Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Екатеринбурге, на рабочей окраине, недалеко от проходной турбомоторного завода, возникает Православный культурный центр. «Родина» — так назывался до недавнего времени кинотеатр, отданный ныне в аренду епархии.
Отец Сергий Суханов, настоятель церкви во имя Успения Божией Матери (она там же, в бывшем кинотеатре), говорит: «Не будем отказываться от этого великого слова… Да, название «Родина» так и останется».
…Кинотеатр медленно умирал, Приходили на сеанс два-три человека. А соблазнять людей показом современных форм блуда и насилия дирекция не хотела. Так что здесь произошло совпадение интересов Церкви и театра, чрезвычайно редкое, почти совсем невозможное в современном мире.
Трудно переоценить это явление: впервые а бывшем «соцгородке» Екатеринбурга появилась православная церковь. Освящается здание ее молитвами, не может быть православной культуры без православной церкви, без ее богослужений.
С настоятелем церкви о. Сергием, мне кажется, я был знаком всегда, а ведь всего-то увидел его впервые в апреле 1993 года, когда, как говорили в древности, «Бог посетил нас». Как это «посетил»? За какие заслуги? Да без всяких заслуг. Именно потому, что заслуг никаких не было. Господь нас с женой и посетил: скорби, болезни и страдания называют Его посещением. Уж больно широкой дорогой мы шли. Вроде бы и без того жизнь не очень сладкая была, и болезней достаточно, но все не понимали, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь. Пытались пройти в жизнь через песню, через театр, через народные художества… А дорога-то одна и врата одни — церковные.
Диагноз был: рак. Лишь через год догадались позвать отца Сергия — люди добрые подсказали. Он соборовал, исповедал и причастил Марию. И тут свершилось маленькое чудо: пятнадцать лет она носом дышать не могла — все капала ежедневно всевозможные аптечные снадобья (я их впрок закупал). А после елеосвящения дыхание наладилось сразу, тут же, в тот же день. Наверное, оттого и болезнь случилась, что не могла обходиться без этих химических препаратов — за долгие годы многие литры отравы вошли в организм. Может, и совсем бы после соборования излечилась, но пошли мы с ней потом к бабке-целительнице, хоть и не велено было священником. Ослушались…
Так вот мы впервые встретились с отцом Сергием. Можно, конечно, спросить: а при чем здесь Божье посещение? Просто надо было раньше проявить благоразумие и отказаться от обильного применения лекарств. Оно, конечно, правильно, но сами себя спросите: часто ли бываете благоразумны? Часто ли ограничиваете себя в пище, лекарствах, гневе, раздражении, тоске, буйном веселье? Ну, вот и мы тоже… Без Божьей помощи (особенно, когда мы ее не просим) невозможно благоразумно себя ограничить. А помощь подается в таинствах и обрядах Церкви.
Сознательно пока не перечисляю всевозможные мероприятия и кружки, кои возникнут на территории Православного культурного центра. Хотелось бы начать с человека. Правда, о. Сергий ничего не рассказал о себе: это, мол, лишнее. Хотя, наверное, было бы интересно узнать, как современный русский интеллигент становится священником. И поучительно. Но, может быть, когда-нибудь в следующий раз… А пока вот хоть так: рассказал сейчас то, что сам знаю. Потому что культура начинается все-таки не с перечня мероприятий, а с личности ее носителя, не так ли? Однако что же было личного в той первой нашей встрече? Ведь на каждом (на каждом!) православном священнике — благодать священства, благодать Божия. Через каждого на нас в христианских таинствах изливается Божественная благодать.
Выходит, в таинстве елеосвящения ничего не зависит от личности священника? От его личных качеств? Так бы хотелось сказать: нравственные достоинства иерея помогают исцелению. Но тогда бы пришлось судить своим судом каждого священника, оценивая его совершенство (или несовершенство). Нам же заповедано: не судите… «Благодатная сила таинства зависит собственно от заслуг и воли Христа Спасителя, который невидимо и совершает их; а пастыри Церкви суть только служители Его и видимые орудия, чрез которые Он преподает таинства людям… Благодатная сила таинств не зависит от нравственного достоинства совершителей таинств» (Православно-догматическое богословие. Т. 2, СПб., 1857. с. 393). «От приступающих к таинствам, без всякого сомнения, требуется вера и надлежащее приготовление по уставу Церкви, но не для того, чтобы таинства соделались таинствами и могли действовать благодатию, а чтобы принятие таинств было достойное, чтобы оно не обратилось в суд или осуждение недостойно приемлющим, и чтобы действия принятой благодати были вполне спасительными и плодоносными в душах верующих» (там же. с. 395).
Нравственные достоинства иерея имеют огромное значение в чине изгнания беса: «Убойся, бежи, бежи, разлучися демоне нечистый и скверный…» (Требник). Как раз об этом свидетельствует Евангелие: «Подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает… И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал: по неверию вашему… Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:14- 15, 18–21). Постом и молитвою надобно готовить себя к целитепьству и с верою приступать…
Важно, чтобы сердце чисто было, а сердце этого нового православного учреждения — его храм. Но и об исцелениях наш разговор, мне кажется, был к месту, потому что главная задача Центра — исцеление наших душ. И тут очень многое зависит от личности целителя: живет ли он сам по заповедям Христа или только их проповедует другим, как фарисей. Уже в начале века было не нами замечено: мы неизбежно живем культурой внецерковной. Шесть дней живем на стороне, в седьмой придем на два-три часа в церковь и опять из нее уходим. Мы не живем Церковью, а только иногда, изредка в ней бываем. Это значит, что за шесть дней мы приобретаем определенные навыки, внецерковный строй мысли… А надо и будучи в храме и вне его, мыслить по-церковному.
Но что говорить о людях, которые вообще не ходят в церковь? Вот уж и наши либеральные журналы начинают с тоской вспоминать «консервативные» православно-византийские традиции: «Со времен европейского Ренессанса наука как средство выпытывания тайн природы энергично эмансипируется от морали… Вслед за этим началось активное обособление искусства (и шире — культуры) от морали — во имя творческой свободы без берегов. …Новые раскрепощенные силы, хорошенько погулявшие по миру в своей секуляризованной самости, нуждаются в приручении духом — пока их разрушительная сила не стала необратимой. Требуется восстановление фильтров, ОТДЕЛЯЮЩИХ КУЛЬТУРУ ОТ БЕСОВЩИНЫ. И в этой великой работе по воскрешению идеала, восстановлению суверенитета нравственного сознания — традиции русского нравственного максимализма, которыми насыщены классическая русская литература и философия, приобретают особое значение. ЗАВЕЩАННЫЙ ВОСТОЧНОЙ ПАТРИСТИКОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНО-ВИЗАНТИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ — отнюдь не какое-то отягощающее нас историческое бремя: многое в этом наследии актуализируется со временем. …В последние годы «новой» идеологией предпринята вторая после «культурной революции» большевизма попытка изменить российский культурный генотип. На высшем уровне — это беспощадные сарказмы интеллектуалов в адрес национальной традиции, национальных героев, всего, так сказать, комплекса отечественных культурных заветов; на низшем — массированное воздействие порноиндустрии и других сильнодействующих средств масскультуры, призванных вытравить источники нравственного пафоса» (А. Панарин. О возможностях отечественной культуры. «Новый мир». 1996. № 9. с. 179, 181–182).
Так чему же противостоит православная культура, т. е. культурные ценности, творимые православными людьми? Наверное, в конечном счете — духам злобы, той самом бесовщины, о которой пишет новомировский автор. В самом деле, во имя чего мы подвергаемся вестернизации («западнизации»)? Во имя свободы. Во имя свободы от Духа Святого, от религии, от религиозно-нравственных норм, которые удерживают мир от падения в адову бездну («вестернизация, сопровождающаяся массированной ломкой норм и развенчанием ценностей, втягивает непосредственно в варварство» — там же).
Такая «свобода от», свобода отрицания Христа и Его заповедей как раз и есть худший вид рабства, неслыханного доселе рабства, когда человек целиком теряет свою личность, засунув голову либо в пластиковый мешок с ацетоном (как токсикоман), либо в телевизионный «мешок», наполненный мерзостями блуда, насилия, наживы и проч.
Собственно, от нас сегодня уже ничего и не скрывают: «Современные радикалы постмодерна объявили о смерти Отца в культуре. Симптоматична а этом плане реабилитация Эдипа. Если Фрейд говорил об «эдиповом комплексе», связанном с чувством вины за «отцеубийство», то постмодернисты приветствуют Эдипа как устранителя архаичной и ненавистной фигуры Отца, носителя ограничений и норм. «Смерть Отца» означает, что норма как источник ограничений и самоограничений наконец-таки утратила всякую силу, и мы вступаем в эпоху «высшей свободы» — свободы от всякой традиции, в том числе и моральной» (там же. с. 178).
Все это понятно. Отрицание Бога ведет к отрицанию всех Божественных установлений. «Если нет Бога и бессмертия, то все позволено», — писал Достоевский еще в прошлом веке. То есть позволено именно недозволенное — все мыслимые грехи, в том числе содомские (а мы знаем, чем кончили Содом и Гоморра). Современный «передовой» западный интеллигент, человек постмодерна, отказывается от любых нравственных ограничений, то есть сознательно убивает себя. Жизнь в пластиковом мешке, наполненном ацетоном, как мы знаем, невозможна.
…Но вот на окраине Екатеринбурга загорается восковая свеча православной культуры. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Отец Сергий говорит: здесь будет православная библиотека с читальным залом; видеозал, где можно посмотреть православные видеофильмы; музей — в помощь воскресным школам. Будут воскресные школы для детей и взрослых. Будут кружки по интересам: духовного пения, вышивки; катехизаторские курсы. Церковная жизнь не должна кончаться за порогом церкви. Мир хоть немного изменится к лучшему, если мы изменим себя.
Свеча православной культуры… Ее так просто растоптать сапогами, если мы не оградим ее нашими усилиями, нашим личным участием. Для начала нужно просто прийти в церковь во имя Успения Божией Матери.
И что? Неужели вход в эту маленькую церковь, неужели врата наших немногочисленных православных храмов, расположенных в граде Екатеринбурге, могут быть заметны на фоне широчайших и многообразных ворот ресторанов, казино, публичных домов, престижных магазинов и проч., и проч.? Неужели могут соперничать небольшая, еле заметная райская калитка и огромные врата ада? Нельзя ли как-то все переиначить, поменять местами, сделать огромным вход в райские обители?
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея. 7:13–14).
Б. ПИНАЕВ
Екатеринбург
Современное преподавание литературы в школе редко включает в себя нравственный аспект в связи с тем, что во-первых, это перестало регламентироваться государтвенными программами. Во-вторых, исчез «моральный кодекс строителя коммунизма», а заменить его для многих оказалось нечем, ведь далеко не все пришли к осознанию моральных основ православия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.