(1 Кор. 7.2)
«Пламень любви сжигает душевную нечистоту и разврат происходит не от чего другого, как от недостатка любви»
Св. И. Златоуст
О христианском браке и взаимоотношении полов написано очень мало. Это признают как ранние богословы, так и наши современники. Тем не менее разговор на эту тему очень серьезен и важен, даже необходим. Особенно для человека верующего, да и вообще всякого серьезного, вдумчивого. Слишком непросто разобраться в противоречиях и вопросах возникающих при мысли о супружестве или замужестве.
«Бог с самого начала сотворил человека как одно лицо, в котором были объединены мужская и женская природы. Поэтому теперь, когда эти природы, разделенные между двумя людьми, объединяются в брак в одном существе, в величайшем единстве, это единство, являясь восстановлением единства праздного, важнее всех других связей на земле, даже с отцом и матерью, ибо эти связи явились позже первозданного естества, и поэтому брак нерасторжим» (С. Троцкий «Христианская философия брака»). «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей: и будет одна плоть» (Быт. 2.24). Вообще, если обратиться к самому началу, опять же к книге Бытия и в частности к сотворению Евы: «И сказал Бог: не хорошо человеку быть одному: сотворим ему помощника соответствующего ему» (Быт. 2.18), более точный перевод слова «помощница» (жена) есть: «Сотворим ему восполняющего». Здесь говорится не о восполнении в труде (для чего более подходит другой мужчина, по уместному выражению блаженного Августина), а о восполнении в самом бытии. У игумена Никона (Воробьева) я однажды прочла следующее: Чувство одиночества, покинутости и прочее. Я не встречал ни одной девушки и одинокой женщины, которые бы не страдали от этого. Это очевидно кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: «И к мужу твоему влечение твое». Это влечение (не плотское только, а еще в большей степени психологическое, а иногда исключительно психологическое) очевидно и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать одного человека. Не нужно изнывать от одиночества, а бороться с ним: постом, молитвой, умеренным чтением св. отцов и Нового Завета, работой физической, утомлением иногда. По слову св. Игнатия Бренчанинова у человека есть два пути: путь совершенства и путь спасения. Последний есть путь брака. И если человек чувствует свою принадлежность к второму (а именно о таких и пишется эта статья), то он ищет свою половину. Для христианина, человека верующего это представляет большую проблему. В мире греха, в мире разнузданности и похоти плоти крайне сложно найти себе спутника жизни. И у меня на примере много друзей и знакомых страдающих от этого. Безусловно, еще где-то есть чистые, порядочные люди, пусть и не верующие, или пассивно верующие. Но как должно быть сложно придя из храма в воскресный день, «побывав на небе», а возможно соединившись с Самим Господом в Таинстве св. Причастия, не найти возможным поделиться с супругом (или супругой) этой своей чистой, светлой радостью. С тем, кто самый первый человек для тебя на земле, кто часть тебя, тот с кем ты должен составить единое тело и душу. А дни Великого поста, а день св. Пасхи? Остаться непонятой в самом главном в своей жизни, это ли не ужасно? Хотя, конечно, по слову апостола Павла: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7.16) «Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим» (1 Кор. 7. 14). И дай Господь это тому — кому суждено, а значит и под силу. Я же пишу о другом. О том, что есть проблема — православные безбрачные мужчины и православные безбрачные женщины. Они могут ходить в один храм каждое воскресенье, а потом, после службы расходиться по своим домам. Конечно в храме, на службе, знакомиться не будешь, потому что стремишься соответствовать правилу: в церковь входить, как на небо, в ней ни говорить и ни помышлять ни о чем земном. Конечно, все в Руках Божиих, но хорошо было бы создать клуб православной молодежи. Место, где могли бы встречаться единомышленники, где можно было общаться, знакомиться, дружить. Еще одно место (после храма), где не будешь чувствовать себя «белой вороной».
Еще, мне очень запомнились строки о. Александра (Емельчанинова), редкие искренние крохи в мире ханжества или просто глухого молчания, строки, рожденные из практики, личного опыта, а практика, как известно, критерий истины. Вот они: «Только брак может даровать полноту познания другого человека. то чудо ощущать, осязать, видеть другую личность также неповторимую и единственную, как и познание Бога.По этой причине можно сказать, что до брака человек как бы скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в самую жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение истинным познанием и истинной жизнью рождает то чувство завершенной полноты и удовлетворенности, которое делает нам богаче и мудрее».
Есть еще два обширных аспекта христианского брака — это вопрос целомудрия и любви. О том и другом много можно найти в Евангелии, а я позволю себе привести доступные, как мне кажется, слова другого священника о. Александра (Коника): «Не для плотской любви и наслаждения мы заключаем супружеский союз, и если оно исчезло, это еще не основание для расторжения брака. Если же вступают в брак для наслаждения, то проститируют оба, и такой брак — «узаконенная» проституция, т.е. узаконенное беззаконие. Надо чувствовать себя человеком, образом Божиим, а не мужчиной и женщиной, и тогда не возникнет ни излишнего пристрастия, ни отвращения друг к другу». А как распознать это плотское желание от любви? Или вернее сказать, когда это настоящая любовь, а когда ложная? На эту тему сказано и написано православным сознанием еще меньше. (Конечно, кроме 13 главы послания к Коринфянам св. ап. Павла). И все же я нашла немного у Н. Бердяева: «Настоящая любовь начинается с доверительной симпатии и кончается чувством беззаветного самопожертвования. Ложная любовь стремится к обладанию и «использованию» любимого в своих эгоистических целях. Чаще всего это стремление к удовольствию, пользе и т. п. Все это любовь — нужда — дитя бедности, как говорит Платон. Любовь нужда длится не дольше самой нужды, вот почему брошенные матери или брошенные возлюбленные никак не поверят, что «это может быть». Полюбить свято — значит быть довольным, влюбиться — значит почувствовать желание, неудовлетворенность, недостаток и жажду удовлетворения. Половая, как и любая, страсть дает только иллюзию любви. В ней «любят» так же, как обжора — пищу, как скупец — деньги, как честолюбец — ордена. Чтобы любить, надо душой войти в любимое и стать как бы его душой. Любовь святая — есть отречение от своей «личности», готовность «воплотиться» в ином существе. Любовь — это забвение себя в ином существовании».
Конечно истинный брак — это совершенное самопожертвование. Я желаю всем одиноким душам найти свою половинку, полюбить свято. А о даровании супруга или супруги можно молиться так: «О Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастье мое зависит от того, чтобы я Тебя любил(а) всей душой и исполнял(а) во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душою моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум. скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе т порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи меня, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помщницу благословил их расти, множится и населять землю. Услышь смиренную молитву мою из глубины сердца Тебе воссылаемую: дай мне супруга(гу) честного(ую) и благочестивого(ую), чтобы мы в любви с ним(ней) и согласии прославили Тебя, милостивого Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
Р.S. И все же я надеюсь на отклики и предложения тех, кого заинтересовала идея создания клуба православной молодежи.
Шилова Ю. Г.,
студентка IV курса
Московского Свято-Тихоновского
Богословского института
БРАК — ТАИНСТВО, ЕГО УСТАНОВЛЕНИЕ, СВОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ«Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности
Первая причина семейного несчастья между супругами, производящая тысячи бедствий, как для них, так и для детей, есть та, что в наши дни погоня за материальными выгодами и чувственными удовольствиями
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.