Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (72) → 9 июля — празднование Тихвинской иконы Божией Матери. Репортаж из Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга

9 июля — празднование Тихвинской иконы Божией Матери. Репортаж из Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга

№14 (72) / 14 января ‘97

Екатеринбург

В этой теме:

Екатеринбург
Крестный ход в Кушве

Утро этого дня выдалось хмурым, ненастным и не по-летнему прохладным. Тучи все больше сгущались, небо темнело, и горожане, спешащие на работу, озабоченно посматривали вверх и прибавляли шаг. «Ах, опять этот дождь; все дожди да дожди, половина лета прошла, а тепла все нет…» — читалось на многих лицах.

Но у людей, входивших этим утром через главную арку на территорию Ново-Тихвинского женского монастыря, скверная погода отрицательных эмоций не вызывала. На лицах — ощущение праздника. Идут и стар, и млад; многие держат на руках детей, некоторые из них — совсем крошечные. И еще — очень часто в руках можно увидеть цветы. Какой же праздник без цветов? Тем более — такой…

Сегодня — «Тихвинская». Так просто, но с сердечной любовью называют его православные люди. И совсем не случайно движется сегодня к Александро-Невскому собору нескончаемая вереница людей. Ведь Новотихвинский женский монастырь и был основан в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Открытый в 1809 году, вот уже почти две сотни лет стоит он под невидимой сенью Покрова Божией Матери, охраняющей свои владения. Ветры времени почти не коснулись его — все так же гордо высятся стены монастыря. Где ныне те, кто закрывал его в богоборческие послереволюционные годы? Нет их; да и память о них — осталась ли? А монастырь — вот он, стоит. И каждый год именно в это время тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться одной из Святынь Русской земли — Тихвинской иконе Божией Матери.

…Чудесным образом явилась эта икона в пределы Святой Руси. Предание говорит, что много веков назад первообраз иконы находился в Византийской империи, в Царьграде, куда в V веке она была принесена из Иерусалима греческой императрицей Евдокией. Сама же икона была, по преданию, написана евангелистом и одним из апостолов Христа св. Лукой. Для иконы был построен специальный храм, названный Влахернским. За 70 лет до падения Царьграда от рук турок икона исчезла из Влахернского храма и чудесным образом объявилась под городом Тихвином Новгородской области.

Сквозь века дошел до наших дней рассказ о том, как вскоре после явления Тихвинской иконы некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили греческого Патриарха. Тогда-то купцы и передали ему, как появилась в Тихвине неведомая никому доселе икона. Патриарх же, сопоставив время, когда икона исчезла из Царьграда и появилась в Тихвине, пришел к заключению, что это и есть та самая, Царьградская икона, стоявшая прежде во Влахернском храме.

Патриарх греческий рассказал купцам, что не сразу Божия Матерь лишила Царьград своей милости — икона Ее несколько раз скрывалась из Царьграда, но потом появлялась вновь. «Ныне же за гордость нашу и неправды она совсем нас оставила», — горестно заключил Патриарх свой рассказ…

Но избрав своим уделом город Тихвин, новым светом милости и благодати осияла эта икона Русскую землю. Прославлена она была великими чудесами — прозрением слепых, исцелением бесноватых, а милость Небесной Заступницы, являвшей свою помощь через эту икону всем с верою и любовью к ней притекающим, прославила этот образ по всей православной Руси. Один из списков святой иконы Богоматери «мерою и подобием самого чудотворного образа Тихвинския», как сказано в древнем описании, в ризе, шитой золотом руками прежних насельниц монастыря, и в среброкованном окладе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями, и находится сейчас в Александро-Невском соборе на территории Ново-Тихвинского монастыря. Именно ему — чудотворному образу Тихвинской Божией Матери — и пришли поклониться сегодня православные люди, обратиться за помощью и защитой.

…Между тем храм почти полностью заполняется верующими. Идет Божественная Литургия. В самом центре храма — Тихвинская икона Божией Матери. Образ чудной, какой-то неземной красоты и благодати, любовно украшен живыми цветами — стараниями нынешних насельниц монастыря, руководимых матушкой Любовью. По обеим сторонам образа — тоже живые цветы, много цветов. Многие держат принесенные цветы в руках, ведь впереди еще — крестный ход.

Глаза и чувства верующих обращены к образу Той, к кому сегодня они пришли, каждый — со своим. Кто-то — поблагодарить за уже полученную помощь, кто-то — попросить помощи в каком-нибудь деле, избавлении от постигшей беды, болезни, несчастья… У кого-то запойно пьет муж, у кого-то болен ребенок, у кого-то давно нет вестей от ушедшего в армию сына… Много бед и невзгод витает сегодня над Православной Россией. Но никому не отказывает в помощи Божия Матерь — каждому помогает по вере его. Да и когда еще просить помощи, как не сегодня, в день прославления Ее чудотворного образа? Особенно милостива Тихвинская икона Божией Матери к детям — вот почему их сегодня так много в храме.

…Литургия заканчивается. После краткого молебна священники поднимают образ и на руках выносят его из храма. Начинается крестный ход. Впереди — торжественно несомый образ Богоматери Тихвинской, следом — священники Александро-Невского собора и насельницы Ново-Тихвинского монастыря, ведомые матушкой Любовью. Сразу же после них — верующие, с цветами и зажженными свечами. Как только крестный ход начинает двигаться, торжественным звоном оглашается все вокруг. Лица людей светлеют, многие улыбаются. Кажется, что даже сам воздух наполняется ликованием и радостью! Впечатление такое, что сама Божия Матерь вышла обойти и посмотреть Свои владения, и природа — люди, деревья и цветы — приветствуют Ее.

Четырежды останавливается крестный ход, читается акафист Тихвинской иконе Богородицы. Над склоненными головами раздаются чистые слова, обращенные к Той, чей праздник отмечается сегодня: «Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощные люди Твоя, разсеянные собери, заблудшие на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри всех нас призрением милостивого Твоего заступления…»

Часть зданий Ново-Тихвинского монастыря сегодня занята военным госпиталем; вот почему рядом, неподалеку от молящихся, остановились несколько женщин в белых халатах… Одна из них перекрестилась широким крестным знамением, низко поклонилась…

…А вон там, поодаль, нерешительно остановилась группа молодых парней в больничных халатах. Это те, кто лечится сегодня в госпитале, «солдатики», как их ласково называют женщины в толпе верующих. Что вспомнили они, что удержало их на месте при взгляде на образ Богородицы? Родной дом, мать, которая, провожая их в армию, благословила вот таким же образком Пречистой и своими руками надела на них, свято и истово веря в Ее заступничество, только бы вернулся живой, здоровый, невредимый?…

После чтения акафиста крестный ход снова трогается в путь, проходит мимо больничных корпусов. У открытых окон — сестры, врачи, нянечки и снова «солдатики» — видно из тех, кому выходить на улицу еще нельзя. Некоторые из врачей спускаются вниз, чтобы встретить крестный ход. И всякий раз, когда процессия трогается в путь, со звонницы собора раздается малиново-золотистый звон. «Се, Пречистая, грядет…»

Останавливаются, пропуская крестный ход, и несколько офицеров. Словно по команде, снимают головные уборы, один из них, с погонами подполковника, размашисто крестится…

Наконец, крестный ход возвращается к тому месту, откуда он начался — ко входу в Александро-Невский собор. Образ поворачивается ликом к верующим, и вновь радостный перезвон раздается с храмовой звонницы. И вот чудо — небо, которое было затянуто темными тучами и даже прорывалось косым дождем, на глазах светлеет, и тучи, словно разведенные чьей-то невидимой доброй рукой, расходятся в стороны. В мгновение ока небо очищается, и всех заливает ослепительно-яркий солнечный свет. «Посмотри, как Божия Матерь Свою икону и нас всех встречает…» — шепчет на ухо маленькой девочке немолодая женщина в светлом головном платке — видимо, бабушка.

Начинается старинный русский церковный обряд: священники поднимают икону повыше при входе в храм, и верующие, пригибаясь, проходят под образом. Кажется, что сама Божия Матерь невидимо покрывает проходящих Своей благодатью и берет под Свою Защиту и Покров…

Наконец, все верующие проходят под образом и оказываются в храме. С пением тропаря икона вносится в храм. Почти все присутствующие опускаются на колени, те, кто в силу возраста не может, — склоняются в глубоком поясном поклоне. Да и чем еще, как не глубоким поклоном, может изъяснить человек свою душевную немощь и преклонение пред Той, которая «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»?…

…Заканчивается праздник. Но не закончилось и не закончится Заступничество за нас Той, образу Которой пришли поклониться сегодня сотни верующих. Лишь бы верили в Ее помощь, лишь бы искали Ее заступления, лишь бы молились к Ней…

В этом — залог нашего спасения.

Ю.ДУДАКОВ,
г. Екатеринбург

 
 
Екатеринбург

Крестный ход в Кушве

В день Святой Троицы, по окончании Богослужения, от храма Архистратига Михаила состоялся теперь уже традиционный крестный ход к месту, где когда-то находился главный храм города Кушвы — Троицкий собор. Величественный храм о двух этажах, трех престолах, благовестный звон которого слышен был далеко окрест, память о котором хранят старые кушвинцы, как о красивейшем здании, был варварски уничтожен в тридцатые.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс