Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
От людей, которые только начинают приходить к вере, и от тех, кто, к сожалению, уже усвоил поверхностные и неправильные сектантские взгляды, иногда приходится слышать: «Зачем учить молитвы, читать Псалтырь или акафисты на непонятном мне церковно-славянском языке? Лучше я буду молиться собственными словами, передавая свои собственные мысли и чувства».
На первый взгляд, тут все правильно — всякий из нас, даже монах, вычитывающий большое уставное молитвенное правило, обязательно произносит и свои просьбы, свои молитвенные воздыхания к Господу нашему Иисусу Xристу, к Пречистой Его Матери, к святым угодникам Божиим.
Однако, такой вопль сердца всегда ли чист от греховных помыслов наших? Господь предостерегает нас в Евангелии от Матфея «Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.» (Мф. 12, 34–35) И далее: «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).
Если всякий из нас нелицемерно рассмотрит сердце свое, признает воистину к нам относящимися евангельские слова «…исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф 15, 18–20).
Честный перед Богом и людьми верующий человек может всегда воскликнуть вслед за апостолом Павлом «…не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. … Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15,19–20). Потому молитвы наши часто бывают, грубо говоря, «не о том», мы просим от Господа того, что нам не нужно, вредно, а иногда и губительно…
Иное дело молитвы, которые приводятся в молитвословах, издаваемых в Русской Православной Церкви. В них как бы спрессован многолетний духовный труд великих молитвенников, их формулы отчеканены и проверены опытом многих поколений.
И не надо смущаться нашим сегодняшним непониманием, ясность и знание придут со временем, когда в сердце нашем прорастет семя этой молитвы. Среди утренних молитв есть несколько составленных святителем Макарием Великим. Вот одна из них:
«К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, молюся Тебе: помози мне на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков, аминь».
Казалось бы, все нам здесь ясно и мы не задумываемся о том, какой великий смысл стоит за каждым из этих прошений, какой духовный опыт. Разве что одно место не объяснить сразу. «… и избави мя от … диавольского поспешения».
Не всякий поймет, что речь здесь идет об избавлении нас от той «губительной» помощи, которую в любое время дня и ночи готова оказать человеку в любом деле темная бесовская сила, коварно внушая человеку лукавые мысли, возбуждая греховные желания, толкая его на всякое преступление. Не давая себе труда следить и наблюдать за ходом нашей душевной жизни, мы часто бываем склонны эти внешние внушения считать своим собственным порождением. Как метко сказал один философ: «Главная победа диавола состоит в том, что он всех убедил, что его не существует». Вот и многие из нас, сомневаясь в существовании бесовской силы, становятся игрушкой в ее лапах.
Богомудрые и святые подвижники христианского благочестия, неотступно «внимавшие себе», ясно распознавали нападения этой враждебной нам силы, неустанно боролись с нею, вели с нею «духовную брань» без перемирий и на своем личном опыте изучили ее коварную тактику. Еще в седьмом веке преподобный отец наш Иоанн Лествичник, игумен монахов Синайской горы, подробно описал все возможные происки бесовские в книге своей «Лествица». Для наших благочестивых прадедов эта книга была настольной и часто помогала им в постижении духовных высот, оберегая от ошибок и падений.
Уже в более близкое к нам время святитель Феофан, затворник Вышенский, дает в своем «Начертании христианского нравоучения» тонкий психологический анализ этого самого диавольского поспешения. Оно начинается с «прилога». Так на языке христианского аскетического учения называется не зависящее от воли человека, невинное и, так сказать, нейтральное само по себе и безразличное созерцание тех или иных вещей или образов здешнего мира. Видим мы, идет человек — это прилог для тех или иных мыслей об этом человеке, о его внешности или костюме, или походке. Вижу я, летит птица — это тоже прилог, то есть исходная точка для наших мыслей.
Прилог невинен, потому что не зависит от воли человека, но мысли, рождающиеся от него, уже не безразличны: они бывают и добрые, и худые. Но если мы начинаем размышлять об увиденном, прочитанном, то невольно попадаем в плен этой мысли, и если уже не можем отказаться от нее, то становимся подвержены страсти осуждения или иной. Ибо только потерял внимание к себе, а темная сила тут как тут, подсовывает оценки сперва чуть негативные, а потом хуже и хуже. Так, начиная с прилога, враг наш диавол ведет человека чрез внимание к прилогу, чрез услаждение прилогом, чрез желание его к решимости совершить для его достижения все, что угодно. Со ступеньки на ступеньку ведет она человека все ниже и ниже и, наконец, как связанного по рукам и по ногам, всего опутанного сетью и обессиленного, с неслышным для него адским хохотом толкает на самое дно. И только со стороны духовно опытный человек может видеть наше пагубное падение в омут, в пучину зла.
«Кто прогнал помыслы, тот погасил всю брань, прекратив все производство греха», — пишет святитель Феофан Затворник. Однако в наше время поступать так становится все труднее и труднее. Откроем газету — в ней статьи о делах, которые наши предки называли развратом и растлением. Включим телевизор — мы становимся свидетелями убийств, оскорблений, а то и прямой клеветы. Выйдем на улицу — видим всю степень нынешнего падения нашего. Как трудно здесь и верующему православному человеку не впасть в грех осуждения, в развратные мысли. Как нелегко подавить в себе подымающуюся темную волну. Человек же невоцерковленный, неведающий о губительном диавольском поспешении, легко становится игрушкой этих страстей, навязываемых нам извне. И лишь иногда, в редких случаях, особенно поразительных, ненадолго словно открываются наши глаза.
Рассказывают, как одна простая крестьянка жаловалась монастырскому духовнику: «Что пользы от того, что я читаю Псалтырь, если я в ней ничего не понимаю?» Старец ответил: «Читай, милая дочь, читай. Бесы понимают твое чтение и трепещут, и не могут приступить к тебе». Будем и мы поступать так же, как наши благочестивые предки, не мудрствуя лукаво и искренне надеясь, что по молитвам, составленным для спасения нашего великими угодниками Божиими, будет подано нам все необходимое. Будем держаться веры отеческой, Веры Православной и не поддаваться на нечестивые козни врагов наших видимых и невидимых.
Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления
Несправедливо было бы, поведав о днях земного рождения, умолчать о дне рождения духовного. Тем более, что духовное рождение не только не уступает, но даже превосходит по значению земное.
(Окончание. Начало в N 15)Евангелие отражает веру в Господа Иисуса Xриста, Сына Божьего, Богочеловека. Необходимо внимательно и, возможно, не один раз прочесть все четыре Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.