Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (163) → За теологией во Владивосток

За теологией во Владивосток

№22 (163) / 8 августа ‘01

Православная педагогика

В.М. Князев, доктор философских наук:

В двадцатых числах июня 2001 года я был на кафедре теологии Дальневосточного государственного университета и имел возможность познакомиться с преподавателями и студентами этой кафедры, со становлением теологического образования в Приморском крае. Вот некоторые впечатления от этой поездки.

О городе

Владивосток — пограничный город. В прямом и переносном смысле граница проходит по пространству его. Здесь явственно чувствуешь напряженное действие противоборствующих, граничащих друг с другом стихий. Крутые сопки взметнули к небу дома и улицы Владивостока, и потому граница неба и земли изогнулась ломаной линией гористого ландшафта. Бывает, что в низине туман, а вверху светит солнце. Стихия неба пришла в соприкосновение с городом и властвует над ним, одаривая одних жаром солнца, а других окутывая влажной пеленой тумана. И морская стихия рядом с землей. Стоит лишь поднять парус и поплыть от берега, так сразу же по мере удаления от кромки земли чувствуешь мощь и холод морского ветра. Море властвует над людьми этого города, действует силой своей границы на жизнь людей, превращая их в моряков, рыбаков, пограничников.

Не только граница стихий вторгается в жизнь города, но и государственная граница существенно сказывается на быте и культуре людей. В городе почти нет отечественных машин. Японские машины, автобусы, грузовики с правосторонним рулем являются привычным видом транспорта. Гостиницы заполнены китайцами. В городе много проживает китайцев, корейцев, японцев, поэтому текст многих объявлений и рекламных листков продублирован письмом иероглифов. В изобилии рестораны, кафе с китайской, японской и, вообще, восточной кухней. На городских столбах часто можно видеть рекламные листки какой-либо восточной секты. Миссионеры-корейцы протестантского толка имеют в городе большую религиозную общину, активно действуют американские мормоны. Здесь граница с Востоком проницаема и Восток желтым цветом окрашивает этническую жизнь города.

Когда живешь в своем, родном городе, то мало помалу привыкаешь к ползущим изменениям жизни. Иное в незнакомом, новом городе — там весь абсурд и дикость реформируемого общества выскакивает уродливым чертом и кривляется перед тобой. В новом, незнакомом городе более живо видишь несуразицы и абсурд постперестроечной жизни, видишь границу исторического времени — то, что мы потеряли и то, что мы приобрели. Некогда закрытый, военный город Владивосток ныне открыт. Бухта “Золотой рог” уставлена ржавеющими, списанными кораблями. Недалеко от Владивостока стоит Русский остров. Не так давно там базировались военные корабли Тихоокеанского флота, жила и действовала элитная школа морских пехотинцев. Остров был крепостью, неприступной броней нашей границы. Ныне, как утверждают местные моряки, там ржавеющие корабельной смертью остатки флота, и вместо морской элиты суетливые люди из племени торгашей. Что касается деятельности промыслового флота, то можно было видеть плоды этой деятельности в магазинах города. Морепродукты стоят в прибрежном Владивостоке дороже, чем в континентальном Екатеринбурге. На площади, в самом центре города, рядом с памятником партизанам-освободителям при молчаливом звучании стиха памятника «Этих дней не смолкнет слава, не померкнет никогда, партизанские отряды занимали города» — происходило ежевечернее камлание молодежи. Полупьяная, частью обколотая подростковая молодежь города “оттягивается” каждый вечер, без выходных, под звуки бессмысленных песен, под грохот сатанинской музыки. Веселье молодежи грохотало и 22 июня — в день памяти и скорби, в день начала Великой Отечественной войны. Связующая нить между поколениями, как видно, порвалась, и пропасть разъединительной границы пролегла между людьми. Не только молодые отделяются от стариков, но и каждый человек стремится уйти в пустыню одиночества от коварства и подлости озверевшего индивидуализма.

Жители Владивостока ждут с тревогой зиму, когда не будет тепла, и отключат свет. Одни из них гневно размышляют: «Да, что же это такое. Даже фашисты на оккупированной территории не отключали свет, а «демократы» возводят преступное деяние в ранг закона. Если правовое государство есть власть такого закона, то нам не надо правового государства». Другие с покорной тупостью готовятся к перенесению невзгод. А дискжокеи, аниматоры из департамента средств массовой информации устраивают праздничные шоу, КВН, презентации, конкурсы «мисс голое тело», мистер счастливчик, угадавший слово и заработавший кроху с барского стола обожравшихся олигархов. Бесконечно, без выходных в зареве гибнущей России справляется пир во время чумы.

Граница отчуждения, которая пролегает между людьми, была увидена мной явственно в пограничном городе Владивостоке. Кто же защищает эту границу, кто пытается связать рвущуюся связь времен? Это люди Православной Церкви, хранители традиции, защитники исторической памяти, врачеватели душевной боли народа, монахи и рыцари духа во славу Господа. Я соприкоснулся с этими людьми и хочу немного рассказать о них и их опыте в сфере теологического образования.

О людях

Владыка Вениамин (Пушкарь), Епископ Владивостокский и Приморский, силой отеческой любви, укорененной в мудрости жизненного опыта, правит людьми и хозяйством епархии. Епископ Вениамин в былые годы преподавал в Московской духовной семинарии и потому часть молодых иерархов Церкви — это его ученики. Сейчас Владыка готовит к изданию учебник по Богословию. Он член Ученого совета Дальневосточного государственного университета, заведующий кафедрой Теологии этого университета. На мой взгляд мирянина, в духовном мире Владыки удачно сочетается академизм, творческая полемичность ученого и догматизм пребывающего в трезвлении богослова. И оттого проповедь в храме по-ученому содержательна, но проста по восприятию; а его поведение в университетской среде адаптивно и естественно, так что и не замечаешь церковного облачения человека, ибо видишь, что это ученый в церковном одеянии и только. Патриотическая позиция Владыки не скрывается за толерантностью дипломатических оговорок, а выражается прямо и открыто. Видно, что человек любит Россию и с достоинством защищает ее духовные интересы. Таков пастырь. А кто его помощники?

Я познакомился и общался во время моей поездки с отцом Ростиславом (Морозом). Высокий, черноволосый, энергичный батюшка. Черное одеяние священнослужителя оттеняет его природную красоту. Ясный ум и деятельная воля позволяют отцу Ростиславу руководить образовательной деятельностью епархии, вести немалый объем часов по теологическим дисциплинам в университете, духовном училище, окормлять приход своего храма, восстанавливая при этом его от разрушений прошлых атеистических лет, воспитывать совместно со своей матушкой четырех малых детей. Невольно сравниваешь отца Ростислава с нынешними молодыми людьми, которые, убегая от долга деторождения в порочные достижения в «секс-спорте», томятся от безделья и чувственной пресыщенности, не оставляя после себя ни дел, ни детей. И это сравнение не в пользу «золотой молодежи», ориентированной на ценности потребительского Запада, на цивилизованное варварство «новых русских».

Первый заместитель Владыки на кафедре теологии ДВГУ Здор Анна Владимировна выполняет все многотрудную учебно-методическую, научно-организационную работу. Анна Владимировна закончила аспирантуру и успешно защитилась в Санкт-Петербургском университете. Её руководителем был маститый, известный в ученый кругах М.С. Каган. Имея хороший научный багаж и высокое научное покровительство, она могла бы делать научную карьеру. Но встреча с Православием ее духовно преобразила. Она мыслит себя в служении истине Православия.

Думается, что от личностного поворота интеллигенции к традиционным ценностям отечественной культуры, к ценностям Православия будет завесить судьба России в ХХI веке. Важно духовно-личностное принятие традиционного опыта Православия. Иначе Православие станет этнографическим экспонатом за оградой резервации. Тогда как Православие есть сила и способ культурной, исторической памяти, позволяющая нам сохранится как народу и быть в потоке изменчивого времени, в борьбе этносов за жизненное пространство.

Понимая это, названные мной люди, руководство университета и начали одни из первых в России дело теологического образования. Кафедра теологии в ДВГУ существует второй год. По специальности «теология» обучается 50 студентов очного и 40 заочного отделения, по специальной программе обучается 21 студент (это люди, имеющие ученую степень кандидата наук или высшее образование). С какими проблемами в деле теологического образования столкнулись в ДВГУ?

О проблемах становления теологического образования

Их много — это и проблема преподавательских кадров. Кто будет учить? Готовых теологов нет. Здесь дело обстоит так, что воспитатель теологии должен быть сам воспитан. Это и проблема учеников теологии. Всякий ли способен усвоить это знание? Это знание элиты, духовного возрождения или знание просвещения, необходимое каждому? Это и проблема учебников, учебного плана и множество других, возникающих при реальном деле практических и теоретических вопросов. Хотелось бы сказать об актуальной для нас трудности, трудности набора на обучение теологии, о предубеждении, с которым мы сталкиваемся при этом.

Проблема предубеждения в отношении нового для России теологического образования. Предубеждение это двоякого плана, ибо исходит от двух крайних мировоззренческих позиций — от воинственно атеистической и чрезмерно догматической.

Атеистически мыслящие люди, привыкшие жить, так как будто бы Бога нет, по указке партийного или государственного начальника опасаются, что «мракобесие веры» ослабит сердечной душевностью решимость холодного разума и от этого пострадает дело строительства нового мирового порядка. Они говорят, что школа отделена от Церкви, и потому образование должно быть светским. При этом, гипотетически предполагается, что светская форма образования есть идеальная форма образования, а научная рациональность — идеальная форма человеческого духа.

Но если посмотреть на многовековую историю человеческих воззрений, то мы увидим, что безбожие, как правило, всегда было на обочине магистрального пути человечества. Сила безбожия в слабости вероучения. Когда вера истинна, тогда она не противоречит разуму и разум с любовью, жертвенной готовностью служит истине веры. Человек не может без веры. У него всегда есть вера. Вопрос не в том верить или не верить, а в том, во что верить. Разум призван отличить суеверие от веры и найдя истинный предмет веры, стремится к его познанию. Тот кто борется против истинной веры наказывается рабством от суеверия. В имперском Риме пытались верить в императора как живого бога и получили в правление над собой изуверов и извращенцев в облике Нерона и персонажей римской истории. Парижские коммунары внесли в алтарь голую проститутку и объявили толпе, что прелестям чувственной жизни, похоти без берегов следует поклоняться. Вскоре идол страсти отблагодарил коммунаров и затопил в крови всю Францию. Большевики в России разрушили церкви, почти полностью уничтожили сословие священнослужителей и создали в духе Ветхозаветной традиции марксистско-ленинское учение о «богоизбранном» классе пролетариате и «царстве божьем» на земле — коммунизме. В результате такой воинственно-атеистической политики возникла светская форма религии с живым «богом» во главе лишенного религии народа. В начале этим «богом» был Ленин, но он умер и труп его поместили на вечное хранение и поклонение в мавзолей в центре Москвы. Потом «богом» стал отец всех народов Сталин. После генералиссимуса никто из партийной челяди не мог хорошо играть роль «бога». В условиях банкротства догматов марксизма-ленинизма партийная номенклатура сменила серый народный костюм партийца на красный пиджак с наворотами «нового русского» и объявила о вступлении Российской Империи в «цивилизованное человечество». Ясно, что за безбожие народы СССР, России заплатили очень большую цену. Стоит ли, пройдя такую школу отпадения от Бога, упорствовать в суеверии? Конечно, суеверие стоит того, чтобы поместить его в музей пережитков. Но если суеверие вросло в сердце человека, тогда расставание с ним дается нелегко. Поэтому и надо мыслящим людям пойти в школу теологического образования, чтобы через знание богословия, сравнительного богословия, через знание реальной жизни религии верно оценить ее историческое и культурно-духовное значение для человеческой истории.

С другой стороны, люди верующие склонны в условиях оживления церковной жизни, переоценивать возможности чистой, не отягощенной критикой разума веры. «Много мудрости — много печали», «блаженны нищие духом» говорят они словами Писания и не отдают себе отчет в том, что слова эти произносили в свое время — мудрец Екклесиаст, божественный Логос — Иисус Христос. В их устах эти слова имеют иной смысл — смысл знающего незнания и есть свидетельство «нищего», то есть нуждающегося в познании мудрости человека, а не свидетельство ленивого, пребывающего под защитой догмы сознания.

Среди церковного люда бытует мнение, что высшей формой богословия является — церковное, догматическое богословие, а теология есть профанация богословского знания. Мне думается, что это заблуждение ума, обусловленное некоторым головокружением от успеха религии в условиях хаоса нашего общества. Идеологический хаос скоро закончится и воцарится какой-либо государственный эзотеризм. Что тогда будут делать церковные люди в своем церковном мире без теологической поддержки из вне? Им придется трудно. Поэтому надо сегодня позаботится о своем будущем.

Знание теологии — знание синтеза веры и разума, оно создает условия для понимания различно мыслящим людям. С помощью его преодолевается суеверие разума и слепота веры. Поэтому к настороженному отношению к теологии надо отнестись насторожено. Во Владивостоке именно так и сделали, создав, невзирая на предубеждение атеистов и верующих, кафедру теологии.

Сможем ли мы в Екатеринбурге преодолеть данное двойственное предубеждение, покажет время.

ПРИГЛАШАЕТ ФАКУЛЬТЕТ ТЕОЛОГИИ

Впервые в Уральском регионе Государственный профессионально-педагогической университет (УГППУ) осуществляет плановый прием абитуриентов на специальность “бакалавр теологии”.

Образовательный стандарт “Бакалавр теологии” предполагает высокий уровень духовно-личностного и профессионального развития человека: в сфере теоретического сознания — углубленное знание истории и современности мировых вероучений. Творческий навык к выполнению научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной деятельности в решении актуальных вопросов религиозно-духовной жизни общества. В сфере практического поведения — совершенное владение техникой духовной безопасности, позволяющей человеку сохранять независимость от аморализма и бездуховности современной жизни и ее страшного зла — наркомании. В сфере профессиональной деятельности — выполнять миссию социального служения, помогая конкретному человеку в любой сфере жизнедеятельности общества находить высокий духовный смысл человеческого предназначения. Специалист по теологии может профессионально работать преподавателем теологии в образовательных учреждениях; консультантом, референтом в руководящих органах системы культуры и образования; в сфере социальной работы по различным ее направлениям; в конфессиональной сфере жизни общества.

Сроки и условия обучения

Обучение осуществляется на основе внебюджетного финансирования.

На базе среднего (полного) общего образования.

4 года — дневное, 4,5 года — заочное.

Выпускники получают диплом УГППУ государственного образца.

Вступительные испытания

Поступающие в Социальный институт УГППУ по специальности “бакалавр теологии” (образовательный профиль “православие”) на дневное и заочное отделение, сдают следующие экзамены: история России (устно); русский язык (тест); собеседование.

По вопросам приема обращаться по адресу:

Приемная комиссия: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 (корпус 2). Телефоны: (3432) 31–43–77, 35–25–94, 35–08–32, 34–23–67.

 

В других номерах:

№11 (103) / 1 июня ‘99

Православная педагогика

О средствах религиозного воспитания

 

Православная педагогика

Брак и современное общество

 
Православные новости

Послание Святейшего Патриарха Алексия

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка, Преосвященнейшие архипастыри, честные отцы, братия и сестры, уважаемые участники торжеств, посвященных прославлению в лике местночтимых святых адмирала Феодора Ушакова!

 
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Изучение «екатеринбургских останков» будет продолжено

Обнародование японскими генетиками результатов исследования человеческих останков, которые официальные российские власти признали как останки семьи Николая Романова, наделало немало шума. Проанализировав структуры ДНК екатеринбургских останков

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс