Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (522) → Святейший Патриарх Кирилл: «Вступая в Великий пост, будем помнить, что мы вступаем не в некую серую или черную полосу года – мы входим в то время, когда можем, опираясь на молитву и покаяние, совершить если не возвращение, то, по крайней мере, поворо

Святейший Патриарх Кирилл: «Вступая в Великий пост, будем помнить, что мы вступаем не в некую серую или черную полосу года – мы входим в то время, когда можем, опираясь на молитву и покаяние, совершить если не возвращение, то, по крайней мере, поворо

№9 (522) / 1 марта ‘09

Первосвятитель

  1 марта 2009 года, в Неделю сыропустную, когда воспоминается изгнание Адама из рая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Красногорский Савва.


 По прочтении Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.

  Он напомнил слова из Евангелия от Матфея, которые читались в этот день за богослужением: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Предложив поразмышлять над этими словами, Святейший Патриарх сказал: «Каждый человек стремится к счастью и благополучию, а счастье и благополучие определяются внутренним состоянием души. Это так очевидно, что и доказывать не требуется: человек может быть очень обеспеченным и внешне благополучным, но если в сердце такого человека ад, смятение, раздражение, зависть, которая особенно нарушает внутренний покой, то какое же это сокровище? Это мука, а не сокровище».
  Где же должно быть сердце, чтобы сокровище было непреходящим, чтобы всегда были радость, мир, покой, сознание достаточности того, что имеешь, чтобы внутренне состояние побуждало к одному – благодарить за это Бога? «Сей день помогает нам понять, в каком случае человек способен обладать этим сокровищем, – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. – В последнее воскресенье перед Великим постом Церковь воспоминает изгнание первых людей из рая. Адам и Ева, созданные Творцом, были Им помещены в рай, где они находились в постоянном общении с Богом. Они должны были трудиться, возделывая этот Божий дар, но трудиться не в поте лица своего, не в скорби, а сочетая труд с радостью жизни в Боге. Господь дал первым людям все, чтобы ничто не мешало им радоваться жизни. Но одновременно Он обязал их к послушанию, предложил им связать счастливый образ жизни с одним только условием – быть Ему верными, не отказываться от Него, не обманывать, а жить в соответствии с законом, который Он им предложил. Таков был замысел Бога о мире и человеке: Он пожелал, чтобы люди были счастливы, чтобы у них на сердце всегда был мир и покой, чтобы никакие болезни, печали и воздыхания не касались их сердец, чтобы они трудились во славу Божию и радовались жизни с Богом. Библия свидетельствует о том, что по наущению диавола человек отказался от этого Божия плана, захотел владеть всем, что имеет Бог и не пожелал слышать голоса Господа и слушаться Его воли. Он нарушил самый главный закон – закон послушания Богу, и Господь предоставил человека самому себе. Изгнание первых людей из рая есть образ отторжения человека от жизни с Богом и в Боге».
  В проповеди за воскресной литургией Его Святейшество напомнил: «Диавол, соблазняя первых людей, сказал: вкусите от древа познания добра и зла, от которого вам Бог запретил вкушать, потому что, если вкусите, то будете, как боги (Быт. 3, 5). Зачем слушаться Бога, ведь можно надломить плод и стать, как Бог, наущал лукавый. И люди решили достичь Божественной высоты и силы не с Богом, а вне Его. Господь предоставил им такое право и такую возможность, но уже вне общения с Ним; разорвалась связь, соединяющая человека с Богом, человек оказался предоставленным самому себе. Он должен был жить только по своему разуму, трудиться ради пропитания, стараться защитить себя. В поте лица своего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19), говорит Господь Адаму, изгоняя его из рая. С тех пор силы человека на протяжении всей истории направлялись только к тому, чтобы в поте лица добывать хлеб, жилище, одежду, обеспечивать себе условия для жизни; а чтобы это делать было легче, – достигать власти, порабощать других. И мы знаем, во что превратилась человеческая история: в череду конфликтов и войн».
  Человек не достиг счастья, а стал глубоко несчастным, однако возникла иллюзия, что если он будет больше добывать хлеба, одежды, если будет получать больше возможностей в жизни, то он станет счастливым, восполнит то, что утратил, будучи изгнанным из рая, подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
  «Где сокровище ваше, там и сердце ваше», – эту великую мысль из Евангелия от Матфея замечательно иллюстрирует история первых людей, – отметил Святейший Владыка. – Где было их сокровище, где было их сердце? После изгнания из рая оно там, где нужно в поте лица добывать хлеб. Там было и первое убийство Каина Авелем, и вражда, и столь многие тяжкие грехи, что вскоре Богу было угодно всемирным потопом смыть человеческий род с лица земли. Сердце было там, где оказалось сокровище. У первых людей сокровище было в раю, в общении с Богом, там было и сердце. Если Бог – любовь, то и на сердце любовь. Если Бог – правда, то и сокровище – правда. Если Бог – мир, то мир в сердце и вокруг».
  Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что изгнание первых людей из рая есть проявление не жестокости Бога, а Его справедливости: хотели жить без Бога – живите, хотели быть счастливы без Бога – будьте; если вам Бог не нужен – живите как хотите.
  «Мы можем на своем опыте жизни свидетельствовать, что есть жизнь без Бога. Страна наша, великая и могучая, некогда процветавшая благочестием, в одночасье превратилась в место, где было страшно жить, потому что люди отказались от Бога, захотели без Него строить счастье, опираясь на собственный разум, на организацию, на силу власти, – сказал Его Святейшество. – Они думали, что построят благополучное, процветающее, справедливое общество, и так увлеклись этой идеей, что не заметили, как погубили десятки миллионов человеческих жизней ради того, чтобы воплотить сказку, чтобы только ухватить за хвост эту жар-птицу. Но не ухватили, не сумели».
  И сегодня, напомнил Святейший Владыка, есть люди, которые говорят: в нашем прошлом было все плохо, потому что власти были дурные, программы и учение были плохие, а вот сейчас мы можем предложить новое учение и лучшую организацию жизни – так мы построим прекрасное общество и счастливый мир.
  «Мне много приходилось в жизни путешествовать по миру, в том числе и по богатым, процветающим странам, – продолжил Святейший Патриарх. – В сознании жителей этих стран существует устойчивый миф, что все можно сделать самим, опираясь на науку, образование, на хорошую организацию управления, и при этом избежать ошибок, которые были в России после революции. Они уверены, что действительно можно самим построить счастье и материальное благополучие, и многое делается для этого. Но разве то, что сегодня происходит в мире – и в богатых странах, и в бедных – есть свидетельство благополучия? Разве не свидетельствуют об обратном безудержный рост самоубийств, рост психических заболеваний, распады семей, сироты при живых родителях, а также страшное, гнетущее чувство одиночества и отчуждения, когда человек осознает, что никого рядом с ним нет, что он один? Он думал, что через это одиночество обретет свободу: нет ни жены, ни детей – делай что хочешь. А на самом деле он обрек себя на страшное одиночество и тоску. Да разве можно перечислить страдания мира сего?» Сокровище ваше там, где сердце ваше, вновь напомнил Евангельские слова Первосвятитель.
  Но можно ли действительно иметь рай в сердце, задает вопрос Святейший Патриарх Кирилл и отвечает: «Ничего подобного сам человек не может достичь. Но опыт Церкви свидетельствует: можно вернуться в рай, можно вернуться к Господу. Творец, любящий Отец, послал Сына Своего, чтобы Он пострадал, искупив наши грехи, чтобы он смыл наши беззакония и открыл перед нами двери рая. Некоторые думают, что речь идет о рае после смерти. Но он начинается в наших сердцах. Нельзя иметь ад в сердце здесь и обрести рай в вечности. Но если рай в сердце здесь, на земле, то он будет и в вечной жизни».
  Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что в ответ на великую искупительную миссию Спасителя, Который открыл перед нами двери рая, нужно установить тесные отношения с Богом, как то было у первых людей. И первым, самым важным шагом на пути восстановления этих отношений, на пути возвращения в рай является осознание своих грехов.
  «Нельзя сохранить чистоту отношений с Богом, если сознание человека, его сердце разрушены грехом, если он не видит своей неправды, – сказал Святейший Владыка. – Поэтому первый шаг на пути к Богу, на пути в рай есть покаяние, осознание своего греха, горячая молитва ко Господу об исцелении внутренних недугов души. И в ответ на чистое покаяние и стремление человека жить с Богом Господь протягивает нам Свою длань».
  Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что святые угодники Божии, имена которых каждый день поминаются на отпусте в завершение богослужения, есть люди, вернувшиеся в рай при жизни. «Нельзя сказать, что их жизнь была всегда легкой, но в сердце у этих людей был рай, в сердце было счастье. Была полнота жизни, потому что они жили с Богом, – свидетельствует Его Святейшество. – Церковь призывает людей к тому, чтобы они жили в раю, чтобы они были счастливы. Конечно, рецепт человеческого счастья очень отличается от того, что вы услышите по радио, увидите по телевизору или прочитаете в газетах. Но только этот путь и никакой другой ведет человека в рай, дарует ему полноту жизни. Святые угодники запечатлели это возвращение в рай своей собственной жизнью. Они были настолько счастливы внутренне, настолько радостной была их жизнь в Боге, что когда от них требовали отречения от Христа, они не были способны отказаться от этого внутреннего рая даже под угрозой смерти. Именно опытом переживания Божественного присутствия объясняется невероятная и непонятная уму человеческому сила святых мучеников».
  Обращаясь к верующим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал их: «Вступая в Великий пост, будем помнить, что мы с вами вступаем не в некую серую или черную полосу года, которая так разительно отличается от праздников. Мы вступаем не в тоску смертельную, не в скуку длинных богослужений, как некоторые говорят, – мы входим в то время, когда можем попробовать, опираясь на молитву и покаяние, совершить если не возвращение, то, по крайней мере, поворот в сторону дверей рая, чтобы увидеть Божий свет, почувствовать силу Божия присутствия. И если, встречая светлый день Святого Воскресения, мы сможем сказать, что семь недель Великого поста были для нас временем великого счастья, – мы нашли то, чего не имели, обрели то, о чем помыслить даже не могли, – то это и будет нашей победой над грехом, выражением нашей готовности принять Божий мир, принять Божий замысел о человеке и быть достойными этого замысла».
  По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил всех с воскресным днем, а причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. «Пусть благодать Божия, которая прикоснулась к нашим сердцам в момент совершения Божественной литургии, укрепляет нас и за пределами этого храма. Для этого мы должны стараться удерживать эту благодать, напрягая волю и разум, чтобы следовать заповедям Божиим, делать то, чему Господь научил нас и с чем он связывает наше благополучие и наше счастье. Да поможет всем нам Господь жить в единстве с Ним, в общении, питаясь Его благодатью и укрепляясь Его силой на всех путях нашей жизни», – сказал Святейший Патриарх.

ОВЦС МП, Патриархия. Ру

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл: «Многие люди кичатся своей силой, в том числе и силой воли. И как часто такие люди оказываются неспособными в течение семи недель воздержаться от скоромной пищи…»

  2 марта 2009 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.   По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором подчеркнул важность воздержания.

 
Первосвятитель

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Синодальную библиотеку имени Святейшего Патриарха Алексия II

  26 февраля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Синодальную библиотеку Московского Патриархата, находящуюся в стенах бывшего Андреевского монастыря столицы. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений, настоятель храма Воскресения Христова – Патриаршего подворья на территории бывшей Андреевской обители протоиерей Борис Даниленко, президент Российской академии образования Н.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс