Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Обращение Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, к участникам VI традиционной региональной встречи православных трезвенников

Обращение Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, к участникам VI традиционной региональной встречи православных трезвенников

Всечестные отцы, братья и сестры!

Искренне рад приветствовать всех вас, собравшихся на традиционную региональную встречу православных трезвенников.

Цель таких встреч, в первую очередь, в том, чтобы обмениваться опытом противодействия распространению душепагубных пороков и оказания помощи страждущим, представить свою точку зрения, услышать мнение других людей, выработать общую позицию по проблемам, которые стоят перед обществом и Церковью. Такие встречи важны сами по себе, важны как механизм соборного обсуждения темы. А тема встречи — «Организация системы трезвеннического просвещения в епархии» — чрезвычайно актуальна в наши дни.

Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — издревле является заботой Церкви. Пристрастие к алкоголю — грех, губяющий и тело, и душу человека. Священное Писание говорит о пьянстве как о страшном пороке. По словам апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). Проблему пагубных пристрастий от винопития и табакокурения Церковь рассматривает прежде всего как духовно-нравственную, потому создание системы трезвеннического просвещения является одной из важнейших наших задач.

Особенность нынешней региональной встречи православных трезвенников в том, что проходит она в нелегкие для всех нас времена. Мировой кризис остро и болезненно коснулся и нашего Отечества, практически всех россиян. В чем же суть кризиса для нас, православных людей? В одном из последних своих интервью, за месяц до кончины, Святейший Патриарх Алексий II сказал, что «кризис нам дан, чтобы заставить людей подумать не только о материальных благах, но и о своей душе, о своей судьбе и о судьбе своих ближних». Жажда потребления завладела умами людей, и в погоне за преумножением своего вещественного богатства они стали забывать обо всем добром, светлом и бескорыстном. Новые достижения науки, которые, казалось бы, призваны облегчить жизнь человека, дать ему время для духовного обогащения и роста, не выполняют своего предназначения. Более того, каждое приобретение влечет за собой цепочку новых потребностей и денежных затрат, которые требуют мобилизации физических сил и времени человека.

В интервью журналу «Нескучный сад» Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Русская Православная Церковь неоднократно напоминала, что экономика не является сферой исключительно материальных интересов, а безнравственная экономика — это уже не экономика в изначальном смысле этого слова, так как служит она не созиданию, а разрушению».

Современная мировая экономика перешагнула ту черту, за которой началось ее разрушение. В результате — тоска, страх и безысходность, охватившие немалое количество наших соотечественников. Главный симптом этого кризиса — утрата смыслов, потеря ценностей духа. «Кризис — это суд Божий над человеческой неправдой, над алчностью, непомерным желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи», — говорит Святейший Патриарх Кирилл. «В то же время, с христианской позиции кризис — это всегда шанс начать с чистого листа, нравственно очиститься, вернуться к более глубокому, одухотворенному пониманию жизни и труда».

Особое значение в эти сложные времена приобретает трезвое отношение к жизни, трезвомыслие и возрастание каждого христианина в добродетели трезвения, ведь трезвение — это состояние сознания, при котором человек мыслит, чувствует, действует ответственно в рамках норм и ценностей христианской традиции, основанной на Божественных заповедях. В результате на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнестроительства возникает устойчивость личности к социальным порокам. Одной из главных задач для нас теперь становится взращивание в себе добродетели воздержания. И я думаю, что пастырям необходимо активней заниматься просвещением нашего народа, призывать не только словом, но и личным примером к воздержанию.

Современное общество остро нуждается в возрождении идеалов трезвости, в возвращении человека к естественному состоянию духа и тела. Для этого необходимо объединение усилий и государства, и Церкви, и общественных организаций — всех, кто хочет видеть свою страну сильной и свободной. Актуальным для современной России является исторический опыт Православия по воспитанию трезвости, который недостаточно изучен и мало используется для помощи в избавлении от пристрастия к алкоголю и табаку.

Святоотеческое предание веками играло большую роль в формировании нравственности, в трезвенническом просвещении. Святитель Иоанн Златоуст предостерегал: «Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, оно хуже умопомешательства». Мы рассматриваем духовно-нравственное просвещение и воспитание трезвости как приобщение к трезвенническим традициям Православия, к трезвости как норме общественной жизни. Нужны такие формы деятельности, которые на практике реализовали бы идеи просвещения среди народа и способствовали утверждению трезвости в современном обществе.

Осознание опыта прошлого — это осознание тех духовно-нравственных ориентиров, которые помогали нашим предкам выбрать правильный путь в жизни, и мы надеемся, помогут и нам. Отечественная история свидетельствует о том, что общественная жизнь России на протяжении веков имела отличительную особенность: государственная власть и Русская Православная Церковь совместно заботились о трезвенническом просвещении народа и его духовном совершенствовании, формировании устойчивости к порокам и пристрастиям. В XIX веке Церковь и государство совместно выстроили комплексную систему трезвеннического просвещения народа, которая принесла свои плоды. В царской России при приходах создавались общества и братства трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности.

В годы советской власти в нашей стране образование и просвещение считались синонимами, хотя уделялось внимание только образованию ума без просвещения души светом Христовым. В результате такого неправильного подхода был создан моральный, психологический и мировоззренческий вакуум в сознании людей, особенно молодёжи. И сегодня эти процессы только нарастают. Все мы — свидетели размывания христианских ценностей в обществе, падения нравов, результатом чего являются рост насилия, социально обусловленных болезней, сексуальной распущенности, преступности, наркомании, алкоголизма.

В сложившейся ситуации важен поиск путей содействия формированию в человеке способности к самостоятельному, осознанному, ответственному выбору между добром и злом. Позитивная профилактика алкогольной зависимости, основанная на традиционных для России духовно-нравственных ценностях, должна стать составной частью государственной системы духовно-нравственного воспитания граждан трезвой России.

Перед нами стоит важная задача: выстроить систему трезвеннического просвещения, чтобы достигнуть великой цели — отрезвления российского народа. Да способствует этому благому делу работа Вашей встречи, Ваши труды в приходах.

С Божиим благословением, Викентий

архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский

 

16 марта 2009

Март 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс