Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (19) → Достигнуть чистоты сердца. Интервью с настоятельницей Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга

Достигнуть чистоты сердца. Интервью с настоятельницей Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга

№6 (19) / 6 января ‘95

Екатеринбург

В этой теме:

Екатеринбург
Питает душу маленький приход…

До встречи с матушкой Любовью образ настоятельницы монастыря носил для меня раз и навсегда закрепленные черты: почтенного возраста женщина, с мудрым, всепроникающим взором строгой монахини, с материнской заботой и теплотой опекающая своих духовных дочерей. А рядом со мной на краешке стула сидела хрупкая девушка с накинутой на плечи пушистой шалью, со смирением ожидающая моего волеизъявления. Все мои заранее приготовленные вопросы, в один миг перед этим смирением ставшие незначительными и беспомощными, уже получили в ее глазах прощение.

Ново-Тихвинская женская обитель, настоятельницей которой является матушка Любовь, открылась в нашем городе полгода назад. В XIX веке это был первоклассный женский монастырь, со множеством зданий, построек, с большим хозяйством. Старые больничные корпуса военного госпиталя, нынешнего соседа обители, когда-то принадлежали монашенкам, а было их несколько сотен человек. На территории монастыря находились: богадельня, детский приют, больница, церковно-приходская школа. Сегодня в обители всех вместе сестер около двадцати. В их ведении, трудах и заботах внешне сохранивший свою красоту, но внутренне до неузнаваемости измененный — собор Александра Невского, приспособленный когда-то под краеведческий музей. Еще сестрам принадлежит небольшое помещение трапезной, размещенное над аркой при входе в монастырь.

- Матушка Любовь, возобновить сестринско-монашескую жизнь в обители, наверное, нелегко… Вы определяли для себя с чего начать, к чему стремиться?

Прежде всего необходимо было дать правильное направление внутреннему духовному смыслу монастыря, чтобы настроиться на такую жизнь, которой учат святые отцы. Мы стараемся ознакомить сестер с основами монашества. В этом нам очень помогают поучения Святителя Игнатия Брянчанинова, который наиболее приблизил к нашему времени учение о монашестве. Ведь некоторые его формы для нас уже неприемлемы. Допустим, тяжелые физические подвиги, наложение на себя особых постов. Вы, наверное, замечаете, что люди от поколения к поколению становятся слабее. У нас в монастыре есть две пожилые сестры, так они гораздо больше могут работать, чем 20–25-летние, которые какие-то хилые, бессильные, я и сама к ним принадлежу. Поэтому такие формы монашества мы не можем осуществить, но по сути духовный монастырь должен оставаться прежним.

- Сегодня мы практически возвращаемся к азам православия, хотя Русь уже отпраздновала тысячелетие своего крещения. Люди заново учатся правильно креститься, молиться, посты соблюдать. На фоне этого институт монашества для многих — загадка, смысл и значение его неясны…

Цель монашества не отличается от цели христианской жизни вообще. По определению Иоанна Кассиана Римлянина цель эта — достижение чистоты сердца. И каждый христианин должен к этому стремиться. Различны только способы. Монахи преуспевают быстрее: в послушании, в исполнении евангельских заповедей, в непрестанной молитве. В миру же свой путь к достижению этой цели: милостыня, помощь ближним, конечно, сопровождаемые молитвой.

- Святые Отцы говорят, что призвание к монашеству бывает трех родов. Первое — непосредственно от Бога, второе — через человека, его пример и третье — от нужды, скорби…

Непосредственно от Бога… Я думаю, в наше время это бывает редко. Большей частью, во всяком случае в наш монастырь, люди приходят по второй причине: через какого-то человека или через книги. А от скорби… Это очень шаткая почва. Хотя Иоанн Лествичник говорит, что и такой человек, придя не совсем по верной причине, тем не менее может оказаться способным к монашеской жизни.

- Чем вы руководствуетесь при отборе послушниц? Что необходимо для монашеского подвига?

Самое главное, чтобы человек шел в монастырь, желая именно монашеской жизни, а не по какой-то другой причине. Случается, приходят люди и говорят, что им жить негде, что обстановка дома невыносимая. Таким мы сразу отказываем. Нужно, чтобы человек сознательно понимал, на что он идет, к чему он будет стремиться, что от него будут требовать, смог бы остановить все ради Бога, желал бы слушаться и был к этому способен. Поэтому, когда к нам обращаются люди, мы вначале беседуем, даем книги Святителя Игнатия Брянчанинова, Аввы Дорофея; человек читает, размышляет, потом снова беседуем. Стараемся принимать молодых. Пожилому человеку трудно себя переломить, у него уже сложившийся характер со своими недостатками. И наш отказ им люди понимают превратно: не хотим ухаживать за пожилыми. Но с нами живут две уже в возрасте женщины, неспособные к монашеской жизни, мы их не отвергли. А бывает примешь человека, а потом видишь, что ноша эта ему не по силам, для него такая жизнь — надрыв, трагедия. Лучше сразу таких не брать.

- Матушка Любовь, ваша обитель находится почти в центре города. Наверно, это влияет на уклад жизни монастыря? Какие послушания несут сестры?

Трудно сказать о каком-либо укладе… Влияние города сказывается в том, что искушений много. Разные люди приходят, не те вопросы задают, суету устраивают. Здесь пока у нас жить негде. Часть сестер городских — домой ездят, остальные — на квартиру, которую нам купили благодетели. С их же помощью удалось приобрести здание недалеко от озера Шарташ, бывший дом отдыха. В нем сейчас идет ремонт. Со временем сестры туда переедут. Там будут и хозяйственные помещения, и мастерские: швейная, иконописная. А пока послушания сестер ограничены обслуживанием самих себя: шьем одежду, в трапезной работаем, к службам готовимся, на клиросе поем, в храме порядок поддерживаем. Послушницы проходят у нас как бы испытательный срок. Ко всему присматриваются, приглядываются. И если эта жизнь окажется не для них — они могут уйти.

- Матушка, вы намерены возродить что-то из былых традиций Ново-Тихвинской обители?

Наш монастырь славился когда-то пошивом монашеской и священнической одежды, золотошвейным мастерством. Мы уже посылали сестер в Дивеево, чтобы шить поучились. Была здесь иконописная мастерская. Может со временем нам это будет по силам.

- Матушка Любовь, в соборе Александра Невского ведутся какие-то реставрационные работы?

Пока нет. Капитальный ремонт начнем делать, как только помещение собора освободит музей. Видите, какие толстые бетонные перегородки нужно убирать, чтобы открыть купола.

- Как складываются ваши отношения с госпиталем?

С госпиталем у нас даже лучше отношения, чем с музеем. Мы и лечиться к ним ходим. Съезжать им некуда. Так что, все наши надежды связаны с переездом на Шарташ. Но вдруг здесь отдадут какой-нибудь корпус. Мы сами не знаем, что будет.

- В дни Великого поста что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

Очень хотелось, чтобы у человека было истинное отношение к посту, чтобы особенно следил он за помышлениями своего сердца, чтобы уменьшилась в нем какая-то страсть, прибавилось бы смирения, покорности, почтения к ближнему. Обычно люди воспринимают внешнюю сторону поста, а внутреннюю не сразу. Сейчас продается много православной литературы и мирянину нужно читать, изучать как можно больше. Сегодня мы ощущаем скудость проповеди в церкви. Особенно в дни поста. При возможности нужно беседовать со священниками, испрашивать у них, какие в первую очередь книги читать. Тогда с пользой человек будет и на службе пребывать, и молиться.

За все время нашей беседы к матушке не раз обращались за благословением на какую-то работу, поручение сестры. Совсем юные девчоночьи лица. Нелегко было родителям смириться с выбором дочерей. Потрясением стало это и для родителей матушки. Замечали они, что не по сердцу ей учеба в университете, что мечется и ищет ее душа чего-то. Нашла ли, обрела теперь? Ответить могут матушкины глаза, смиренные свидетели внутреннего диалога с Невидимым.

С матушкой Любовью беседовала Надежда ПЕТРОВСКАЯ,
корреспондент «Православной газеты
»

 
 
Екатеринбург

Питает душу маленький приход…

Нередко можно услышать в адрес православной церкви, что она пассивна в собирании своей паствы. Людям есть с чем сравнивать: в наши двери настойчиво стучат иностранные проповедники; фанатики-сектанты готовы расшибиться, но заявить о себе во весь голос.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс