Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святая Церковь преподает нам силы к жизни и благочестию. Без благодатных сил не может жить ни один член Церкви, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, чрез которые подаются нам эти силы, называются таинствами. Веру в таинства мы исповедуем в 10 члене Символа веры, говоря: исповедую едино крещение во оставление грехов. Правда, здесь говорится только о крещении, но под ним разумеются и другие таинства, так как принявший крещение получает право пользоваться и другими таинствами.
Что же такое таинство? Таинство есть священное действие, в котором чрез какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
Эта благодать подается здесь непременно как обетованное Богом средство нашего спасения. Необходимым действием на человека таинства отличаются от всех других молитвенных действий, как-то: обрядов, молебнов, панихид. Эти молитвенные действия выражают стремление нашей души, которая желает получить милость Божию: но получится ли просимая нами милость, получится ли, чего мы просили, или дастся нам другая милость — все это во власти Божией, нам не открытой. Например, мы служим молебен об исцелении болящего. Моление наше может не исполниться: болезнь может усилиться и болящий умрет. Нам остается предать себя и нашего ближнего воле Божией, остается успокоиться на той мысли, что Господь все ведет ко благу нашему, ко благу ближних наших. Не то — в таинствах. Здесь обещана Богом известная милость, и она сообщается нам непременно, лишь бы таинство было совершено правильно. Может быть, дар, преподанный в таинстве, пойдет для нас в суд или в осуждение, но дар милости Божией, несомненно, будет преподан нам. Таинства не нами учреждены: они установлены Богом, Который указал и видимые знаки — видимые орудия преподания благодати, — самая же благодать для нас непостижима. Только в редких случаях мы ощущаем в душе своей особенное чувство радости — признак того, что нам преподана милость Божия; как бывает, например, после исповеди и причастия: мы чувствуем, что с сердца нашего снимается величайшая тяжесть. Но, к сожалению, это святое чувство бывает у нас недолго: мирская суета, житейские заботы, грешные мысли и чувства скоро овладевают нами, и наша душа, как птица в клетке, снова повергается в тоску и недовольство.
Благодать как сила Божия, конечно, не нуждается ни в каких внешних знаках для своего действия на человека. Эти знаки нужны для человека, духовно-чувственного, состоящего из души и тела. Ведь и обычные знания наши приобретаются чрез какие-либо видимые знаки, будут ли это слова человеческие, написанные буквы или действия членов тела. Так и для сообщения нам даров Святого Духа нужен видимый знак. И чем этот знак заметнее, тем тверже и наша уверенность в получении благодати Святого Духа.
Господу было угодно учредить семь таинств, именно: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Это седмеричное число, с одной стороны, соответствует семи дарам Святого Духа, исчисляемым у святого пророка Исайи (11, 2, 3), с другой — обнимает все важнейшие моменты жизни человека от колыбели до могилы и удовлетворяет главнейшим потребностям духовной жизни нашей. Как обыкновенная жизнь человека начинается рождением, так и жизнь христианская начинается возрождением в таинстве крещения. Родившемуся младенцу нужен постоянный надзор и руководство, так и для жизни во Христе нужны помощь и руководство, чтобы эта жизнь росла и укреплялась. Эта укрепляющая и возрастающая благодать подается в таинстве миропомазания. Для поддержания телесной жизни нужна пища и питие; для преуспевания в жизни духовной, святой, преподается человеку духовная пища и питие в таинстве причащения. Тело человека подвергается различным тяжким недугам, для излечения которых человек обращается к лекарствам; подобно сему и духовная жизнь подвергается нравственным недугам и духовным болезням — грехам, от которых человек исцеляется в таинстве покаяния. Благодать же, исцеляющая болезни телесные и вместе прощающая грехи, подается в таинстве елеосвящения. Господь, сотворив человека, благословил его на продолжение и умножение рода человеческого и освятил союз мужа и жены, а так как этот благословенный союз, вследствие грехопадения, стал греховным, то необходима особая благодать, дающая супружескому союзу очищение и святость. Она и сообщается в таинстве брака. Наконец, для совершения таинств необходимы лица избранные, освященные и поставленные. Благодать, сообщающая им силу на совершение таинств, подается в таинстве священства.
Что таинства соответствуют потребностям духовной жизни человека, это указано в словах Премудрого: Премудрость созда себе дом (т. е. Церковь) и утверди в ней столпов седмь (Прем. Сол 9, 1). Поэтому не признавать семи таинств, значит не только лишать себя важных и необходимых пособий духовной жизни, но и разрушать дело Божпе, самый состав и бытие Церкви.
По отношению к лицам, принимающим таинства, одни из них необходимы и обязательны для всех, другие — только для некоторых. Для всех необходимы: крещение, миропомазание, причащение и покаяние; для некоторых: священство, брак и елеосвящение.
Чтобы таинства были действительны, при совершении их необходимо соблюдать особые условия, установленные Самим Господом. Так, право совершать таинства принадлежит только апостолам, которые поэтому и называются строителями тайн Божиих, а ныне — епископам и пресвитерам как преемникам апостолов. Для совершения таинства не имеет значения — будет ли совершитель человек образованный или неученый, добродетельный или не чуждый грехов; недостойная жизнь совершителя не умаляет силы таинства, подобно тому, как и худым пером можно начертать те же мысли, как и хорошим, и от дурного пера или почерка не изменяется сущность мысли. Поэтому ложно учат раскольники и сектанты, будто совершать таинства может всякий мирянин, не облеченный саном священства. В силу такого убеждения, они дозволяют совершать таинства простым мирянам, даже женщинам, или же священникам запрещенным и лишенным сана. Известен случай, бывший в ветхозаветной Церкви, когда некоторые из израильтян (Корей, Дафан и Авирон) утверждали, что священнодействовать могут все, и восстали на Моисея и Ааруна. И что же? Их постигла страшная казнь: одних поглотила земля, других опалил огонь, ниспосланный с неба.
Но и служитель Христов должен совершать таинства по богопреданному чину. Господь для каждого таинства указал определенное вещество, или видимый знак, указал и образ совершения таинства. Поэтому опять не правы те христиане, которые учат, что сила и действенность таинства зависят не от самого образа совершения, а только от веры того лица, над которым оно совершается. Конечно, от приступающих к таинству требуется вера и надлежащее приготовление, чтобы таинство не обратилось во вред их душе. Но таинство совершится непременно, так как на то есть воля Божия, а приступающий недостойно — будет осужден на суде Божием.
Что такое восковая церковная свечка? откуда она?Церковный воск, вместе с елеем, как вещество, принятое в церкви для ее освещения при Богослужении, упоминается уже в правилах святых апостолов (71 и 72).
Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений (Исх. 25–29 гл.); новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.