Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (47) → Претерпевший до конца спасется

Претерпевший до конца спасется

№13 (47) / 13 января ‘96

Проповедь

В этой теме:

Проповедь
Таинство Крещения

«Многие спрашивали:
— Кира покончил самоубийством из-за этой девчонки?
Мне думается, человек нечасто самовольно уходит из жизни из-за чего-то одного. Тут существует страшный круг, смыкающийся постепенно.

— Это ужасно, — говорит человек.
Потом

— И это!

— И это… И это…
И убивает себя. Не слишком задумывающиеся люди принимают за причину наиболее доступное их пониманию «это». Причем особенно для них убедительно, я даже решусь сказать — привлекательно, что из-за любви…»

А. Мариенгоф. «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги».

В действительности «несчастная» любовь является, хотя и весомой, но вовсе не ведущей причиной столь распространенных (особенно за последние годы) случаев самоубийства. И не одиночество, не неустроенность в жизни, не «плохие» родители становятся последней каплей терпения… Большинство покушений на собственную жизнь пугает современных психологов именно своей… беспричинностью. Бессмысленностью с точки зрения простой житейской логики. Но понятно, что любая попытка свести счеты с жизнью лишь со стороны выглядит беспричинной. И психологи бьются — в чем кроется ген суицида?

Ведь уже известно, что самоубийство — не прерогатива людей, находящихся в состоянии невменяемости. Убить себя может и абсолютно здоровый человек. Склонность к суициду психически нормальных людей составляет почти столько же процентов, что и людей, называемых в мире «душевнобольными»… Но когда речь идет о душе, можно ли кого-то из нас с уверенностью назвать полностью здоровыми?

Получается, что каждый год тысячи людей глотают смертельные дозы таблеток, прыгают с опасной высоты, «попадают» под машины, режут себе вены… просто так. Без причины. Как вы думаете, это нормально?… И удивить приведенными выше фактами можно, наверное, только заядлого атеиста. Верующему в Бога человеку все видится гораздо яснее и глубже.

В 1995 году в России на 100 тысяч человек приходилось 45 случаев суицида. Из них наибольший процент составили молодые, творчески одаренные, активные (!) люди. По нашей области в прошлом году зарегистрировано около 3-х тысяч самоубийств. У женщин попытки уйти из жизни — чаще, у мужчин — «удачнее». А самый распространенный способ суицида, оказывается, демонстративный… Протест. Бунт против несправедливости, якобы правящей миром. Вот и причина. Что ж… Пространные рассуждения о том, как жизнь прекрасна и что жить все-таки стоит (даже если человек твердит, что у него нет в жизни смысла), — не помогут. В данной ситуации для безбожного сознания самовольный уход из жизни — единственно верное решение. «Чистота помыслов и честность поступков, непосредственность в общении людей давно покинули этот мир. Покину его и я…» А поводов найдется «куча». Вот они — на «золотом блюдечке» любезно предоставлены «заботливой мохнатой лапкой… Дьяволу нужно только, чтоб человек «сам думал», принимая мысли о самоубийстве за свои собственные.

Что предлагают неверующие психологи в помощь «слабым», «малодушным» людям? Любить жизнь такой, какая она есть, уметь стоять на краю пропасти… (Только всего? А где силы брать?…) И поскольку все-таки ведущей причиной суицида остается всегда почти одна — утрата (веры, цели, близкого человека), то одной из необходимых видов помощи признается (наконец-то!) обретение веры.

А с духовной точки зрения причины самоубийств выглядят уже более определенно: первая — неверие в Бога, вторая — неверие в бессмертие души, третья — неверие в будущую жизнь. Лучшего объяснения не требуется…

В Екатеринбургское епархиальное управление часто приходят убитые горем люди — родственники, близкие самоубийц — с настойчивой и неизменной просьбой: отпеть погибшего. Иногда последний оказывается даже некрещеным. А приходят в основном мамы — кто просто тихо плачет, кто почти бьется в истерике — умоляют, пишут прошения Владыке. Но подобные просьбы чаще всего выполнены быть не могут, поскольку в Православной Церкви самоубийство — страшное преступление. Души самоубийц и еретиков лишаются церковного погребения и церковной молитвы. Это хорошо известно всем православным христианам. Но почему тогда так настойчиво добиваются родственники отпетия самоубийц? Чем отпетый человек отличается от неотпетого? Влияет ли отпетие каким-то образом на будущую участь человека? С подобными вопросами мы обратились к настоятелю храма Воздвижения Животворящего Креста Господня иеромонаху Флавиану. Вот что он рассказал:

— Православная Церковь не напрасно выделяет 7 чинов, которые носят название таинств. В них — спасение, которое дает нам Сам Господь Бог. Это Им данные и непосредственно установленные таинства. Поскольку отпетие в число 7 таинств не входит, то думать о том, что оно может как-то решительно повлиять на загробную участь покойного, никаких оснований нет.

Отпетие — это обряд, моление, сопровождающее предание человека земле. Заочное отпетие никогда не будет полноценной заменой отпетию, совершаемому над гробом в церкви, когда поются, например, прощальные целовальные стихиры. Сугубые молитвы о человеке читаются в присутствии всех родственников, близких, которые специально, быть может, приехали издалека… Помимо Божественной Литургии, это самое большое в жизни покойного церковное поминовение.

— О. Флавиан, могут ли в глазах Церкви быть оправданы люди, которые действительно были глубоко несчастны, доведены до отчаяния, которые были воспитаны на обычном чувстве единственности этого мира. Для них не было Бога не потому, что они не хотели знать Его. Они — невинные жертвы безбожия…

— Даже когда Церковь отказывает в церковном погребении, не нужно понимать это как наказание. Церковь исповедует иное понимание этой проблемы. Усопший оставляется на милостъ Божию. «У Бога милостей много и много у него избавлений», говорится в Псалтири. Следовательно, о загробной жизни этих людей мы никак не рассуждаем, усопшего оставляем на милость Божию, и в Церкви за него не молимся, чтобы не быть причастными его греху. Церковь не может делать себя причастной к каким-то грехам людей…

— Но мать не может не молиться за сына…

— Домашняя молитва за самоубийц не запрещается… И пусть, как подсказывает матери ее материнское сердце, она молится дома за усопшего…

Однако есть такое понятие, как «молитва во грех». Это то, что Богу заведомо не угодно. В таких случаях преподобный Лев Оптинский своим чадам завещал так молиться за самовольно ушедших из жизни близких или родственников: «Взыщи, Господи, погибшую душу усопшего раба Твоего и, аще возможно есть, помилуй! Не постави мне во грех сей молитвы. Но да будет святая воля Твоя!» Человек, молясь за самоубийцу, не должен причинять самому себе вреда.

Если человек во время покушения на собственную жизнь находился в невменяемом состоянии по причине душевного заболевания, его отпевают также, в надежде на то, что Господь, по неизреченным своим судьбам, может помиловать его. Но каждый такой случай надо рассматривать отдельно.

А если человек был просто пьян, то это, говоря юридическим языком, не облегчающее, а отягчающее обстоятельство. Пьянство послужило причиной самого страшного греха…

— Батюшка, а что значит слышание «голосов», приказывающих человека убить себя?

— Слышание «голосов» — это признак психического заболевания (с точки зрения медицины). С духовной точки зрения, это далеко зашедшее искушение. Ведь не вдруг, не в один «прекрасный» момент на человека обрушивается шквал каких-то «голосов». Все начинается постепенно. И если человек к таким «голосам» прислушивается, если он им сочувствует, вступает с ними в диалог, то тогда и психическая болезнь развивается, и вот это искушение далеко заходит.

Как бы мы не называли подобное явление, демоническое воздействие здесь несомненно. Человек, беседуя таким образом с бесами, повреждается психически и наносит сильный вред душе.

— Как бороться с этим?

— Раздался «голос» — не слушаться, творить молитву, мыслить о другом, не задерживаться мыслями на «голосах»… Это сложно, но не невозможно. Многие люди, ведя благочестивый образ жизни, может быть никогда бы не стали жертвами бесовского наваждения, а с медицинской точки зрения — психического заболевания. Не нужно стесняться и обращаться к врачу. И врачей и лекарства, как писал Феофан Затворник, дает нам Бог.

Наверное, многие больные косвенно и виноваты в том, что так захворали… Они неправильно отнеслись к самому началу этого искушения. А первое, что нужно для правильной духовной жизни, — это крепкая вера.

— Многие не знают, как ее достичь…

— Вести благочестивый образ жизни, всеми способами приближать себя к Богу. Молиться — прилежно, постоянно. Соблюдать все церковные установления — посты, например. Для чего? Чтобы укрепить молитву.

С другой стороны, надо понуждать себя молиться. Вера слабая? Слабая. Зато молитва хоть как-то идет, надо приложить больше старания.

И к таинствам церковным прибегать обязательно — к исповеди, ко Причастию, к соборованию…

«Надоело жить» — подобная фраза может вырваться у человека только от неверия, слабоверия, нетерпения. И почти всегда самоубийство — это оскорбленная честь, уязвленное самолюбие… «Смиренному и простому, — писал в начале XX века русский священник Александр Ельчанинов, — не придет в голову ни мания величия, ни страдание от собственного ничтожества».

И нет ничего невозможного для верующего. Охватившая людей тоска и уныние преодолеются только в Боге…

С уходом каждого из нас — уникального, неповторимого — что-то таинственно меняется в мире. В целом мире! И очень важно поэтому — как меняется… Ломается? Созидается? Умирает?

Маргарита СИТДИКОВА
Корреспондент «Православной газеты»

 

В других номерах:

Послания Преосвященного Епископа Никона

Выступление на выпуске молодых офицеров в Екатеринбургском высшем Артиллерийском командном училище

Благородные юноши!Сегодня пришел ваш черед вступить в ряды славного офицерского корпуса, в число лучших из лучших представителей победоносного Российского воинства. Милостью Божией вы становитесь ныне на новую ступень бытия, с которой уже сами пойдете по дороге жизни, как пожелаете. И вот, сознавая неизвестность будущего, юные, чистые души ваши восклицают к Всеведущему: «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду!» (Псал. 142, 8).

 
Проповедь

Таинство Крещения

Святая Православная Церковь Христова радостно приветствует всех вас, пришедших с искренним желанием принять участие в таинстве Крещения!Это таинство, которое в древности носило еще название таинства Просвещения, является важнейшим в жизни человека духовно-мистическим актом его рождения «свыше» — «от воды и Духа».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс