Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Уважаемая редакция! Направляю Вам свое письмо-размышление для опубликования в «Православной газете». Если направляемое мною письмо не заинтересует вас в смысле его опубликования (против чего я не возражаю), то прошу ознакомить с ним М. Ситдикову и Т. Васильеву. Я не знаю, к кому еще могла бы обратиться с этой идеей — создания фильма о Матроне Блаженной. По моему мнению, такой фильм очень нужен нашим современникам. С глубоким уважением
Людмила Коваленко
Так было угодно Богу, чтобы я прочитала статью Маргариты Ситдиковой из рубрики «Все дороги ведут в храм» и почувствовала огромное облегчение, как будто нашла то, что искала. А найти нужно было именно такого режиссера, как Татьяна Васильева, о которой рассказывает автор в своей публикации «А раньше я была знакома с Глобой».
Как и у всех моих ровесников (нас называют еще шестидесятниками, потому что наша юность проходила в годы хрущевской оттепели), мой путь к храму — это узкая извилистая тропинка с причудливыми поворотами. От категоричного отрицания идеи Бога, воинствующего атеизма, жарких споров и накала страстей в наших студенческих общежитиях по вечерам, когда собирались вместе и обнаруживали инакомыслящих, которых — увы! было слишком мало и от обязательной работы по воспитанию атеизма у детей в школе, где я преподавала, и еще от пропагандистской работы в кружках по политсамообразованию в институте, где проработала большую часть своей жизни, до мучительного обжигающего вопроса: может быть, все это зря? И те испытания, которые выпали на мою долю в последние годы — это наказание за мои грехи, за то, что в течение многих лет предавала себя, распиная Xриста вместе со всеми, ведь сердце-то мое всегда было с Ним. Да, у меня все было, как у большинства моих ровесников. И первые сомнения в незыблемости материалистических представлений о мире, в котором живем, как ни странно появляются в результате телевизионных выступлений Кашпировского, потому что в них явно ощущалось влияние сверхъестественных сил, и хотя путь этот был в противоположном направлении от храма, он все-таки уводил от материализма. Затем была встреча с цыганкой, которая «снимала порчу» с меня прямо на улице, ограбив на приличную по тем временам (1989 г.) сумму почти в 200 рублей. А я должна ее благодарить, потому что после этого досадного для меня инцидента стала интересоваться этим вопросом, познакомилась с экстрасенсами (снова тропинка не в ту сторону), посещала курсы целителей. Здесь нас учили, что никакое целительство невозможно без веры и без молитвы, призывали посещать церковь, изучать духовную литературу (дай Бог здоровья нашим учителям). Так случилось, что однажды я услышала разговор молоденькой продавщицы в отделе духовной литературы с постоянным покупателем. Она рассказывала ему о книге про Матрону блаженную, которая произвела на нее очень сильное впечатление. Я купила эту книгу, прочла ее, и решила побывать на могиле этой замечательной целительницы в Москве.
Летом 1993 года, возвращаясь из командировки с Украины через Москву, я заехала на Даниловское кладбище. По-видимому, Богу было угодно, чтобы это произошло, так как в огромном столпотворении на площади трех вокзалов мне посчастливилось сразу обратиться к женщине, указавшей мне правильный путь. Выйдя из трамвая на нужной остановке, я раздумывала, как найти на незнакомом кладбище могилу Матроны, умершей много лет назад. Впереди шли трое: мужчина, женщина средних лет и подросток (очевидно их сын).
- Не подскажете, как нам найти могилу какой-то Матроны? — обратилась женщина к сидящим у ворот кладбища старушкам, продававшим цветы (прости нас, Матрона, за наше невежество).
- Как пройдете ворота, ступайте направо, а там увидите толпу — к ней и идите, — ответили ей.
Купив у цветочниц скромный букетик цветов, я тоже отправилась в указанном направлении.
На могиле Матроны шла служба. Из-за скопления людей я не могла подойти ближе и потому не знаю, была ли это панихида или молебен, но действие длилось долго, и в течение этого времени люди молча стояли, ждали. Накрапывал дождь, никто не расходился. Впереди меня стояли две монахини, одна из них тихонько сказала другой, что хочет дойти до храма, пока идет служба. Оказавшись свидетельницей этого разговора, я напросилась ей в спутницы. По дороге я расспрашивала молодую монахиню, как часто они ходят на могилу Матроны Блаженной, почему они это делают, действительно ли происходят исцеления тех, кто обращается к памяти Матроны. Спутница моя была немногословна и на все вопросы отвечала: «Здесь благодать». Xрам оказался закрыт, мы вернулись к могиле. Толпа выросла еще больше. Служба закончилась, и теперь вьющаяся вокруг могил тонкой змеей очередь медленно приближала к цели. Сзади услышала вскрик испуганного человека. Посмотрела по сторонам — все стоят спокойно, как будто ничего не произошло. Через некоторое время снова вскрик и снова тишина. По мере приближения к могиле вскрики все чаще и теперь я уже заметила этого человека — высокий, красивый молодой брюнет (по-видимому, «порченый») пришел за помощью, как и все мы, на могилу женщины, бывшей при жизни незрячей, обездвиженной, необразованной по нашим земным материалистическим понятиям…
Несколько смущенно спрашивает у меня женщина, стоящая позади меня:
- А вы не знаете, кто такая Матрона?
- Если вы не знаете, кто такая Матрона, то почему вы сюда пришли?, -удивляюсь я.
- Горе у меня большое, соседи посоветовали на кладбище к Матроне сходить, говорят, в любой беде помогает.
Я начинаю рассказывать, что запомнила из прочитанной книги и вновь ощущаю, как у меня «мурашки бегут по коже». Ни одна книга из множества прочитанных мною никогда не вызывала подобного ощущения, но книга о Матроне Блаженной, написанная очевидцами, свидетелями жизни Матроны и ее близкими, вызывает священный трепет не только когда читаю, но и когда пересказываю ее другим. Это ощущение испытывают и те, кому я рассказываю, как будто сама Матрона присутствует в этот момент.
Рядом с могилой сидит женщина в темной одежде, принимает приношения: цветы, продукты, деньги и раздает поклоняющимся могиле людям в память о Матроне. Еще она рассказывает, как на могилу приходят священники, чтобы получить Матронино благословление на службу для народа, заблудившегося в поисках Истины. И вдруг, строго посмотрев по сторонам, она начинает говорить о наших грехах, главный из которых заключается в том, что сытые и благополучные, мы отказываем себе в счастии иметь детей, а вместо этого заводим собак, отдавая животным священную любовь, Богом предназначенную для продолжения человеческого рода. А потом она говорит об обесценивании человеческой жизни, о множестве пропавших в Москве без вести людей, гибнущих чаще всего из-за квартиры. Последнюю фразу она произносит жестко и, как мне кажется, глядя мне в глаза. Да, это ответ на мой вопрос, с которым я пришла на могилу Матроны: за год до этого потерялся мой двоюродный брат. Мы были очень дружны, но я до сих пор не знаю, что с ним произошло.
- Почему без платка? — спрашивает она у меня, когда становлюсь на колени перед могилой Матроны. Жалко оправдываюсь, что здесь проездом, не подготовилась, не подумала.
- Красишься? Нельзя, грех большой. — Она дает мне горсточку песка с могилы и две монетки по пять рублей.
Каждый раз, когда я заказываю проскомидию «Об упокоении» своим близким, на первое место я ставлю имя Матроны. Я часто призываю ее в своих нуждах и, как мне кажется, получаю скорую помощь. Там, на кладбище я услышала от тех монахинь, что Матрона будет канонизирована как святая, что ее мощи будут перенесены на ее родину. Не знаю, произошли ли эти события. Я знаю другое — люди должны узнать об этой молитвеннице за нас, грешных. Она жила в страшное время, в нищете, неоднократно подвергалась гонениям со стороны властей, однако мужественно переносила все испытания, исцеляла больных, помогала в разных нуждах здоровым. И если действительно объявлена будет святой Матрона Блаженная, будет еще один повод для нас воскликнуть: «Дивен Бог во святых Своих». Особое же значение Матроны Блаженной для нас состоит в том, что по времени жития своего она к нам ближайшая.
После посещения могилы Матроны Блаженной я часто думала о том чтобы заинтересовать судьбой Матроны хорошего кинорежиссера, чтобы пока живы свидетели ее жизни успеть снять фильм о ней и ее делах, в том числе и об исцелениях, происходящих после смерти Матроны на ее могиле. Может быть, кинорежиссер Татьяна Васильева могла бы взять на себя этот труд? Пожалуйста, передайте ей мое письмо.
Сестра Людмила.
«Яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице!
(Продолжение. Начало в №9–11)Одновременно с ростом разводов социологи отмечают рост добрачных связей, добрачных зачатий и фактических супружеств.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.