Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (103) → Православная оценка педагогического конфликта

Православная оценка педагогического конфликта

№11 (103) / 1 июня ‘99

Православная педагогика

В этой теме:

Православная педагогика
О средствах религиозного воспитания
Православная педагогика
Брак и современное общество

Современная педагогика знает много противоречий и конфликтов, которые особенно обострились в последние годы в связи с возникшими экономическими, политическими и идеологическими проблемами нашего общества.Это и приоритет школьной формы образования в вузах, и уход высококвалифицированных кадров, и недостаточная оснащенность учебного процесса техническими средствами обучения, и недостаточное информационное обеспечение и, с нашей точки зрения одна из важнейших, ключевых позиций — отсутствие или мизерная доля воспитания по сравнению с процессом обучения.

Существенным является то, что мы требуем от учащегося умения мыслить и в то же время почти не используем игровые методы обучения, квазипрофессиональные условия учебной деятельности, выполнение реальных профессиональных заданий. И это, по моему мнению, связано не столько с отсутствием возможностей, сколько с психологической неподготовленностью преподавателей и студентов к диалогу и взаимопониманию между собой и с реальными людьми в ходе профессиональной деятельности.

В процессе образования преподаватель стремится передать учащемуся свою систему взглядов, свои психологические установки. И если в сфере непосредственно профессиональной передача смысловых и операциональных установок с большим или меньшим успехом идет, то в плане передачи целевых и , главное, оценочных установок дело обстоит плохо. Чтобы передать установку, ее нужно как минимум иметь, причем не на информационном уровне, а на уровне личного ее приятия индуктором-преподавателем. Вот здесь и разворачивается настоящий педагогический конфликт, когда студент ждет от преподавателя осмысленной духовно-нравственной оценки происходящих в окружающей действительности событий, с надеждой смотрит на него в поиске решения непростых задач, которые, как он точно знает, обрушатся на него сразу после окончания учебного процесса, а преподаватель сам оказывается настолько дезориентирован и потерян в окружающем его мире, что не может ничего сколько-нибудь утешительного сказать своим ученикам.

Воспитанные на материалистических и атеистических идеях и нередко продолжающие на них ориентироваться, современные педагоги сами, к сожалению, ограничили свою мыслительную деятельность рассудком, избегая подниматься на уровень разума, поскольку там неизменно во главу угла становится вопрос о вере, о Боге, о смысле жизни и вечности. Что о достижении духовно-нравственных высот и о пути нравственного совершенствования может сказать жаждущим откровения и утешения преподаватель-атеист? И ему остается только встать в учительскую позу, замкнуться в своей «непостижимой» личности и уже не вести более речь о гуманизации учебного процесса, о его демократизации, о превращении учащегося в «субъект» образовательного процесса. Как же можно «развить творческую личность», «сформировать собственное достоинство», как можно начать готовить студентов и учащихся «не для профессии, а для жизни», если не расширять их духовный кругозор, не говорить им всей правды о мироздании, смысле жизни и Высшем Идеале?

Преподаватель и студент продолжают свое движение в системе образования в духовно-нравственном отношении по независимым орбитам. Закон об образовании, провозгласив светский характер образования в России и таким образом поставив Православную Церковь вне духовной сферы влияния на учащихся, в то же время открыл двери для деятельности всевозможных сект и философско-религиозных течений деструктивного толка, не связанных с правительством России никакими обязательствами и свободно действующих в наших учебных заведениях. Не имея собственных религиозных установок, преподаватели и сами подчас попадают под влияние этих «проповедников». Кто противостоит этому тлетворному влиянию? Какова эффективность наших попыток «воспитать специалиста через предмет преподавания»?

Мы знаем, что занятие медициной требует высоких моральных качеств и умения доброжелательного и милосердного обращения с больными. Очевидно, коль скоро Православие «не имеет права» вести открытый диалог с учащимися о своих духовно-нравственных ценностях, взгляде на сущность болезни и избранности Господом болящего для испытания его веры, душепопечительство об учащихся возлагается на преподавателей гуманитарных наук и специальных предметов. Нам кажется небезынтересным результат обследования учащихся разных курсов по психологическому тесту Томаса, указывающему на умение испытуемых выходить из межличностных конфликтов. Если «воспитания через предмет» достаточно для формирования необходимых качеств специалиста, то к концу обучения студенты медицинской академии должны были бы отдавать предпочтение компромиссу и сотрудничеству. Однако проведенное преподавателями кафедры психологии и педагогики тестирование 243 студентов разных курсов показало совершенно другую картину. Наибольшее число склонных путем компромисса и сотрудничества решать межличностные проблемы оказалось на младших курсах — 37 процентов. Это, очевидно, связано с тем, что студенты младших курсов еще не полностью «оторвались» от внутрисемейных уз, где такая форма решения проблем была оптимальной и не потеряли некоторый идеалистический взгляд на свою будущую профессию. На старших курсах процент выбравших конструктивный выход из конфликта уменьшается до 19 процентов, а на первое место выходит соперничество — 34 процента среди испытуемых. Интересно отметить, что аналогичное обследование среди преподавателей подтвердило факт их полного «неучастия» в происходящих процессах. Собственные установки преподавателей на выход из конфликтной ситуации оказались совершенно отличными от студенческих: более половины испытуемых (52 процента) предпочитают избежание конфликта или приспособление к нему. Как известно, Православие признает достойным только один выход из межличностных конфликтов — сотрудничество. Иного решения любовь к ближним, любовь к страждущим и болящим, к хулящим и гонящим нас не предполагает.

You whence? Таким образом, вопрос о том, кто должен воспитывать высокие нравственные качества будущих специалистов и граждан России и кто сейчас воспитывает их в отечественных вузах остается открытым.

 
Православная педагогика

Опыт православных педагогов

31 мая 1999 года состоялся круглый стол по итогам работы лектория «Основы Православия», который в этом году закончил уже второй год своей работы. Лекторий «Основы Православия» действует в рамках соглашения о сотрудничестве между Епархией и Управлением образования.

 
Православная педагогика

Развращение вместо просвещения

История, о том, как поссорились Григорий Исаакович Гиндин, директор Вологодского центра медико-психической помощи и планирования семьи и Иван Дмитриевич Лушников — заведующий кафедрой педагогики Вологодского же института

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс