Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вот уже без малого двадцать столетий прошло с тех пор, как в незабвенную Святую Вифлеемскую ночь Рождества Христова земля огласилась дивным ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).
Много событий и перемен произошло за этот долгий период в жизни человечества, но ангельская песнь о мире и любви продолжает звучать под сводами христианских храмов и по настоящее время, особенно в дни праздника Рождества Христова.
В переживаемое нами историческое тревожное время межнациональных конфликтов, кровопролитных столкновений, когда человечество, все люди доброй воли на всех континентах так остро нуждаются в стабильности прочного мира во всем мире, эта ангельская песнь звучит с особым смыслом и значением. Эта небесная песнь бесплотных вестников благословенного мира, как имеющая непосредственное отношение к празднику Рождества Христова, естественно, наводит истинных христиан наших дней на глубокие размышления о смысле и значении этого праздника, о выражении его в практической жизни.
В день этого праздника невольно думается о небесном мире, возвещенном небожителями роду человеческому при рождении Спасителя мира. И как горько сознавать в этот святой день дарования земле благословенного мира, что человечество до сих пор не стяжало прочного и незыблемого международного, межнационального мира, что далеко не все народы земного шара благоденствуют, что до сих пор на земле существует социальная несправедливость и расовое угнетение, что до сих пор в ряде стран, называющих себя христианскими, остаются влиятельные круги, которым чуждо истинное понимание ценности международного, межнационального мира…
***
Основные события из жизни Господа нашего Иисуса Христа, отмечаемые церковными праздниками — события вневременного значения, таинственно продолжающиеся в сердцах людей, стремящихся к совершенной жизни, к богоуподобленню.
Для нас, христиан, наши великие праздники являются не только днями духовной радости и духовного торжества по поводу совершившихся, ради нашего спасения и обожения, священных событий, но и как бы днями нравственного отчета за определенный отрезок жизненного пути, пройденного каждым христианином в отдельности и всеми христианами в целом за всю историю христианства… Ежегодно в дни праздников каждый христианин и все христиане всего мира должны проверять себя, воплощается ли ими идея праздника в практической жизни, соответствует ли их жизнь духу христианства… Если жизнь христианина противоположна евангельским заветам, если человек, верящий во Христа, не преследует цели достижения христианского идеала, то дни праздников для такого христианина должны послужить днями обличения и покаяния… Все, именующие себя христианами, несут ответ пред Богом и судом истории, ибо каждый в меру своих сил что-то вносит от себя во всю историю человечества в целом, в судьбу всего мира вообще.
Все вышесказанное имеет прямое отношение и к празднику Рождества Христова. Празднуется Рождество Господа нашего Иисуса Христа христианским миром уже без малого два тысячелетия. Смысл и значение этого праздника известны. Идея его на протяжении столетий воплощалась в практической жизни множества угодников Божиих и истинных последователей Христова учения, воплощается она и в наши дни истинными христианами, людьми доброй воли. Однако далеко не все христиане осознали подлинное свое призвание. В наше время христианам всего мира необходимо снова и снова, глубоко вникая в подлинный смысл и значение этого праздника, имеющего непосредственное отношение к идее мира, чистосердечно, без каких-либо искусственных приемов софистического самооправдания или успокоения совести, определить свое отношение к заповедям Христовым.
Крайнее снисхождение Сына Божия и крайнее уничижение Его объясняются Его безмерной любовью к роду человеческому, любовью обновляющей, исцеляющей, обнимающей, объединяющей, умиротворяющей. Богомладенец, лежащий в убогих яслях, являет вечный пример благородного смирения, взывающего к взаимной любви, состраданию, братству, равенству, взаимопониманию, и призывает к тому, чтобы люди не превозносились, не унижали, но уважали и ценили друг друга.
Эта убогость, в которой родился воплотившийся Творец и Спаситель мира, Божественное Слово, является вечным укором всем тем, кто беспощадно эксплуатирует труд неимущих, обрекает на голодную смерть людей, укором всем эгоистам и себялюбцам, удовлетворяющимся только личным благополучием в своей жизни… Сколько в этой бедности Богомладенца человечности, теплоты, ласки, близости к нам, любви!
Как Творец и Промыслитель мира, Сын Божий, таинственно воплотившееся Божественное Слово, преображает род человеческий в сокровенных его глубинах и неуклонно направляет волю человека к добру. Он не лишает ее, однако, возможности самоопределения. Этим, собственно, и объясняется существование зла в мире даже после вхождения в мир Жизни в Лице Иисуса Христа. Свободная воля человека является тем ключом, посредством которого открывается доступ ко всем благам истинной жизни, или же той преградой, которая закрывает его. Очищая себя от тлетворных страстей, омрачающих ум человека, истинный христианин постепенно восходит к Богу и, исполняясь внутренним духовным миром, становится способным делать людям добро, тем содействуя более полному воплощению даров Рожденного Богомладенца в мире…
В дни всемирного праздника Рождества Христова всякий христианин мысленно предстоит перед яслями обнищавшего ради нас новорожденного Богомладенца и вопрошает себя: на каком пути он находится — на пути ли чистых сердцем вифлеемских пастухов, простых людей веры, и восточных мудрецов, служителей мудрости — или на пути коварного детоубийцы Ирода? На пути пастухов и волхвов тот, кто прилагает все силы к практическому осуществлению христианских идей мира, равенства, братства и любви. На Иродовом пути тот, кто лицемерно говорит о готовности поклониться рождшемуся Христу, но сам попирает человеческие права и достоинство ближнего.
Христос всегда с людьми доброй воли и светлого разума — «Яко с нами Бог!» В день всемирного праздника Рождества Христова мы молим Богомладенца Христа, да поможет Он восторжествовать навеки доброй воле к миру над силами зла!
Протоиерей Василий СЕМЕНОВ
г. Екатеринбург
Христос раждается - славите; Христос с небес - срящите;Христос на земли - возноситеся; пойте Господеви вся земля и веселием воспойте людие яко прославися Ныне торжественно воспевается славословие Младенцу Христу и радостно ликует сердце каждого православного христианина: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Первыми эту ангельскую песнь услышали пастухи, люди самые простые, озабоченные и в той Рождественской ночи трудами своими, но избранные первыми поклониться Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.