Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Таинство Крещения, приводящее человека в Церковь, обновляющее и просвещающее его — первое из семи благодатных таинств, источников силы Божией, подаваемой человеку в Церкви. Очень отрадно, что множество соотечественников наших уже приняли Святое Крещение, а многие готовятся сделать этот важный шаг в своей жизни в ближайшее время.
Однако Христос заповедует не просто крестить, а прежде научить правилам веры, дать знания о той спасительной жизни, в которую вступает человек и наставить в благочестии, дабы прежняя греховная жизнь была изменена, а дары благодати сохранены в подвижничестве и сопротивлении искушениям. До последнего времени еще не было возможности предварительно встречаться с крещаемыми, готовить их к христианской жизни или, выражаясь церковным языком, оглашать. Теперь же возникла настоятельная необходимость такой работы как для нас, священнослужителей, так и для мирян, желающих принять это таинство. Очень часто бывает, что крестится человек, выходит из храма, а жизни своей не меняет. Заповеди не соблюдает, не молится, в храм почти не ходит — лишь по большим праздникам, а чаще, когда беда прижимает. И ведь не только по своей духовной лености не оказалось в момент крещения, сразу после него, рядом с таким человеком «сеятеля», который бы бросил добрые семена веры на облагодатствованную таинством почву, не рассказал, не научил. Все отдано на откуп самостоятельному трудничеству в основах веры, домашнему воспитанию, научению через семейный круг и близких друзей. Хотя учить и проповедовать — наша прямая обязанность. Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор. 9, 16) — говорит апостол Павел. Нет пока в среде мирян, в их домашней, внехрамовой жизни культуры и опыта благовестия друг другу. Все еще только устраивается, поэтому вся ответственность лежит на пастырях. По большому счету в наших воскресных школах сейчас находятся те, кто вовремя, при крещении, не был оглашен. Они теперь пост фактум наверстывают и восполняют недостаток знаний, когда наделано уже немало ошибок, которых можно было избежать. А какое количество остается неохваченными такой просветительской деятельностью? И с каждым днем число их все множится и множится. Храмы же наши заполняются отнюдь не с тою же быстротой. Крестятся сотни — православную жизнь ведут единицы.
То, что научение вере, т. е. оглашение — заповедь Самого Спасителя, мы уже показали. То, что мы должны благовествовать, — тоже ясно. Что это дает людям? В первую очередь, облегчение вхождения в церковную жизнь Устранение множества мелких неясностей, которые для нас, давно верующих, незначительны, а для неофитов служат предметом претыкания. Образ жизни Церкви — очень гармоничный и строго выверенный веками опыт. Опыт борьбы за человеческое достоинство и опыт сообщения человеку максимальных духовных дарований, какие он только сам способен вместить. В Церкви существует множество Евангельских и апостольских правил, зная и следуя которым можно с большей легкостью преодолевать многообразные искушения и житейские невзгоды. Наконец, истинное богопочитание, как венец христианской жизни, также требует объяснений, дабы человек для себя мог ответить на элементарные вопросы веры: Кто мой Спаситель? От чего меня надо спасать? Что мне делать, чтобы спастись? Люди приходят на крещение по-разному, но в любом случае можно отметить в них духовный порыв, всплеск религиозной жизни, поиск Бога, желание спастись, и здесь тот же апостол Павел отмечает: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того о Ком не слыхалиг? Как слышать без проповедующего? (Рим. 10, 13–14). Человек нуждается в поддержке и наставлении. Если же он приходит к крещению духовно ленивым, пытается отнестись к таинству формально, тем более задача проповедника, ведущего оглашение, пробудить в нем живое чувство веры, открыть богатство того мира, к которому человек хочет прикоснуться и бедность, нищету жизни без веры, без Бога.
Даже привычные знания о Троице, о Христе, о Церкви, о Таинствах, полученные в ходе одной или нескольких бесед, могут оградить крещаемого от многообразия суеверий и лжеучений. Зная свою веру, можно привести к ней и своих близких, а вопрошающему дать вразумительный ответ, исполняя слова апостола Петра «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет 3, 15). Человек, наученный и просвещенный Таинством, сам может стать твердыней веры, за которой укроются его слабые единоверцы «Ибо есть много и непокорных, пус- тословов и обманщиков, особенно из образованных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти». (Тит. 1, 10–11). И для того, чтобы другим заградить уста, нужно сначала наполнить свое сердце и свое разумение об истинах веры, а начало этому должно полагать с самого крещения в огласительных беседах.
Так делал Иоанн Креститель — вначале проповедовал покаяние и скорое пришествие Христово, а затем крестил. Проповедовали и апостолы, а после — уверовавших крестили. Например, после проповеди апостола Петра к Церкви приложилось около трех тысяч человек (Деян. 2, 41). Так апостол Филипп сначала наставил эфиопского евнуха в учении, а затем, по его просьбе, сказавши: «если веруешь от всего сердца, можно» (Деян. 8, 37), крестил.
И первенствующая Церковь всегда имела огласительные училища, в которых сначала люди обучались, а затем крестились. Самыми известными были александрийское и иерусалимское училища. Даже богослужения Церковь строила так, чтобы обязательно выделить момент назидания готовящимся вступить в ее пределы — так появилась Литургия оглашенных, на которой даже некрещеные, но оглашаемые, могли присутствовать, внимать молитвам, слушать Священное Писание и проповедь.
Были огласители и частные. Священномученик Ермолай в IV веке научил вере юношу Панталеона, а затем, когда тот выразил желание, крестил его, назвав Пантелеимоном. И юный Пантелеимон, наполненный благодатью таинства и поучениями Ермолая, стал прекрасным украшением Церкви и славой Бога, в Которого уверовал через оглашение.
У нас же, к сожалению, после крещения многие и двух слов связать не могут. Не могут ответить на вопрос: «Как ты веруешь?», и получается, что слова апостола Павла «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1, 12), не может повторить большая часть из принявших крещение.
Необходимость предварительных встреч священника и крещающсгося уже назрела. И нужно надеяться, что паства с радостью откликнется на призывы пастырей: «Мы, служители Христовы, каждого приемлем, и стоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенную»… (Кирилл Иерусалимский).
Священник Владимир Зайцев
г. Екатеринбург
Дорогие братья и сестры!Ныне Вы решили или сами прибегнуть к спасительному Таинству Святого Крещения, или привести к нему своих детей и ближних.Православная Церковь с радостью открывает вам свои материнские объятия!В этот день, дорогие братья и сестры, меняется вся жизнь ваша.
Несправедливо было бы, поведав о днях земного рождения, умолчать о дне рождения духовного. Тем более, что духовное рождение не только не уступает, но даже превосходит по значению земное.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.