Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы пришли исповедовать грехи. Вполне ли ясно мы осознаем, что такое грех?
Грех есть нарушение воли Божией, которая открыта нам в Законе Божием.
При Крещении мы давали обеты:
- отречься от сатаны и всех дел его;
- сочетаться со Христом;
- жить по воле Божией и удалиться от виновника зла и нарушителя воли Божией (диавола и его злых дел).
Когда мы грешим, то приближаемся к врагу и невольно делаемся как бы одно с ним. Грех производит в нас: ослепление ума, ослабление воли, искажение совести, растление тела. Такое состояние, если не изменимся по милости Божией покаянием, приведет нас к вечному мучению вместе с диаво-лом и аггелами его.
Средством примирения с Богом и восстановлен ния себя в чине чад Божиих и наследников райского блаженства является покаяние. Покаяние состоит, во-первых, в познании своих грехов и сокрушении о них. Во-вторых, в оплакивании грехов и намерении больше не грешить. В-третьих, в гласном исповедании грехов перед духовником.
Прощение от всего сердца обид ближним и примирение с ними, вера, что всякий грех, исповеданный с сокрушением, прощается, а намеренно сокрытый вменяется сугубо (вдвойне), также является непременным условием нашего покаяния и исправления.
Всякий говорит о себе и чувствует, что он грешен, но смутно и неопределенно. И странное дело, даже тот, кто ни одного греха не может увидеть в себе, все равно на вопросы духовника, не отдавая себе отчета, механически отвечает: «Грешен». Но это не исповедь, а празднословие, даже почти кощунство над Таинством.
Покаяние требует видения себя, того, что именно в нас нечисто и грешно. Необходимо узнать свои грехи явно и раздельно, как бы численно. Для этого надо сопоставить свою жизнь с Законом Божиим.
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Эти слова были сказаны Предтечей и Крестителем Иоанном всем ожидающим спасения. Эти слова обращены и к нам, поскольку и мы готовимся принять в свое сердце Всемогущего Господа, Творца всей твари, Искупителя, Благодетеля, Страшного Судию и Мздовоздаятеля каждому по делам его.
Размышляя об этом, мы видим свою духовную нищету, свою греховную скверну, свое ничтожество и виновность перед Богом. Но Благодать Божия дает нам возможность выйти из этой бездны погибели, омыться от греховной нечистоты и даже приблизиться к Богу.
Вспомним любовь к нам Небесного Отца, всегда принимающего кающегося грешника, и положим твердое решение вернуться с греховного пути на путь добродетели; осудим себя перед Богом, дабы Он не осудил нас; простим всем нас оскорбившим, чтобы и нас простил Господь.
Воззовем к Нему от всего сердца:
Исповедуем мы, многогрешные (имена). Господу Богу Иисусу Христу все согрешения наши, все злые дела наши, вольные и невольные, делом или словом, содеянные нами.
Господи, Ты дал нам великий дар веровать в Тебя, Триединого Бога, приближаться к Тебе и в единении с Тобой черпать силу, блаженство и святость. Но мы отвергли этот дар и согрешили перед Тобою: неверием, маловерием, сомнением в бытии Твоем, суеверием, гаданием, ворожбой, кощунством, богохульством, божбою, неблагоговейным произношением пресвятого имени Твоего. Прости нас. Господи!
Господи, Ты научил нас молитвою, смирением и терпением угождать Тебе и соединяться с Тобою, чтобы вечно жить с Тобою и наслаждаться Твоей красотой, но мы согрешили пред Тобою: леностью к молитве, опущением церковных богослужений и домашнего правила, небрежным изображением на себя крестного знамения, разговорами в храме, рассеянностью в молитве, непочитанием церковных святынь, прикосновением к ним в нечистоте, дерзновением приступать ко Святому Причащению с загрязненной грехами душой. Прости нас. Господи! Господи, Ты открыл нам в святом слове Твоем и учении Святой Церкви Свою святую волю; дал нам познать Тебя, чтобы мы не погибли в своем невежестве, а мы согрешили перед Тобою; осмеянием Закона Божия и учения Святой Церкви, леностью к чтению слова Божия, творений святых Отцов, невыполнением своих родительских обязанностей, состоящих, в первую очередь, в христианском воспитании детей. Непочитанием праздников Божиих, нарушением постов, невоздержанием в пище и питье, в несвоевременных супружеских отношениях. Прости нас. Согрешили и неблагодарностью Богу за Его великие благодеяния, ропотом в скорбях и болезнях, надеждой на самих себя и на богатство. Прости нас. Милосердный Господи!
Согрешили: потерей страха Божия, непослушанием родителям и отцам духовным, забвением о своей смерти и Страшном Суде. Прости нас. Господи! Господи, Ты дал нам спасительную заповедь любить ближних, как Твое любимое творение, носящее Твой образ, а мы согрешили пред Тобою, нарушили этот закон любви к Тебе и нашим ближним.
Согрешили: осуждением своих духовных отцов и ближних наших. Подавали соблазн другим своими грехами. Может быть, даже отвратили своим поведением кого-либо от Православной веры и Церкви.
Согрешили: скупостью, ложью, оскорблением, ссорами, неуступчивостью, бранью, самооправданием, гневом, вспыльчивостью, рукоприкладством, убийством словом или делом (аборты), злословием, памятозлобием, злорадством, обманом, жадностью, презрением нищих, осмеянием убогих.
Согрешили: леностью, завистью, воровством, неприязнью, жестокосердием, холодностью к бедным и просящим взаймы, излишней печалью о лишении земного имущества, накоплением богатства, гордостью, тщеславием, щегольством, желанием изменить различными средствами дарованную нам Господом внешность, неподобным смехом, увлечением играми и суетными зрелищами, чревоугодием.
Согрешили: сластолюбием, невоздержанием в словах, помыслах и делах греховных, танцами, сквернословием, употреблением черных, скверных слов, оскорбляющих наших матерей по плоти и в особенности Честнейшую Херувим, Божию Матерь.
Согрешили клятвопреступлением. Прости нас, Господи!
Господи, Ты создал человека по образу Своему, вложил в него стремление к святости, определил сердцу его быть домом Святого Духа, заповедал сохранять себя от греховной скверны, а мы согрешили пред Тобою: осквернили душу и тело блудными делами и нечистыми помышлениями, прелюбодеянием, срамными воображениями, осязанием своего тела и страстным прикосновением к лицам другого пола. Воззрением на красивые лица, вожделением и воспалением плотской похоти, склонением ближних на грех, сожительством без благословения Святой Церкви, извержением плода из своего чрева (аборты). Господи, прости нас, как простил покаявшегося разбойника.
Согрешили: сокрытием грехов на исповеди по причине ложного стыда или боязни, по забывчивости или неосознанию глубины того или иного греха. Господи, не помяни беззаконий наших.
Согрешили тем, что: неподготовленными приступали к Таинству Святой Исповеди и Святого Причастия. Небрежно относились к себе после принятия Святых Тайн Христовых. Господи, прости! Согрешили: словом, делом, помышлением и всеми своими чувствами, душевными и телесными. Прости нас. Господи!
Как происходит исповедь в храме
Господь наш Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Он же, явившись апостолам по Воскресении Своем, сказал: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21–23). Апостолы, исполняя волю Совершителя спасения и Начальника веры нашей, передали эту власть преемникам своего служения — пастырям Церкви Христовой.
Именно они, священники, и принимают нашу исповедь в храме.
Об отношении к священникам и к исповеди
Согласно правилам Православной Церкви, ее члены должны прибегать к исповеди начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в Таинстве Покаяния. Дети и подростки, воспитанные своими родителями в христианской вере, по Православной традиции после семи лет приходят на исповедь, чинопоследование которой ничем не отличается от обычного.
Как часто надо исповедоваться? Надо исповедоваться возможно чаще, по крайней мере в каждый из четырех постов. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми плодами последнего говения и возбуждаемыми ожиданием приближающейся новой исповеди.
Конечно, желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его, лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным лицом исповедующим.
Но те духовные связи, которые образуются между исповедующимся и исповедником, хотя и не являются какими-либо формальными, не могут ставиться ни во что. Подлинная церковная жизнь требует постоянства и крепости таких связей «пастыря» со своими, ибо только на такой основе и возможна жизнь духовная.
Общение со священником на исповеди — это неторопливое перечисление своих грехов и выслушивание молитв. К священникам-пастырям нельзя относиться лишь как к требоисполнителям.
К сожалению, потребительское отношение к Церкви остается одним из самых распространенных пороков нашей церковной жизни.
«Потребительство» многолико, оно вырастает не. только из лености и равнодушия к Церкви, но порой из «ревности не по разуму», отсюда и злоупотребление пастырским вниманием, своего рода исповеди-спектакли, разыгрываемые перед священником, отсюда «паломничество» из монастыря в монастырь, от духовника к духовнику, сопровождающееся всякого рода околоцерковными пересудами, подменяющими, по сути, духовную жизнь.
Самым опасным и очень распространенным видом церковного «потребительства» является безответственное отношение к Святым Христовым Таинам. Повсеместно принятая общая исповедь постепенно приучает мирян причащаться вовсе без исповеди, не говоря уже о предписанной Уставом подготовке.
Всякий приступающий к исповеди должен знать: исповедь — не индульгенция, при которой чувство смущения, стыда и даже покаяния служит как бы платой, вносимой за грех и позволяющей жить дальше как ни в чем не бывало. Исповедь — это глубоко личностный акт, а вместе с подготовкой к .исповеди и процесс, в котором человек раскрывается не только для Бога, но и для самого себя. Исповедь, без преувеличения, можно назвать процессом рождения личности, процессом иногда мучительным, ибо человеку приходится что-то от себя отсекать, что-то вырвать из себя с корнем, но и процессом спасительным и в итоге всегда радостным.
Есть еще один момент, на который надо обратить внимание, — уважение к исповеди.
Часто из-за толчеи в храме люди стоят чуть ли не вплотную к священнику и исповедующемуся так близко.
Тайна исповеди должна быть ограждена от всего, в том числе и от давки.
Желающий причаститься должен достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к этому Святому Таинству. В церковной практике это приготовление называется говением. Говение продолжается несколько дней (но не менее одного дня) и касается как телесной, так и духовной жизни человека.
На вопрос этот преподобный Серафим Саровский советовал дивеевским сестрам: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.