Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (58) → Литература и нравственность

Литература и нравственность

№24 (58) / 25 января ‘96

Проповедь

Современное преподавание литературы в школе редко включает в себя нравственный аспект в связи с тем, что во-первых, это перестало регламентироваться государтвенными программами. Во-вторых, исчез «моральный кодекс строителя коммунизма», а заменить его для многих оказалось нечем, ведь далеко не все пришли к осознанию моральных основ православия. При изучении произведений русской классической литературы 19 века, так называемого «золотого» века русской литературы, практически не берется в расчет то, что все они, за редким исключением, были написаны либо глубоко верующими и осознающими это людьми, либо теми, кто вырос, воспитался, жил и творил в глубоко религиозной среде, каковой является Россия в 19 и начале 20-го века. То есть первые из них сознательно поднимали нравственные вопросы и находили их решения в православии (Толстой, Достоевский), и православие становилось их жизненным стержнем; вторые же в своих произведениях поднимали те же нравственные вопросы, не столь явно опираясь на христианство, их герои не вели разговоров о религии, но, тем не менее, все их мысли и действия были основаны именно на христианстве, мотивированы именно православием. Именно поэтому, на мой взгляд, нет, практически, ни одного писателя или поэта названного мной периода, при анализе творчества которого можно было бы исключить его глубокую христианскую основу. Но, как ни странно, именно это делается в современной школе на уроках литературы. Произведения разбираются с какой угодно точки зрения: со стороны формы (и дети четко умеют выделять внешние особенности того или иного произведения: его композицию, синтаксические, лексические, стилистические особенности), со стороны содержания (и дети говорят о проблематике, о героях, об их взаимосвязи). Правда, возникает резонный вопрос, а на основании чего и дети, и учителя говорят о содержательной стороне произведения? Дети, в основном, пользуются личным опытом, приобретенным в нынешнем положении общества, когда, согласитесь, нравственные критерии очень размыты. Либо, говоря о содержании этих великих произведений, используют огромное количество критической литературы, существующей о творчестве писателей-классиков. И при этом нужно отметить, что доступной является критическая литература, написанная в советский период, когда все произведения рассматривались с весьма определенной точки зрения. Вспомните, как вы в школе на уроках литературы осуждали Л.Н. Толстого за теорию «непротивления злу насилием» или, «ничтоже сумняшеся», критиковали Достоевского за то, что его герои (тот же Раскольников) находили выход в христианстве (это называлось слабостью и недальновидностью Достоевского). Критическая же литература последних лет, естественно, избегает подобных формулировок, при этом редко предлагая что-то взамен.

Создается ощущение, что эти «скользкие» темы просто выбросили за пределы народного сознания, они просто перестали существовать. И ребенок в книжках, написанных «по поводу» какого-либо произведения, найдет все, что угодно, но никак не точку зрения на вопрос, почему Раскольников приходит к христианству. Учителям приходится не менее тяжело. Всю жизнь говорить об одном, затем вдруг очутиться в ситуации изменившихся требований, ведь цитировать Ленина о Толстом стало невозможно. Исчезли четкие критерии подхода к нравственным проблемам. Что делать? Просто об этом не говорить? Невозможно! Ведь вся классическая литература говорит об одном — о душе человека, его нравственной основе. Но как говорить об этом учителю детям, то есть не просто рассказывать, а воспитывать новое поколение, их нравственную основу, если фактически самому ему как человеку часто просто не на что опереться в решении своих проблем? Коммунистический идеал исчез, а что взамен? Ничего? Конечно, нет, есть вековой опыт России как оплота православия. Но к этому опыту надо еще прийти, и это личный путь каждого. Здесь невозможно никого заставлять и подгонять.

«Путь к храму» сугубо индивидуален и далеко не прост. А жизнь идет, надо работать, вести уроки… И перед тобой каждый день сидят дети, которым нужно что-то говорить, «сеять разумное, доброе, вечное…» А как его «сеять», если сам не готов? Сложный вопрос… Читатель, наверное, уже понял, к чему я веду. Для себя я нашла выход, и нашла после того, как осознала себя христианкой. На мой взгляд, литературу «золотого» и «серебряного» века невозможно рассматривать, исключая христианство. Скажу даже более категорично, литературу этого периода можно полноценно анализировать со стороны содержания, только включив христианский аспект, составляющий ее основу. Причем я прекрасно понимаю, что Церковь отделена от государства и школы. Я не занимаюсь на своих уроках религиозной пропагандой и не призываю к этому других. Но мне кажется, что справедливо было бы восстановить разрушенную структуру. Глупо, смешно, непрофессионально, говоря о Пушкине, Толстом, Достоевском, молчать о глубокой христианской основе их творчества. Этим мы обедняем и детей и себя! Хорошо! Но что же нам даст, если мы на уроках будем говорить о творчестве великих мировых русских писателях с этой точки зрения?

Во-первых, те самые объективные критерии анализа со стороны содержания, которых мы сейчас лишены.

Во-вторых, прекрасную возможность, не лицемеря, говорить с детьми о нравственности, опираясь на проверенный многовековой опыт воспитания.

В-третьих, литература 19-го века, читаемая сейчас из-под палки в силу своей «нереальности», станет именно самой реальной, насущной, понятной, жизненно необходимой гораздо большему количеству людей. Ведь не секрет, что литература именно этого периода ставит перед человеком многие нравственные вопросы, крайне актуальные сейчас, и очень часто дает на них тактичные, ненавязчивые и крайне важные ответы.

ЕЛИСТРАТОВА Т.В.
филолог, преподаватель русского языка и литературы

г. Первоуральск.

Послесловие психолога: Тема, затронутая в этой статье, важна как сама по себе, так и в связи с целым кругом проблем. С древних времен известно, и Церковь и сегодня не устает повторять, что семья — это малая церковь, оплот нравственности, основа любого государства. Если мы задумаемся, что построение семьи зависит от передачи моральных устоев через семью и от нравственных истин, прививаемых в школе, то поймем, что наше современное общество переживает грандиозный кризис нравственности. Недавние государственные перемены и реформы привели к такому уровню разочарования и агрессии у многих работающих родителей, что они впали в состояние резкой критики всего. Это не может не сказаться на воспитании детей, так как родители не в состоянии своей жизнью показать положительный моральный пример, а в школе, как мы видим, этические основы поведения взять также затруднительно. Итогом такого положения вещей оказывается то, что наша молодежь, будущие родители и работники вынуждены изыскивать собственные стереотипы морали. К сожалению, идеалом такого рода становятся худшие образцы западного образа жизни. В итоге, молодой человек или девушка чувствуют общее разочарование в жизни и стараются найти способы освобождения от гнетущей реальности. Наркотики, преступность, насилие — все это явления именно этого плана. Как-то один из президентов Америки в эпоху холодной войны сказал, что Америке не надо воевать с Россией, достаточно морально разложить наш народ и все будет сделано. Я думаю, что пришло время объединить усилия по нравственному воспитанию нашей молодежи. И в таком единстве, конечно, нельзя недооценивать и, тем более, пренебрегать опытом воспитания народной души, накопленным и хранимым Православной Церковью. Познание великих уроков русской литературы с позиций христианской этики, безусловно, одна из важнейших дорог нашего морального возрождения Именно эту позицию так своевременно отстаивает автор статьи.

ИЦКОВИЧ М. М.,
психолог

 

В других номерах:

Екатеринбург

«И свет во тьме светит…» О Православном культурном центре «Родина»

В Екатеринбурге, на рабочей окраине, недалеко от проходной турбомоторного завода, возникает Православный культурный центр. «Родина» — так назывался до недавнего времени кинотеатр, отданный ныне в аренду епархии.Отец Сергий Суханов, настоятель церкви во имя Успения Божией Матери (она там же, в бывшем кинотеатре), говорит: «Не будем отказываться от этого великого слова… Да, название «Родина» так и останется».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс