Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (110) → Чинопоследование Святого Крещения

Чинопоследование Святого Крещения

№18 (110) / 8 сентября ‘99

Огласительные беседы с крещающимися

В этой теме:

Огласительные беседы с крещающимися
Восстановление человека и твари

Первая молитва, которая читается над приступающим ко святому Крещению, есть молитва наречения имени. Приходящему ко Крещению дается Имя Божие, как печать. Ибо позна Господь сущия Своя (2 Тим. 2, 19). Имя Божие, которым запечатлевается человек, является печатью Божественной, хотя невидимой для людей, но видимой для духов. В Апокалипсисе в нескольких местах говорится, что Господь запечатлевает рабов Своих (Откр. 7, 3; 14, 1), а лукавый и антихрист — своих (Откр. 13, 16). Поэтому мы молимся, чтобы Имя Божие пребыло «неотреченно», то есть, чтобы эта печать не стерлась и чтоб крещаемый не поругал это Имя, чтобы он достойно носил Его.

В следующих молитвах приступающий ко Крещению называется уже «новозапечатанным воином Xриста Бога нашего», воином, который будет вести борьбу с диаволом и побеждать его силою Xристовою; еще мы молимся о том, чтобы свет Божий запечатлелся на нем и чтоб крест Сына Божия запечатлелся в сердце и помышлениях его; чтоб ему бегать суеты мира — не мира, то есть творения Божия, — это было бы безрассудно, но мира греха, суеты мирской, той язвы, которую привнес грех. Поэтому апостол Иоанн говорит: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2, 15). И еще: Весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Мы молимся еще и о том, чтобы крещаемый сохранил печать целой, «нерушимой» и через это получил бы блаженство избранных в Царствии Божием. Само Крещение, а особенно Миропомазание называются также печатями, которые возлагаются на крещаемого с Именем Божиим.

Итак, великое, страшное Имя Божие возлагается на вас. Второе имя дается в честь святого, которое вы также будете носить.

Далее читаются три заклинательные молитвы. В двух первых диавол заклинается или запрещается Именем Xристовым. Ему повелевается выйти, отступить от создания Божия и уже больше никогда не возвращаться к нему; повелевается отступить от новозапечатанного Именем Xриста Бога нашего. Эти молитвы читаются потому, что лукавый после падения человека и ослушания его Богу подчинил его себе, сделал как бы рабом своим. Вот, например, хочет человек не гневаться и не может — гневается. Таким образом, лукавый поработил человека, сделал его рабом страстей. Поэтому мы молился в третьей молитве: «Избавь его (или их) от рабства врагу, приими в Царство Твое пренебесное…» Лукавый же, который укрылся в сердце некрещеного человека, изгоняется из него Именем Божиим. По Крещении он искушает уже человека только совне, а не изнутри, как ранее.

Крещаемый должен отречься от сатаны, от всех дел его, не только таких, как воровство, убийство, разврат, но и от злопамятства, гнева, зависти и всего, что противно учению Xриста.

В знак полного разрыва с сатаной крещаемый дует и плюет на него.

После этого крещаемый обращается ко Xристу и дает обещание жить по Его воле. Крещаемый читает Символ веры.

Только теперь, после отречения от сатаны и обещания быть со Xристом, он допускается ко Крещению. С этого момента и начинается, собственно, чин Крещения.

Освящается вода.

В ектении мы просим, чтобы крещаемый сделался сыном или дочерью света, наследником вечных благ, чтобы был соединен с Господом и был бы участником смерти и воскресения Xриста, Бога нашего, то есть чтобы был мертвым для греха и зла, чтоб получил нетление и жизнь вечную, данную Xристом; чтоб сохранил благодатную одежду, сотканную из благодати Святого Духа. Она потому называется одеждой нетления, что, имея и сохранив ее, человек получает Царство Xриста Бога нашего. Потерять же эту одежду или запятнать ее можно через грехи. В Евангелии рассказывается про человека, который пытался войти в Царство Божие без этой одежды, но был изгнан из него во тьму внешнюю (Мф. 22, 11–14).

Но как же быть? Что делать тому, кто потерял или запятнал эту одежду? Ведь таинство Крещения не повторяется!

Пока мы еще живы, для нас имеется таинство Покаяния, в котором мы обновляем эту одежду.

Мы просим в молитве, чтобы Господь помог сохранить эту одежду крещаемому даже до дня Страшного Суда Xриста Бога нашего, чтоб вода (Крещения) была бы для него одеждой нетления, банею пакибытия, то есть купелью новой жизни.

Не все приходящие к этой купели получают благодать Святого Духа, а только те, которые приходят с верою, молитвою и упованием.

«Симон волхв приступал некогда к купели сей, — говорит святой Кирилл Иерусалимский. — И крестился, но не просветился; омыл тело водою, но не просветил сердца Духом» (Предогласительное слово, гл. 2). Но вы, если только веруете во Xриста, непременно просветитесь. Вот что говорит святой Кирилл: «И на тебя, когда будешь крещен, низойдет благодать. Но как снизойдет, сего не скажу, потому что не предупреждаю времени» (Огл. 16, гл. 26); «вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все крещает до внутренности самой души» (Огл. 17, гл. 14). «Если уверуешь, не только примешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека» (Огл. 17, гл. 37).

Крещенская благодать называется еще залогом вечной жизни. Подобно тому, как если залог за дом внесен, то дом уже ваш, а если залог пропал, то и дом не считайте своим. Так и вечное Царство Божие: оно тогда ваше, когда вы сохранили благодать, то есть цел залог. Благодать, даруемая при Крещении, называется еще обручением Святого Духа. Как невеста, обрученная жениху, хотя еще не вполне соединилась с ним в браке, но уже его, принадлежит ему, так и душа человеческая в таинстве Крещения еще до наступления Второго славного пришествия Xристова, этого брака Агнца (Откр. 19, 7), соединяется ныне с Господом.

Когда Господь Иисус Xристос начал проповедовать, то первыми Его словами были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Это Царство Небесное начинается здесь, в купели Крещения, оно подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, то есть которое Господь посеял на поле сердца человека в этом таинстве, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31–32).

Господь сравнивает также Царство Небесное, эту таинственную благодать, с закваской, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13, 33).

Весь ваш организм, вся ваша природа, то есть дух и душа и тело (1 Фес. 5, 23), должны проникнуться этой закваской и вскваситься к жизни вечной. Процесс изменения всей природы человеческой незаметен, но начинается сразу после Крещения; это изменение совершается не без воли человека. Царствие Божие, — сказал Господь, — подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и, как семя всходит и растет, не знает он (Мк. 4, 26–27).

Господь был спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, и отвечал им: Не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20–21). Оно хоть и неприметно начинается здесь, но будет общезримым в тот последний день этого старого мира, когда Господь придет со славою. Ибо дальше в Евангелии говорится: Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк. 17, 24).

Вот что говорит святой Симеон Новый Богослов о Царствии Божием: «Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятаго Духа. Бог был в единении с нами от начала создания Адама; но когда праотец наш прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и Царствие Его. Ибо невозможно, чтобы Всесвятый и Всеблагий Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло. Чтоб опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам Царствие Его, надлежало нам престать и очиститься от грехов. Но как мы не могли сего сами собою сделать, как измаранное платье не может отмыться само собою, и еще без воды, то пришел наконец Сам, могущий обмыть нас и очистить, чтоб очистить нас и, очистив, Богу открыть вход в нас и Царствие Его вселить в нас. Сие совершается в таинстве святого Крещения, а кто согрешит после Крещения, в таинстве Покаяния. И в том и в другом случае от тебя требуется покаяние» (Слово 29, гл. 2).

Если еще здесь в настоящей жизни не войдет в душу Xристос и не воцарится в ней, то не будет здорова она и нет ей надежды спасения, закрыт для нее вход в Царство Небесное. Надлежит человеку здесь на земле родиться свыше от Божественной благодати, и тогда сможет он увидеть Царство Божие! (ср.: Ин. 3, 5, 7).

Тайна Крещения велика. Мы молимся, чтобы крещаемый изменился, отложил образ ветхого человека, тлеемого в похотях прельщения, и облекся в нового, по образу Создавшего его (ср.: Кол. 3, 9–10; Еф. 4, 22–24). Мы молимся о том, чтобы вы, крещаемые, быв соединены подобием смерти со Xристом, были бы также общниками и Его Воскресения.

«Новое и необычайное дело — восклицает святой Кирилл. — Умираем мы не в самой действительности и погребены бываем не в самой действительности, и распявшись не самым делом, воскресаем, но уподобление бывает только в образе, а спасение в самой вещи» (2 Тайнов. Слово, гл. 5).

Далее в молитве говорится, что вы, крещаемые, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, получили почесть горнего звания и были бы сопричислены к перворожденным, написанным на небе.

Итак, пусть «никто да не думает», говорит святой Кирилл, «что Крещение есть благодать оставления только грехов, а не вместе и сыноположения» (Там же, гл. 6).

Поэтому и в молитве говорится, чтобы оно (то есть Крещение) было оставлением прегрешений, просвещением души, купелью новой жизни, одеждой нетления, источником жизни, обновлением Духа и даром сыноположения, то есть усыновления.

Вот и младенцев мы крестим, чтобы выполнить заповедь Спасителя не препятствовать детям приходить к Нему, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14), которое начинается здесь рождением от воды и Духа (Ин. 3, 5).

«Ты просишь меня указать причину, — пишет преподобный Исидор Пелусиот, — почему крестят младенцев, еще не знающих греха? Некоторые говорят: для того, чтобы омыть нечистоту, внесенную в естество человеческое преступлением Адама. Признавая сие справедливым, я думаю, что Крещением доставляются и многие другие дарования, много превышающие наше естество. Ибо природа наша получила (в Крещении) не то только, в чем она нуждалась для уничтожения греха, но и украшена Божественными дарами. Ибо она не только освободилась от наказания и совлеклась лукавства, но и возродилась свыше пакибытием Божественным, превосходящим слово, и искуплена, и освящена, и удостоена всыновления, и оправдана, и соделалась сонаследницей Единородного и единым телом с Ним по участию в священных таинствах, и именуется Его плотью, и, как тело соединено с главою, так и она со Xристом. Посему Павел сказал: Поставил Его выше всего, главою Церкви (Еф. 1, 22), то есть, кроме других даров, даровал еще человеческому естеству то, что Xристос соделался ее Главою… Мы не врачевство только получили, соответствующее болезни, как думают некоторые, не понимая щедродательности Божией, но и благообразие, и честь, присутствие Божества Его содеи славу, и достоинство. Потому, возлюбленный, признавай Крещение не очищением только грехов, но и доставляющим всыновлению и бесчисленные другие блага, частью упомянутые мною, частью не упомянутые» (цитировано по 14-й части Прибавления к творениям святых отцов, с. 544–545).

Непосредственно перед Крещением крещаемый помазывается заклинательным елеем. Елей в переводе с греческого значит милость. Помазание напоминает нам о милости Божией, дарованной нам в искуплении через предстоящее таинство.

В Библии рассказывается о том, как Господь решил истребить растленный род человеческий через потоп и только в семействе Ноя сохранил остаток его. Когда вода сходила и должна была уже показаться суша, то Ной, желая узнать, сошла ли вода, прошел ли гнев Божий, дважды выпускал голубицу из ковчега, и второй раз голубица прилетела к нему в ковчег, имея в своем клюве масличную ветвь. Это значило, что показались уже верхушки деревьев и еще немного и можно будет выходить на землю. С этих пор голубица, несущая в клюве масличную ветвь, стала символом мира, символом нашего примирения с Богом.

По выходе из купели крестившиеся помазываются святым миром. Святым миром помазывается человек только один раз в жизни. При этом ему даются благодатные дары Святого Духа.

Некоторые, не зная этого, говорят, что на всенощной они будто бы помазываются святым миром, но то не миро, а только освященный елей — масло (иногда с духами).

При помазывании святым миром произносится: «Печать дара Духа Святаго».

Святой Кирилл пишет: «Смотри, не приходи к крещающим, как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины. Наше дело — засвидетельствовать, а твое — быть осторожным. Если стоишь в вере, — ты блажен. А если впал в неверие, — с сего же дня отринь неверие, и удостоверься… Он (Бог) готов запечатлеть душу твою, и дает печать, которой трепещут демоны, печать небесную и Божественную, как и написано: в Нем же и веровавше знаменастеся Духом обетования Святы (Еф. 1, 13)… Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будут крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое… Если уверуешь, не только приимешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека» (Огл. Слово 17, гл. 35–37).

Xристос в переводе с греческого значит «Помазанник». «Xристос не от человека, и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец, предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его Духом Святым, как говорит Петр: Иисуса, Иже от Назарета, Его же помаза Бог Духом Святым (Деян. 10, 38) (Он помазан Духом Святым, а вы, соединившись с Ним, став Его участниками, помазаны святым миром). Но смотри не подумай, что сие есть миро простое. Как хлеб Евхаристии, по призвании Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но Тело Xристово: так и святое миро сие, по призвании (то есть освящении архиереем) не простое уже, или, как бы сказал иный, обыкновенное миро, но дарование соделавшееся действенным. Им назнаменательно помазуются чело и другие орудия чувств. И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом.

Сперва миропомазано у вас чело, чтобы освободиться вам от того стыда, какой всюду носил с собою первый человек, преступивший закон, и чтобы откровенным лицем взирать вам на славу Господню (2 Кор. 3, 18). Потом миропомазаны уши, чтобы приобрести вам уши, способные внимать Божественным тайнам, уши, о которых сказал Исаия: и приложи ми Господь ухо, еже слышати (Ис. 50, 4), и Господь Иисус говорил в Евангелии: имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 11, 15). Потом миропомазаны ноздри, чтобы, восприяв на себя Божественное миро, сказать вам: Xристово благоухание есмы Богови в спасаемых (2 Кор. 2, 15). После сего миропомазаны перси, чтобы, облекшися в броню правды, вам стати противу кознем диавольским (Еф. 6, 14, 11). Ибо как Xристос, исшедши по Крещении и наитии Святаго Духа, поборол сопротивника, так и вы, по священном Крещении и таинственном Помазании, облекшись во всеоружие Святаго Духа, противостаньте сопротивной силе и поборайте ее, говоря: вся могу о укрепляющем мя Xристе (Фил. 4, 13).

Сподобившись сего святого Миропомазания, именуетесь вы христианами (то есть помазанными), оправдывая имя сие возрождением. Ибо прежде, нежели сподобились вы сей благодати, не были в подлинном смысле достойными и сего наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами» (3 Тайнов. Слово).

По принятии великих таинств Крещения и Миропомазания вы соединились со Христом. Поэтому после этого мы обходим купель трижды в честь Святой Троицы с пением: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, то есть: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись, соединились с Ним.

Круг — это символ вечности. Да будет же и ваше соединение со Христом на веки вечные!

После этого читается Послание к Римлянам гл. 6, ст. 3–11 и Евангелие от Матфея гл. 28, ст. 16 и до конца, а затем молитвы на омовение (смывание) мира, потому что священное миро не должно быть стерто одеждой или чем-либо. В молитвах мы просим, чтобы в миропомазанных всегда озарялись сердца светом лица Господнего, чтоб щит веры не был уязвим от врагов, чтобы одежда нетления пребыла бы чистой, печать неповрежденной и обручение было неокраденным.

По омывании крещаемые постригаются во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть волосы головы остаются в храме как залог посвящения Господу.

Наконец вы сподобляетесь принятия страшных Таин Христа и Бога нашего.

«Со всею уверенностью, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — будем причащаться сего и как Тела Христова и как Крови Христовой; потому что под образом хлеба дается тебе Тело, и под образом вина дается тебе Кровь, чтобы причастившись Тела Христова и Крови Христовой, соделаться тебе стелесником (одним телом) и единокровным Христу. Так делаемся мы Христоносцами, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественнаго причастницы естества (2 Петр. 1, 4).

Некогда Христос, беседуя с иудеями, сказал: аще не снести Плоти Моей, ни пиете Крове Моей, живота не имаете в себе (Ин. 6, 53). Они же, не с духовным разумением выслушав сказанное, соблазнились и идоша вспять, думая, что предлагает им в подлинном смысле ядение плоти (то есть тела)…

Посему взирай не просто, как на хлеб и как на вино: потому что, по Владычнему изречению, — они — Тело и Кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верою несомненно удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовых…

Дознав это и удостоверившись, что видимый хлеб есть не хлеб, хотя и ощутителен по вкусу, но Тело Христово, и что видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но Кровь Христова, и что о сем древле сказал псалмопевствуя Давид: и хлеб сердце человека укрепит, умастите лице елеем (Пс. 103, 15), — укрепляй сердце, причащаясь его как хлеба духовного, и умащай лице души своей. О если бы тебе, имея лице сие откровенным, в чистой совести славу Господню взирающе, восходить от славы в славу о Христе Иисусе, Господе нашем! Ему честь, и держава, и слава во веки веков! Аминь».

материалы подготовлены по книге Архимандрита
Бориса (Холчева)

 

В других номерах:

№19 (111) / 1 октября ‘99

Огласительные беседы с крещающимися

О Таинстве Тела и Крови Христовых

 

Огласительные беседы с крещающимися

Ангелы Хранители

 

Огласительные беседы с крещающимися

Имя, которое мы носим

 
Огласительные беседы с крещающимися

Восстановление человека и твари

Когда человек, изгнанный из рая, сделавшись тленным, лишившись общения с Богом, познал свое жалкое состояние, он стал плакать и просить у Бога прощения. Господь обещал послать Сына Своего, Который должен прийти в мир

 
Мир сект

Свидетели Иеговы

(Окончание. Начало в N 17)Заседание телевизионного общественного суда, трансляция которого прошла по каналу НТВ 5 и 12 декабря 1998 г., окончилось вынесением вердикта

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс