Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (93) → Слово к родителям Преосвященного Никона, епископа Екатеринбургского и Верхотурского

Слово к родителям Преосвященного Никона, епископа Екатеринбургского и Верхотурского

№1 (93) / 1 января ‘99

Проповедь

Сегодня боль и тревога заставили меня обратиться со своим архипастырьским словом к тем из Вас, кто принял на себя особый труд не просто родить дитя, но и воспитать его достойным человеком, любящим своих родителей, настоящим человеком, достойным гражданином своего Отечества, верным чадом Матери-Церкви.

Ко мне, Правящему Архиерею Екатеринбургской епархии, часто приходят Ваши письма с просьбой дать благословение на отпевание Ваших детей, которые сами ушли из жизни. Речь идет и о десятилетних, и о четырнадцатилетних, и о двадцатилетних Ваших сыновьях и дочерях, совершивших самоубийство. И по закону Церковному они не подлежат отпеванию, их не поминают за Богослужением, за них могут молиться лишь родители и только лишь у себя дома, на домашней молитве.

Страшно читать эти письма, подробные и откровенные, исполненные сердечной родительской боли! Они написаны на той черте, когда человек не ищет оправдания себе и предельно искренен. И тем важнее было для меня вновь и вновь перечитать не один десяток таких писем, полученных мною за время пребывания на Екатеринбургской кафедре, поразмыслить над причиной этих самоубийств, а теперь — и поделиться со всеми Вами, дорогие братья и сестры, своими неприятными и печальными выводами.

Многие из вас в эту минуту уже подумали: но меня-то это не касается, с моим-то ребенком этого не произойдет чего бы между нами не было, мой ребенок так не поступит. Возлюбленные мои! Вот эта-то мысль самая страшная и опасная! Именно так думали те, кто потом с плачем пишет мне. Именно в этой самоуверенности их, может быть, главная причина происшедших трагедий.

В жизни каждого из нас, а молодого человека в особенности, бывает самый критический момент — день кризиса, когда его неокрепшему нравственному состоянию наносят страшный удар. И как ужасно, если во время этого удара от самых близких людей не исходит понимание, именно от тех, на чьи поддержку и помощь дети обычно рассчитывают! С болью вижу я, что причиной десятков самоубийств является даже не безверие их, а злое слово, иногда один недобрый родительский взгляд, непонимание, а порой и нежелание понять своего собственного ребенка, в критическое для него время, в тот момент, когда ему особенно трудно, когда он, как никогда нуждается в теплом родительском слове!

Передо мною лежат два письма, последние из полученных. В первом мать просит за повесившегося четырнадцатилетнего сына. А причина случившегося в том, что она поверила оболгавшим сына людям, тем, кто обвинял его в воровстве, а не поверила ему, когда он перед ней оправдывался. В результате, не найдя в своей собственной матери поддержки, этот ребенок покончил с собой.

Другое письмо. Дочь состоятельных родителей дружила с парнем, и при обычном поцелуе заразилась от него какой-то болезнью. Ничего иного между ними не было, да и с другими молодыми людьми она не имела общения. Это показала последующая медицинская экспертиза, которую проводили уже над трупом девушки, ушедшей из жизни вновь из-за непонимания своих собственных родителей. Дочь оставила предсмертную записку, последнюю попытку докричаться до них, убедить их в своей правде. Как я уже сказал, эту правду ребенка подтвердила судебно-медицинская экспертиза.

Разные истории, разные люди, но причины так близки! Вместо того, чтобы внимательно отнестись к своему ребенку, поговорить с ним, как подобает доброму родителю со своим собственным чадом, и — через это общение — понять, услышать своим материнским сердцем все страдания Вашего дитя, вместо всего этого — только тяжкий груз полного непонимания! А ведь стоило сделать лишь первый шаг в этом спасительном направлении и ребенок был бы жив.

Стоило вам поговорить вместе и, я уверен, что тогда Вы сами поняли бы, как пусты и несостоятельны те тяжкие испытания и обвинения, которые возлагаются на Вашего ребенка. Стоило Вам прекратить бежать по привычной тропке взаимного непонимания, и тогда Ваши сыновья и дочери были бы живы!

Но те дети, о которых я рассказал Вам, не нашли в своих родителях именно этого взаимоотрадного понимания, и в знак того, что они никак не могут доказать вам свою безвинность, в виде последнего довода пошли на самое страшное, что может быть в жизни человека, но с их точки зрения на самое убедительное — а самоубийство. И в подтверждение своей безвинности они оставили свои предсмертные письма, в которых указали на свою безвинность.

Вновь обращаюсь ко всем Вам, дорогие родители: каждый из Вас может оказаться столь же жестоким и несправедливым! Ибо я слишком редко вижу в храмах нашей епархии семьи, вижу объединенных общей молитвой. Ибо слишком часто священники на исповеди, вместо покаяния в собственных грехах, слышат от Вас обвинения своих ближних во всем и вся. Ибо для многих семья из Малой Церкви, как должно быть у православных, превратилась сегодня в какое-то родственное общежитие. Именно здесь зреют будущие трагедии, а мы и не задумываемся о завтрашнем дне…

Лишь один раз за все годы моего пребывания в Церкви, был я свидетелем родительского прозрения и покаяния искреннего в отношении к своему детищу. Будучи викарием Воронежской епархии, я по долгу службы объезжал храмы. И вот однажды, в храме города Лиски, моему взору предстали два гроба. В одном из них — молодой парень, только что пришедший из армии всего несколько дней назад. В другом — красивая, молодая девушка, его невеста. На день, ставший днем их погребения, намечалась их свадьба. Но нелепая авария на мотоцикле переменила все…

Как священнослужитель, я много видел лежащих в домовине и пожилых, и молодых, и совсем юных, и престарелых людей. И каждый раз душа содрогается от мысли, что в эти минуты душа стоит перед Богом и дает ответ о жизни, которую она провела на этой земле. Большинство же участников похорон не задумываются об этом: одних терзает боль разлуки, другие заняты печальными хлопотами, третьи еще чем-то.

Но в этот раз я буквально оцепенел, слушая рыдания матери молодой девушки. Она по-настоящему убивалась, но причитала не о том, что дочь ее так безвременно ушла в другой мир, а о том, что она, мать, не подготовила свою девочку к встрече с Богом! В своих причитаниях она вспоминала о том, что она все ей дала — и образование обеспечила, и все необходимое для свадьбы нашла, и приданное уже приготовила для ее будущей семейной жизни. И верно, ведь уже готовились закуски для свадебного стола, когда произошло непоправимое… Но мать, повторю, буквально с рыданием говорила, что она собственными руками погубила родное дитя потому, что после Крещения в детстве ни разу не привела ее в храм Божий, не научила ходить к исповеди, ни разу ее дочь не сподобилась принять Святые Христовы Тайны. И все это из-за ложного стыда, чтобы над ее дочерью не посмеялись подруги.

Повторю, это была до глубины души трогательная картина: мать стоит у гроба с вое восемнадцатилетней дочери и плачет о погибели ее души, а не юного красивого тела. Да избавит всякого из Вас Господь от такого же позднего прозрения!

Я, безусловно, не призываю Вас безотчетно исполнять все желания своих детей. Я не призывают в этом послании, чтобы Вы всегда и во всем угождали своим детям и не наказывали их за проступки. Это далеко не так. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь огорчения от недостойных поступков его» — говорит премудрый сын Сирахов.

Но, дорогие родители, вспомните слова великого молитвенника земли нашей святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Не у всякого ли свободная воля, свой характер, свой темперамент, свои привычки, свои страсти, замашки? Не снисходить ли всякому должно, не уважать ли должно личную свободу всякого человека, свободу, которую Сам Господь никогда не насилует?» Так будьте же детям Вашим добрыми помощниками и наставниками, постарайтесь понять их, постарайтесь вникнуть в их проблемы! Ведь часто Вашему ребенку нужны не только одежда, телевизор, видеомагнитофон и другие развлечения. Ему порой больше нужны Ваши добрые родительские слова, Ваша готовность открыть ему свое сердце. Даже животные помогают своим детенышам. Мы прежде всего люди. Так отчего многие из нас не слышат своих детей, не слышат в повседневности, не слышат и в критическую минуту?

Многие чувствуют какую-то неустроенность в своих семьях. Сама эта проблема, конечно, существовала всегда. Но деды и прадеды наши всегда твердо чувствовали себя не только воспитателями своего потомства, но и ответственными перед Богом за взрастание и духовное укрепление своих детей. Нас же всех пытались научить смеяться над этим истинным опытом наших предков, старались сделать слово «Домострой» ругательным. Но читали ли вы хоть раз эту книгу, которую у нас осмеивали, книгу, вобравшую в себя вековой опыт наших предков, ту самую «Книгу, называемую Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»?

Давайте прочитаем только одну ее страницу, озаглавленную «Как детям отца и мать любить, и беречь и повиноваться им, и утешать их во всем»: «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою, слушайте их, и повинуйтесь им по-Божески во всем, и старость их чтите, и немощи их и скорби на себя берите, и благо вам будет, и долго будете жить, за это простятся вам грехи ваши, и от Бога помилованы будете и от людей прославитесь, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигните старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто злословит или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или лается, тот пред Богом грешен, а от людей проклят, кто бьет отца и мать, — да будет отлучен от Церкви и от Причастия и да умрет лютою смертью от гражданской казни, ибо написано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит»… А кто почитает отца и мать и повинуется им в Боге, те в свою очередь порадуются о детях своих, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит, и все, чего попросят, подаст им всякого блага, покоющий мать свою — волю Божию творит и угождающий отцу будет во всем благополучен».

Давайте задумаемся о проблемах, которые возникают между Вами и Вашими детьми, не повторяют ли они того, что было между Вами и родителями Вашими? Может быть тот камень, который давит сегодня на Ваше сердце, лишь повторение глыбы, положенной Вами на сердца Ваших родителей много десятилетий назад?

И наоборот, как часто видим мы, что те, кто воспитывался в любви и разумной строгости, умеют правильно наставить и чад своих. Не об этом л было написано в «Домострое»? Мы пожинаем плоды своего отступления от этих благочестивых и спасительных правил и даже не задумываемся об этом.

Не только та безутешная мать в городе Лиски, но и многие из Вас, подобно ей, нерадивы к духовному наставлению своих детей. И вновь прошу Вас о том же — обратите внимание на Ваше нынешнее состояние душевное, которым заражаете Вы сыновей и дочерей своих! Ведь Вы обращаетесь в храм Божий только, когда наступает несчастье, когда печаль приходит в Ваши дома, только тогда, когда Вам надо своего ребенка спасти или от тюрьмы, или от сумы. Только тогда Вы вспоминаете, что Церковь может сделать что-то для него, исходя из трудной ситуации. Только тогда приходите Вы со слезами к священнику, прося его научить Вашего ребенка слушать и почитать Вас.

Иные же и в этот критический момент не находят в себе сил переменить свое привычное поведение и попросту добивают неокрепшую душу… А потом просят об отпевании самоубийцы.

Помните всегда, возлюбленные мои, что своим жестоким словом, своим непониманием моете погубить и тело, и душу своих детей. И вновь повторюсь: не зарекайтесь в гордыни и самомнении, что Вас минует страшная чаша сия. Чаша непонимания, озлобления, противостояния — воистину стала для нас питием привычным и потому особенно роковым.

Наше безразличие и безверие губили и губят не только нашу надежду на вечную жизнь, не только иссушают душу, но и — поверьте!- разрушают наше нынешнее благосостояние. И отсюда идут все наши сегодняшние неудачи и земные скорби. Все повседневное существование наше пытаемся мы построить на зыбком фундаменте — без Христа без веры. То есть на песке! Евангелие же наставляет нас, что всякий кто поступает так «подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился, и разрушение дома сего было великое.» (Лк. 6, 49).

«Никого, чадо, не презирай, и во всякой нужде помни, как мы прожили век, никто не вышел из дома нашего голоден или печален, как могли, все нужное каждому человеку Бога ради давали и печального словом вылечивали. Кому, как можно, мы помогали Бога ради и ссужали всячески, а Христос нам видимо обильно посылал свою милость, всякие блага.

И не помысли мы никогда никому злого, разве что по недомыслию, но без лукавства…» По-моему, это наставление автора «Домостроя» священника Кремлевского Благовещенского собора Сильвестра своему сыну не утратило своей важности и по сей день.

Я уверен, что если мы вернемся к жизни православных предков своих — я имею в виду духовную сторону их жития — к жизни Православной, то те несчастия, которыми полна наша жизнь земная ныне, сами исчезнут ибо не будут иметь для себя той питательной основы, которую мы создали в себе своим безверием или маловерием. Сегодня, может быть, последняя возможность всем нам откликнуться на призыв, прозвучавший почти век назад из вдохновенных уст святого праведного Иоанна Кронштадтского:

Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!»

Тогда и дети наши всегда будут близки нам и живы духовно и телесно.

НИКОН
ЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

 

В других номерах:

Церковные праздники

Церковные праздники в 1999 году

 
Азы православия

Наиболее распространенные ошибки поведения в храме

Наиболее распространенные ошибки поведения в храме Бойтесь прежде всего вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни: которые окружают нас в храме Божием.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс