Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Великий Четверток, 8 апреля, отмечен воспоминанием Тайной вечери Господа нашего Иисуса Христа со своими учениками-апостолами. Они собрались за общей трапезой вечером иудейского праздника Пасхи, отмечавшегося в память избавления народа израильского из египетского плена.
Не будем пытаться рассказывать об этом великом и спасительном событии своими немощными словами, попытаемся проникнуть в самую глубину евангельского текста:
«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию паcху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пит от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие».
И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается, сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается.
И вот рука предающего Меня со Мною за столом. Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так, но кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше возлежащий или служащий?» (Лк. 22, 14–27)
Всякое слово здесь исполнено дивного смысла, всякое деяние Спасителя нашего продолжается по великой милости Его и ныне, и — если мы желаем — вновь происходит в нашей жизни. В этом евангельском чтении мы обретаем понимание главного Богослужения церковного — Божественной литургии. Как прекрасно и точно сказал о нем великий молитвенник за Россию святой праведный Иоанн Кронштадтский.
«Литургия есть наглядное изображение в лицах, различных вещах, словах, действиях рождения, жизни, учения, заповедей, чудес и пророчеств, страданий, распятия на кресте, смерти, воскресения и вознесения на небо Начальника нашей веры, Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного. Во время литургии Он Сам невидимо присутствует: Сам действует и все совершает через священника и диакона, которые только орудия Его.
Божественная литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее литургии. Храм в это время особенно бывает земным небом, священнослужители изображают Самого Христа, ангелов, херувимов, серафимов и апостолов. Литургия — постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности».
Ведь во время Божественной литургии все мы становимся участниками Тайной вечери. Ради нас, грешных и недостойных, Господь претворяет хлеб и вино в спасительные Тело и Кровь Свои. Только причастием святых Христовых тайн можем мы вырваться из губительных объятий врага рода человеческого диавола и множества слуг его.
Ибо сказано самим Спасителем: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем». (Иоан. 6, 53–56).
Тем, кто ни разу не прибегал к очищающему душу таинству покаяния, кто ни разу со страхом и надеждой не приступал к причастию, трудно — практически невозможно (!) — хладным умом и окаменевшим сердцем понять готовность Господа войти в нас, чтобы очистить, укрепить, освятить нас! Но ради нашего спасения Господь совершает немыслимое, как это, например, было на Тайной вечере.
«Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! Не только ноги мои, но и руки, и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда испопняете» (Иоан. 13, 4–17).
Увы нам, так как не совершаем того, что заповедано нам! Более того, ищем себе оправдания, чтобы не служить ближним нашим. И тем самым предаем Господа, как Иуда, отрекаемся от него, как Петр. И эту немощь нашу предвидел и простил Господь: «И сказал Господь: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он огве-чал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.» (Лк. 22, 31–34).
Потому и была утверждена Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом наша Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, ныне и вовек Право-славной именуемая, чтобы и мы, некогда обратившись, могли вновь занять место за дивной трапезой Господней на Тайной вечере Его, ныне и за каждой Божественной литургией совершающейся.
Всякому, кто уже сделал шаг через церковной порог, не надо ограничиваться лишь возжением свечи да редкой молитвой за Богослужением. Это важно, это необходимо, но это только первый шаг. Даже участие в таинствах — крещение свое и детей, венчание, соборование — далеко не всегда является показателем по-настоящему полной православной, воцерковленной жизни. Только систематическое покаяние в грехах — исповедь — и главное причастие святых Христовых тайн, соединение с Господом дает нам необходимые силы и крепость. Всерьез задумаемся над этим в день, когда Мать Церковь напоминает нам о Тайной вече-ре и спасительных страстях Христовых, сделаем еще шаг по пути нашего утверждения за животворящей трапезой Господ ней и уже не будем же неразумно избегать этой дарованной нам милости, этой спасительной возможности!
Вот и завершается последняя седмица — неделя Великого поста. В субботу, 3 апреля, Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Господом нашим Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота является Пасхальным торжеством. Она — единственный день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье.
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.» (Лк. 1, 26–27)Так начинается евангельское повествование о событии, получившем название «благовещение»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.