Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (47) → Таинство Крещения

Таинство Крещения

№13 (47) / 13 января ‘96

Проповедь

В этой теме:

Проповедь
Претерпевший до конца спасется

Святая Православная Церковь Христова радостно приветствует всех вас, пришедших с искренним желанием принять участие в таинстве Крещения!

Это таинство, которое в древности носило еще название таинства Просвещения, является важнейшим в жизни человека духовно-мистическим актом его рождения «свыше» — «от воды и Духа». Как сказано в Евангелии от Иоанна, «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух: должно вам родиться свыше».

Человек живет на земле не только для того, чтобы заботиться о внешнем — о пище, семье, работе, крове над головой, одежде и развлечениях. Ему не надо путать цель своей жизни со средствами к ее достижению. Это значит, что всякий человек должен отличаться от просто высокоорганизованного животного заботой о том, что делает человека человеком, т.е. об «образе и подобии» Божием в себе.

Чтобы прийти к Богу, надо раскрыть Ему свое сердце — «сердцевину», духовную глубину нашей жизни. Это открытие сердца человека называется верой.

Но верить в Единого Бога, нашего духовного Отца и Творца, еще недостаточно. Надо принять Его в свое сердце — и, с другой стороны, надо отдать Ему себя. А для этого надо разрушить стоящую между всяким «плотским» человеком и Богом преграду, которая не дает нам возможности живо и лично общаться с живым и личным Богом.

Что же это за преграда? Увы, это наш — как личный, так и общечеловеческий — первородный грех. Этот грех преследует не только всякого живущего в этом мире человека и всякое человеческое общество, но даже еще только нарождающегося младенца. Это он — виновник всех зол в мире, войн, страданий, в том числе — невинных, и самой, разрушающей жизнь человека, т.е. образ Божий в нем, смерти.

Так как же человеку быгь? Ведь не может же он сам себя вытащить из болота греха и зла. Здесь на помощь людям пришел непосредственно Сам Бог. Он послал в этот мир Спасителя нашего — Своего Единородного Сына, Господа нашего, Иисуса Христа — Того Иисуса, Который, научив нас жить по-Божески и по-человечески, показал нам в Себе Полноту Божьего дара Любви, был за него распят и воскрес в третий день, чему и все мы свидетели, начиная со времен апостольских.

Конечно, вера во Христа, делая человека христианином, должна быть плодотворной, т.е. должна отражаться во всей жизни человека — в его духе, душе и теле, в его мыслях, словах и делах. Все, что не соответствует этой вере, должно исправляться.

Такое внешнее и внутреннее исправление всего человека называется Покаянием, которое тоже является таинством и которое должно продолжаться всю жизнь, даже после Крещения, во исполнение слов Господа Иисуса Христа «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен».

Поверив в Бога и покаявшись, человек может прийти в церковь, чтобы омыться от греховной грязи в духовных водах Крещения. Для подготовки к принятию этого таинства ему предварительно следовало бы осознанно прочитать первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки), научиться обращаться с молитвой к Богу, как лично, так и в церкви, т.е. вместе с другими членами народа Божьего, и постараться исправить все свои греховные дела в отношении Бога, самого себя, природы, общества, ближних в семье и на работе, друзей и врагов. Последнее особенно важно, ибо по словам апостола Петра: «Крещение есть не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести»

Еще при подготовке к крещению надо постараться узнать о главных принципах христианской веры, которые кратко изложены в так называемом Символе веры. Его надо знать наизусть и понимать всем крещаемым, а если они еще малы или не могут этого сделать по какой-то уважительной причине, то крестным — их «поручителям» перед Богом и Церковью, которые сами обязательно должны быть полными членами Церкви, т.е. регулярно (не реже шести раз в год) причащаться и быть наученными всем принципам христианской веры и жизни, а также быть способными воспитывать в ней своих «крестников», ибо они лично отвечают за будущую полноценную христианскую веру и жизнь крещаемых.

Подготовившись к таинству Крещения внутренне (это называется оглашением), надо позаботиться и о внешней готовности к участию в таинстве. Здесь мало только зарегистрировать крестины, заплатить деньги (которые являются вашей жертвой на содержание храма и других церковных учреждений), взять крестик и свечи. Надо заранее сшить и принести крестильную белую рубашку, желательно — ранее никогда не надевавшуюся. Если крещаемый — не младенец, то хорошо бы ему прийти натощак (т.е. с полуночи ничего не есть и не пить), а также предварительно выдержать посильный телесный пост. Пост — это добровольное самоограничение в течение некоторого времени в количестве и качестве пищи (например — без мяса, молочного, яиц и рыбы), во свидетельство искренности вашего покаяния пред Богом. Вместе с крещаемым могут поститься и его близкие — крестные, родители или верующие друзья. Пост должен сопровождаться усиленной личной и совместной молитвой, милостивым отношением ко всем страждущим и нуждающимся, умением отказаться от своих «законных» удобств и внешних благ, освобождением от всяких страхов.

Кроме того, всем надо знать основные элементы чинопоследования таинства Крещения и их смысл, чтобы по возможности понимать все в это время происходящее.

Эти элементы таковы. Сперва совершаются молитвы и чины, имеющие вступительное значение и относящиеся к оглашаемым, т.е. готовящимся к Крещению. Вначале читается молитва, делающая человека оглашаемым и просвещаемым, т.е. еще неполным членом Церкви, и так называемая «запретительная» молитва в помощь оглашаемому в его духовной борьбе с диаволом (т.е. сатаной, Духом злобы, который есть олицетворение всего мирового зла), заканчивающаяся изгнанием из просвещаемого «всякого лукавого и нечистого духа» — духа прелести (т.е. прельщения, самообмана), лукавства, идолослужения, лихоимства, всякой лжи и нечистоты. Потом совершается чин «отречения от сатаны и сочетания со Христом». При этом задаются вопросы, на которые крещаемый сам или через крестных дает четкий и твердый ответ. Далее крещаемый читает по-славянски (лучше наизусть) Символ веры. После этого «сочетания со Христом» священник предлагает просвещаемому поклониться Христу, что и надо сделать со словами «поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной». В заключение чина отречения и сочетания звучит молитва, благословляющая Бога и завершающая это последование.

Затем наступает важнейший момент совершения собственно таинства Крещения. Священник возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно (т.е. всегда) и во веки веков!» Далее идет ряд кратких молитвенных прошений, на которые надо каждый раз всем отвечать «Господи, помилуй!» Потом священник молится об освящении мировой первостихии — воды, в которой будет совершаться Крещение, и масла, которым крещаемый сразу и помазывается как «елеем радования», т. е. грядущей радости. Помазание — это есть также символ милости Божией, символ духовной борьбы. Далее происходит само Крещение (т. е. с греческого — Погружение) человека в воде со словами: «Крещается (такой-то), во имя Отца (аминь), и Сына (аминь), и Святаго Духа (аминь)».

После Крещения происходит облачение новокрещенного в крестильную рубашку и надевание нательного креста. Затем начинается следующее таинство — таинство Миропомазания. Оно почти никогда не отделяется от Крещения и совершается также только однажды в жизни. Это таинство дара Святого Духа, приобщения к Нему по вере в Бога и Христа, при условии истинного покаяния. Этот дар — драгоценнейшее достояние христианина, которое и делает его таковым не только по имени, но и по духу и по силе Жизни. Таинство Миропомазания совершается через помазание разных частей тела новокрещенного святым миром (т.е. особым, освященным при участии Патриарха всея Руси, благовонным маслом), со словами: «Печать дара Духа Святаго». На каждое помазание после этих слов крещаемый должен отвечать «аминь».

Таинство завершается, и начинается крестный ход вокруг купели под пение слов апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (т.е. «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись».) Аллилуиа! (т. е. «Хвалите приблизившегося к нам Бога!»)». В заключение читаются два отрывка из Священного писания Нового Завета — послания апостола Павла к римлянам (глава 6), где говорится о сути Крещения, как смерти для греха и жизни для Бога, и Евангелия от Матфея, где звучит призыв Христа ко всем Его ученикам проповедовать, крестить и учить людей из всех народов при невидимой, но действенной поддержке Самого Господа.

Далее обычно присоединяются еще обряды «омовения знаков св. мира» и «пострижения», как первой жертвы человека Богу.

Затем следует и заключительное таинство — таинство Причащения (т. е. Приобщения) новокрещенных, ставших теперь, если выполнено все из сказанного выше, полными членами Церкви, Святому Телу и Крови Христовым. Оно совершается в воспоминание принятых за нас Его голгофских страданий, Его Смерти и Воскресения. Через Причастие человек соединяется уже и с Самим воскресшим живым Господом и с его живым Телом — Церковью. Это же таинство называется Евхаристией (т.е. Благодарением Бога Отца за нашего Спасителя и за дар Святого Духа — залог нашего бессмертия).

Конечно, в дальнейшем крещеный человек должен будет еще всей жизнью своей показать, что благодать Божия, данная ему в Крещении, не осталась тщетной. Он должен стать истинным христианином и по вере и по жизни, стремиться к совершенству, быть светом и солью мира. Для того, чтобы это стало реальностью, ему надо будет совершенствоваться во всем том, о чем речь шла выше, и к этому еще — хорошо узнать Священное Писание, аскетику, догматику, сакраментологию (т. е. учение о таинствах) и мистику Церкви. Ему надо будет достойно участвовать и в жизни общества, и в общецерковной жизни. Как бы ни было трудно вначале, с Божьей помощью всего можно будет достичь и все препятствия преодолеть!

Христос воскрес! Воинстину воскрес! Особенно в душах, сердцах и телах всех истинно верующих в Него и истинно принявших Его Святое Крещение!

 

В других номерах:

Проповедь

Претерпевший до конца спасется

«Многие спрашивали:— Кира покончил самоубийством из-за этой девчонки? Мне думается, человек нечасто самовольно уходит из жизни из-за чего-то одного. Тут существует страшный круг, смыкающийся постепенно.— Это ужасно, — говорит человек.Потом— И это!— И это… И это…И убивает себя. Не слишком задумывающиеся люди принимают за причину наиболее доступное их пониманию «это». Причем особенно для них убедительно, я даже решусь сказать — привлекательно, что из-за любви…»

 
Церковь и медицина

Почему же я вегетарианец?

Уважаемая редакция «Православной газеты»! Я православный, врач и вегетарианец, хотел бы с этих трех точек зрения высказать свое мнение о статьях «ПГ» «Вегетарианство и его отличие от христианского поста» (№№ 19, 20 за 1995 г.).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс