Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (38) → Русское Православие и защита Отечества

Русское Православие и защита Отечества

№4 (38) / 4 января ‘96

Проповедь

В этой теме:

Проповедь
Великая ложь демократии
Проповедь
Любовь мистическая

Русская Православная Церковь всегда считала защиту Отечества делом святым. Боярский сын, основатель знаменитой Троице-Сергиевской Лавры, преподобный Сергий Радонежский напутствовал князя Димитрия Иоанновича на битву с Мамаем: «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божью.» Он дал Димитрию в сподвижники двух иноков: Пересвета и Осляблю, которые пали героями в Куликовской битве.

Петр I укреплял границы Российские, прорубил «окно в Европу», приступил в связи с этим к строительству Военно-Морского Флота. Русская Православная Церковь не осталась в стороне от этой жизненно важной для страны проблемы. Так, например, большую помощь государю в строительстве кораблей оказывал глава Православной Церкви в Воронеже Владыка Митрофан. Он на это доброе дело не только собирал деньги в епархии, но и сам неоднократно жертвовал. Когда же в 1703 году Владыки не стало, Петр I прибыл на его отпевание, лично помог вынести гроб с телом усопшего, обратившись к своей свите:

«Стыдно вам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю, не отдадим ему последней чести. Итак, вынесем тело сами.»

Именно во время правления Петра I было положено начало организационному оформлению военно-религиозной службы. Причем первые военные священники появились на кораблях флота. Церковь учитывала, где служба гораздо труднее, где в Божием слове, в напутствии батюшки воины нуждаются в первую очередь. Учитывалась и такая деталь: согласно морскому Уставу 1720 года для этой опасной службы рекомендовалось отбирать лиц духовного звания из бездетных вдовцов.

К концу XIX века структура военно-религиозной службы выглядела следующим образом:

— во главе всех военных священников (в годы первой мировой войны их насчитывалось 5000 чел.) стоял протопресвитер;

— военные священники организационно входили в Департамент военного и морского духовенства;

— осуществляя управление Департаментом, протопресвитер опирался в своей деятельности на Духовное правление, состоявшее из отделов (канцелярского, архивного, казначейского).

По своему положению в Армии и на Флоте военные священники Русской Православной Церкви были некомбатантами, т. е. не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках. Их оружием было Божие Слово. Они занимались отправлением религиозных обрядов, нравственным воспитанием личного состава, просвещали молодое пополнение — помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани. Тем не менее многие из военных священников настолько героически выполняли свой долг перед Богом, Царем и Отечеством в военное время, что удостоены были не только церковных наград. Высшей награды в русской армии — ордена Святого Георгия удостоены четыре военных священнослужителя. Кто же они?

Отец Василий (Васильковский) — священник 19 егерского пехотного полка.

Отец Иов (Каминский) — священник Тобольского пехотного полка. Отличился в войне с турками. В 1729 г. вместе с войсками переправился через Дунай и с крестом в руках вступил на неприятельский вал. Был тяжело ранен.

Отец Иоанн (Пятибоков) — священник Могилевского пехотного полка. В 1854 г. воодушевлял воинов на штурм батареи, расположенной на Дунайском берегу.

Иеромонах Ионикий (Савинов) во время Севастопольской обороны ночью 11 марта вышел вперед, пел молитвы, призывал смело идти на врага. В итоге этой ночной атаки французы были отброшены.

Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте за военные подвиги до 1904 г. было награждено 111 священников. Для отправления религиозных обрядов в России сложилась стройная система культовых учреждений: соборов, полковых, госпитальных и иных церквей. Так только на наиболее крупных кораблях флота насчитывалось 33 церкви. Богослужение в соборах и церквях совершалось в воскресные дни, в честь праздников, в т. ч. полковых и корабельных, а также в честь особых дат в жизни воинских частей и подразделений. Часто богослужения совершались в честь людей невысокого воинского звания, но проявивших себя геройски в сражении с врагом. Так, например, в Гродненском полку ежегодно 16 июля совершался обряд богослужения в честь прапорщика Ивашина. Происходил он из крестьян Архангельской губернии. За смелость и мужество в боях под началом А.В. Суворова был произведен в офицеры. А особо отличился в 1812 г., преграждая вторгшимся французам путь на мост через реку. Пока Ивашин был жив, французы так и не смогли продвинуться вперед на этом участке фронта.

Геройский подвиг совершил отец Алексий (Конечников) с крейсера «Рюрик» в русско-японскую войну 1904–1905 гг. Во время боя он призывал воинов быть смелыми и мужественными, перевязывал раненных, исповедовал умирающих. К сожалению, бой был неравный, корабельное оружие у японцев было лучше нашего. Подбитый крейсер затонул. С оставшимися в живых матросами батюшка попал в плен. О чем думали пленные, о чем мечтали сообщить в Санкт-Петербург? Прежде всего о том, что наши взрыватели плохие, будучи установленными на снарядах, они не срабатывали в нужное время, в результате поразить броню японских кораблей практически было сложно. Конечннков спрятал записку с зтой информацией в свою рану и в конце концов доставил по назначению.

В годы первой мировой войны за мужество и героизм 227 военных священников были награждены золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, 228 — орденом Святого князя Владимира, 643 — орденом Святой Анны.

Генерал А. Брусилов, вспоминая о боевых действиях русской армии в 1915 году, писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры — полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым Евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».

Вот, например, каких наград был удостоен последний в истории российской армии главный военный священник протопресвитер Георгий Иванович Шевельский: ордена Святой Анны II и III степени с мечами, ордена Святого Владимира с мечами, золотого наперсного креста на Георгиевской ленте.

Интересно, что происходил он из многодетной семьи сельского дьякона, а закончил свой жизненный путь в качестве профессора Софийского университета, директора русской гимназии.

Но, пожалуй, не менее значимой для Отечества была служба военных священников после боя, после свершения подвигов, тогда, когда надо было отдать последние почести погибшим.

Исповедовавший христианскую мораль А. В. Суворов говорил: «Пока не захоронен последний солдат, война не закончена». Согласно существовавшему наставлению, священники обмывали убитого, одевали в чистое, ложили в гроб или саван, устанавливали крест, делали на нем соответствующую надпись несмываемой краской или посредством резьбы по дереву.

А теперь, только один исторический пример. Во время боя на Бородинском поле в 1812 году был смертельно ранен прославленный полководец, изучавший азы военного дела еще под командованием А.В. Суворова, князь Багратион. Похоронили его в селе Симы Владимирской губернии. Через 27 лет, в 1839 г., по инициативе бывшего адъютанта князя Дениса Давыдова, его тело было перезахоронено с почестями на Бородинском поле. При этом присутствовали царь со своей свитой и 120 тысяч войск. Через почти 100 лет — в 1932 г. наступили иные времена. Один из граждан обратился в наркомпрос с недоуменным вопросом, изложенным в письме, суть которого сводилась к следующему: в стране индустриализация, металла не хватает, а на могиле царского сатрапа генерала Багратиона стоит чугунный памятник. Суд по решению заведующего музейным отделом наркомпроса был скор — взорвали памятник, осквернили могилу генерала, заодно снесли памятник генералу Уварову, разрушили барельеф на постаменте Кутузову. Минуло еще 55 лет, наступил год 1987. Вновь принимается решение перезахоронить останки боевого генерала (которые, кстати, житель деревни Семеновская предал тайком земле в 1932 г.) Во время этого акта присутствовали несколько реставраторов да военный оркестр.

Теперь на дворе год 1996. Восстанавливается храм Христа Спасителя в Москве. В Екатеринбурге Епархии возвратили здания многих церквей. Подписано соглашение о сотрудничестве командования Уральского военного округа с руководством ряда Епархий Русской Православной Церкви, Духовным Управлением мусульман о совместной работе по воспитанию молодежи. В военно-историческом музее уральского военного округа открыта экспозиция, посвященная вкладу духовенства и верующих в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками. Русская военная история учит, что православное духовенство в лице своих военных священников верой и правдой служило делу защиты Отечества, наставляло воинство на путь истинный, поднимало его боевой дух в самые трудные минуты сражений, достойно провожало в последний путь погибших.

Слава Богу, сегодня эта истина открывается все большему числу наших граждан и закономерно проявляет себя в добрых делах.

Научный сотрудник военно-исторического музея,
капитан I ранга запаса П. САЕНКО

 

В других номерах:

 
Проповедь

Великая ложь демократии

В здравом душевном состоянии русское общество естественным образом стремится самоорганизоваться на началах одухотворенной, державной государственности. Свидетельством тому — вся наша тысячелетняя история, не исключая и советского периода.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс