Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Ответы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на вопросы читателей «Областной газеты»

Ответы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на вопросы читателей «Областной газеты»

Высокопреосвященнейший Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, возглавляет Екатеринбургскую епархию с августа 1999 года.

За почти десять лет архипастырской службы на Среднем Урале Его Высокопреосвященство стал человеком, глубоко уважаемым многими тысячами уральцев.

Читатели «Областной газеты" нередко встречают Владыку на газетных страницах. «ОГ» рассказывает о деятельности архипастыря: он ведёт богослужения, возглавляет крестные ходы, освящает возведённые или обновлённые храмы, облагороженные природные источники, которые в молитве именуются студенцами, гражданские объекты, в союзе со светскими властями участвует в долгосрочных программах, направленных на оздоровление общества.

На днях читателям «Областной газеты» довелось стать непосредственными участниками телефонной беседы с Владыкой Викентием, из его уст получить ответы на волнующие вопросы.

Не все прозвучавшие по телефонной связи вопросы-ответы мы можем сегодня представить читателям. Например, содержание диалога с женщиной из Волчанска по её просьбе останется «за кадром» как очень личное, связанное с одной из тайн её внутреннего мира.

Круг вопросов, заданных читателями, оказался много шире церковной тематики. Владыке, как в последнюю инстанцию, адресовали собеседники свою боль по поводу неустройств в экономике и политике, свои просьбы о помощи в решении чисто житейских проблем. Владыка Викентий не уходил и от таких вопросов. Но всё же логичней было бы собеседникам архипастыря спрашивать прежде всего о духовной жизни, о традициях и ценностях православия. Ведь многие из нас так мало знают об этом великом национальном и мировом достоянии.

 Любовь КОЗИЦЫНА, Нижний Тагил:

- Благословите, владыка.

- Бог благословит.

- Мы прихожане из Горнозаводского округа, город Нижний Тагил. Начинается Великий пост. Люди пойдут в храмы на исповедь. Может, кто-то в нашем городе в первый раз придёт. И очень важно попасть к хорошему священнику, чтобы наставил на правильный путь. Есть такой хороший пастырь — иерей Сергий, служил в Никольском храме. Ходим мы и в другие храмы, нигде такого нет. Истинный служитель, духовник. Он поддержит, поможет, душа каждого раскрывается перед этим пастырем.

Владыка, просим вас, чтобы он снова служил в Никольском приходе. Ему так верили, так его ценили, очередь к нему всегда была. Сейчас много молодых священников, неопытных, а этот опытный, жизнь знает. Верните нам нашего пастыря, просят все прихожане Горнозаводского округа.

- Да, знаю этого священника. Хорошо, подумаю.

 Раиса, Екатеринбург:

- Владыка, благословите рабу Божию Раису.

- Бог благословит.

- У меня два вопроса: когда будет построен храм в Нижнеисетске? И почему избранным народом у Господа оказались иудеи?

- Иудеи назывались избранным народом в Ветхом Завете потому, что они сохраняли и несли веру в истинного Бога.

В Нижнеисетске есть храм.

- Нет, я про тот, что на горке строится, — храм Иконы Казанской Божией матери. Меня в этом храме крестили когда-то в детстве… Очень хочу до-ждаться, когда его построят.

- Всем нам надо помолиться, и Господь поможет. В этом году, надеемся, закончим.

 Людмила КОНОПЛИНА — председатель общественной организации инвалидов «Спутник», Екатеринбург:

- Искренне хочу поблагодарить Вас, Ваших коллег и всю епархию за поддержку социально значимых проектов. Как-то предложили проект «Скорая социальная помощь», и теперь по православному телеканалу «Союз" раз в неделю показывают людей, которым очень трудно. Они потом нам звонят и благодарят этот телеканал.

Мы в школах давно ведём проект «Уроки доброты». Хотим, чтобы дети учились доброте и отзывчивости по отношению к инвалидам. Наше будущее должно быть добрым.

Мы даже обратились к министру образования России Фурсенко, чтобы он этот почин области распространил по всей стране. Я же предлагаю и на телеканале «Союз" открыть «уроки доброты», которые будут интересны не только детям, но и их родителям. Чтобы ребёнок, видя инвалида, не убегал, а старался помочь.

И вообще инвалид — это Божий человек. У Иисуса Христа спросили, зачем на земле больные люди? Христос ответил: чтобы здоровые и сильные по отношению к ним могли проявить свою человеческую сущность. Огромное Вам спасибо, всего, всего хорошего. Храни вас Господь.

- Вас также, доброго вам здоровья. Насчёт «уроков доброты» — постараемся.

 Екатерина ШМЕЛЁВА, Екатеринбург:

- Я недавно стала крёстной. Скажите, пожалуйста, какие обязанности у крёстной?

- Крёстная — это духовная мать. Она должна отличаться высокой нравственностью, быть глубоко верующим человеком. Ту веру, которой не имеет младенец, вы должны ему дать. Вы должны молиться за него, сами ходить в церковь вместе с ним. Приводить на причастие, чтобы ребёнок причащался святых христовых тайн. Учить его таким качествам, как смирение, послушание, терпение, отзывчивость, любовь к ближнему. Ведь младенец как пластилин, как воск, из него можно лепить что угодно — доброе и недоброе. Нужно дать его душе как можно больше доброты. И когда он станет взрослым, он будет как цветок благоуханный, благоухающий добродетелями — любви и уважения к людям. Помоги Вам Господь в этом важнейшем делании.

 Елена ЛАВРЕНТЬЕВА, Екатеринбург:

- Скажите, пожалуйста, в каком возрасте вы решили стать священником и что повлияло на такое решение?

- Я принял решение стать священником ещё в Московской духовной семинарии. Учась в духовной академии, окончательно определился в своей жизни: решил стать монахом. А когда пришёл в монастырь, меня сначала рукоположили во дьяконы, а потом в священники. Мне тогда было 27 лет от рождения.

Повлияло воспитание моих родителей. Они с рождения воспитывали меня в православной вере. Еще очень важно: был тогда у нас епископ Варфоломей, он благотворно повлиял на меня, чтобы я поступил в семинарию, а потом стал священником.

 Надежда МОИСЕЕНКО, Волчанск. Эта прихожанка попросила лично (по телефону) поговорить с Владыкой. Её просьба была выполнена.

 Алла РЕШЕТНИКОВА, Екатеринбург:

- Владыка, у меня, к сожалению, представления о деятельности Церкви очень поверхностные. Хотелось бы спросить: практикуется ли в епархии проведение воскресных проповедей?

- Каждый воскресный день совершаем проповеди в храмах.

- Хорошо. Вы могли бы на проповеди оказать помощь прихожанам, которые недавно были участниками митинга пенсионеров возле Дворца молодёжи в Екатеринбурге?

- Если человек верит в Бога, то он будет стараться поступать согласно послушанию воле Божией. Господь наш Иисус Христос никогда не призывал выражать свое недовольство насильственными действиями. Можно сказать или написать, чем ты недоволен, но не озлобляться против власти. Добиваться результата надо с терпением, с миром, с уважением к властям предержащим. Не сразу же решаются все наши вопросы. Нужно немножко потерпеть.

Власти сегодня обращены к народу, стремятся решать проблемы для блага людей. Если какая-то часть народа в чём-то ущемлена, не получает то, что хотелось бы, надо власти об этом сказать, а не устраивать беспорядки.

- Понимаю, людям надо смириться. Но что вы им пожелаете?

- Самое главное — стремиться мирным путём придти к согласию. Тогда всё получится.

Я знаю главу правительства нашей области, он хороший человек, сдержанный. Он же был на митинге, выступал. Возможно, озлобленные люди даже спокойно говорящего человека считают врагом. Я там не был, не могу судить в полной мере.

- Я тоже не была, видела по телевизору.

- Судить только по телепередаче не следует.

- Ладно. Мне всё ясно…

 Тамара ГАВРИЛОВА, Екатеринбург:

- В Черногории — славянской православной стране разрешают входить в церковь без платка, но просят прикрыть голые плечи (поскольку летом туристы ходят в лёгкой одежде). Почему в наших церквях так настойчиво требуют покрывать голову?

- Этим мы стараемся сказать людям то, что от нас требует Господь. Это не наша прихоть, это воля Божия: женщина должна всегда быть с покрытой головой. К сожалению, это требование Божие мы теряем и забываем.

На Западе в православных церквях его уже утеряли. Они думают, что этим привлекут к церкви большее количество людей. На самом деле от этого люди более приверженными к церкви не становятся. Такой парадокс получается: где строже каноны, там люди больше ходят в церковь. Взять монастыри у нас в России. В более строгие больше людей в монашество идут, а где послабления — меньше идут в обитель. Люди хотят чего-то более возвышенного, более строгого, более приближённого к воле Божией.

 Вопрос из редакции «ОГ»:

- Ваше Высокопреосвященство! В ожидании встречи с Вами наши читатели звонили в редакцию, спрашивали, какие вопросы они могли бы Вам задать. Многих интересовал Великий пост — какой смысл несёт он в себе и как его следует исполнять? Ещё люди хотят разобраться в событиях, предшествующих посту. Например, сырная, масленая, мясопустная — это разные недели или одна и та же?

- Путаница в названиях получается оттого, что есть неделя и есть седмица. Неделя — это, по старой традиции, воскресенье. А седмица — это семь дней. То есть, по-нынешнему, неделя. Воскресенье перед масленой седмицей мы называем мясопустным. В этот день мы последний раз перед постом кушаем мясо. Далее идёт седмица сырная или масленая, когда только молочные продукты можно употреблять.

Завершается седмица неделей сыропустной, или прощёным воскресеньем.

Видите, как постепенно Святая церковь готовит нас своими поучениями к Великому посту. Упомянутые недели имеют и другие названия. Неделя о мытаре и фарисее наставляет нас, как мы должны во время Великого поста и последующей жизни нести свой молитвенный подвиг. Нас учат, чтобы мы не уподоблялись фарисею, возвышающему достоинства свои, а жили бы в осознании своей греховности, в сокрушении своего сердца о грехах и с таким сознанием обращались к Богу, чтобы Господь простил нас, миловал и давал силы для того, чтобы мы смогли не возвращаться к прежде содеянным грехам, а побеждали наши грехи, наши недостатки.

В неделю о блудном сыне мы вспоминаем, как один человек ушёл из дома, взял свою долю из богатства своего отца, расточил её зря, блудно, развратно, в разных веселиях, а потом остался ни с чем и голодал, нуждался в самой необходимой пище. Устроился на работу к одному человеку, где пас свиней. И не имел возможности есть даже ту пищу, которой кормили свиней. Тогда он вспомнил своего отца. И решил, что пойдёт к нему и скажет: «Я недостоин называться твоим сыном, прими меня как наёмника, как одного из слуг своих».

Таким сокрушением своего сердца он добился того, что отец из своей любви к сыну встретил его с честью, восстановил его прежнее достояние, с радостью принял его в свои объятья. Эта притча говорит нам о том, что Господь Бог готов принять в свои объятия любого, какие бы грехи он ни совершал, если он, как этот блудный сын, возвратится к Богу и признает, что недостоин называться сыном Божиим, но готов идти вслед Божиим заповедям и выполнять Божию волю. Тогда Господь готов принять нас, простить все грехи, даже самые тяжкие, которые мы совершили в своей жизни, миловать нас и помогать нам во всём.

Именно в Великом посте мы должны придти в осознание того, что мы оставили Бога, что мы своими грехами отдалились от Бога, что мы должны вновь приблизиться к Нему и жить по воле Божией, а не по своей греховной воле, которая нас уводит далеко от Бога. Мы должны думать, как жить так, чтобы жизнь наша приближала нас к Богу, а не отдаляла от него. А для этого надо исполнять заповеди Господни.

Третья неделя перед Великим постом — это неделя о Страшном суде, которая даёт понять человеку, что жизнь его рано или поздно закончится смертью, переходом в иную жизнь. И о том, что жизнь всего человечества тоже закончится в своё время. Господь придёт во славе своей и совершит свой суд над человечеством, определит каждому меру поощрения или наказания на свершённые грехи. Над всеми, кто жил перед вторым пришествием Христа, будет такой суд. И потом начнётся новая жизнь — вечная, которой не будет конца.

Зачем нам Церковь напоминает о Страшном суде? Чтобы мы знали, что мы в ответе за свою жизнь, за свои дела, поступки, свои мысли и чувства.

Если человек помыслил что-то греховное, он должен ответить за это. Нарушения нравственных заповедей — они начинаются с нашего сердца, с наших чувств, с наших мыслей. Если человек внутри себя их не переборол, не победил сам себя, то греховные наклонности выходят наружу: хочется курить, употреблять алкоголь, наркотики. Важно, чтобы человек умел с этим бороться, не делать того, что ему подсказывают его греховные мысли.

Если у человека укоренились в сердце страсти, привязанности греховные, человек может их побороть, победить постом и молитвой.

Когда человек постится, воздерживается от пищи — ослабевают его плотские силы, плотские страсти. И тогда наступает время для молитвы, то есть для нашего обращения к Богу.

Бог — это источник добра, благодати, силы. Он поможет нам те страсти, которые немного ослаблены постом, искоренять из наших сердец своей благодатью.

Пост — не есть просто диета. Его смысл не в простом воздержании от пищи. Смысл его в том, чтобы побеждать в себе страсти, делаться лучше. Человек имел привязанности к пьянству, к наркотикам, пребывал в тяжёлом состоянии души. Если в нём укоренились эти страсти, их надо вырывать из себя, выкорчёвывать, иметь мужественное стояние против этих желаний. Мы должны уметь побороть их в себе, в своём сердце. Это не всегда получается. Страсти иногда становятся такими сильными, что идут против нашей воли, особенно если она ослаблена. Мы не хотим, а страсть требует! Идём у неё на поводу, становимся рабами греха. А если человек постится, правильно постится, стремясь искоренить страсть, то этим он сподвигается к ослаблению влияния этих пороков, у него появляется своего рода иммунитет.

Мы молимся Богу, просим: «Господи, помоги, я немощен и слаб». Тогда Господь, видя наше искреннее желание избавиться от страстей, идёт и помогает нам в этом.

Пост — это время освобождения человека от рабства греха.

Однажды к Господу подошли ученики и спросили: «Почему мы не можем исцелить одного отрока, который в новолуние становится бесноватым? Его отец обратился к нам, но мы не в силах выполнить его просьбу». Тогда Иисус Христос сказал, что этот род изгоняется только молитвой и постом. Поэтому мы и говорим, что все страсти, и мелкие, и большие, исцеляются постом и молитвой. Он дал нам урок.

Господь сказал Адаму и Еве: «Все блага рая, все его блаженства даны вам. Только от одного вы должны воздерживаться — с одного дерева из всех, которые вас окружают, нельзя вкушать плодов». Очень лёгкой казалась эта заповедь о воздержании. Но дьявол, видя чистоту и святость Адама и Евы, завидуя этой их чистоте, внушил им, что нужно взять и попробовать запретный плод. Ведь никто об этом не узнает! Они соблазнились, пошли на обман и потеряли всё! Сейчас нам, чтобы восстановить то, что было потеряно в раю, нужно много потрудиться, очистить свою душу от грехов. После грехопадения Адама и Евы мы рождаемся с наклонностью ко греху.

Даже младенец, родившийся безгрешным, обладает этими наклонностями. Они пока маленькие, невинные, но если их оставить так, дать им развиваться, они могут вырасти в большие грехи. И крёстным родителям этого младенца надо вкладывать в него как можно больше доброго, чтобы он раскрывался навстречу добру.

В том и смысл прихода в мир Христа Спасителя, его миссия, чтобы Господь своими страданиями на Кресте искупил наши грехи, а мы благодатью Христовой избегали зла греха, получали очищение от грехов и восстанавливали свою падшую природу.

И сам Иисус Христос, прежде чем выйти на общественное служение, 40 дней и ночей постился, показал пример нам всем, что именно таким путём можно потрудиться над собой, чтобы восстановить то, что мы потеряли во грехопадении наших прародителей, а именно райские обители. То есть подвиг, который мы совершаем на протяжении всей своей жизни, воздержание от греховного и злобного — приближает нас к Богу, к той благодати Божией, которая помогает нам удерживаться от падения в тех или иных страстях, грехах или пороках.

Живя так, мы надеемся, что при уходе из этой жизни (а смерть — это переход в иную жизнь), Господь, видя наше постоянное стремление к исправлению, примет нас в свои обители.

 Надежда ПЕРОВСКИХ, Екатеринбург:

- Владыка, благословите!

- Бог благословит.

- Я слышала от верующих, что пожилому человеку необходимо соблюдать пост только в первую, вторую и четвертую неделю. Так ли это?

- Не совсем. Конечно, каждому человеку надо соблюдать Великий пост с начала до конца. Но человек сам себе накладывает некоторые послабления: по своей немощи, по своим возможностям или просто по своей слабохарактерности. Никак не может себя настроить, хотя знает, что это полезно с точки зрения духовной и телесной. Но если человек всё правильно понимает, то ему не составит сложности себя настроить. Ничего здесь трудного нет, просто нужно нацелиться на воздержание. Быть внимательным, взять за правило, что нужно кушать только растительные продукты, а молочные и мясные исключить из своего рациона. Если человек себя правильно настроит, то такое воздержание ему будет только в радость. Всё от нас самих зависит.

- Ответьте, пожалуйста, ещё на один вопрос. В иконной лавке при Ново-Тихвинском женском монастыре продаются брошюрки, в которых по дням расписано, что можно кушать и чего нельзя.

- Они взяли эти сведения из устава нашей церкви, в основном из греческой практики. Там есть некоторые послабления по сравнению с тем постом, который издавна ведут люди в России. Это касается употребления морепродуктов — кальмаров, например. В основном это практика греческой церкви. Люди раньше в России более строго постились. Морепродуктов не знали.

- Значит, можно следовать этим советам?

- Можно.

 Алексей СУХАРЕВ, Екатеринбург:

- Недавно были Архиерейский Собор, Поместный. Вы были участником их. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях.

- Да, у нашей Церкви действительно были недавно печальные события, как вы знаете, скончался Первосвятитель нашей Церкви, Святейший Патриарх Алексий. После сорокового дня был созван сначала Архиерейский Собор, потом, вслед за ним, и Поместный Собор. На Архиерейском Соборе собираются все архиереи нашей православной церкви. И второй раз, — а впервые это было в прошлом году, — в нём приняли участие и архиереи Зарубежной Церкви, которая не так давно, после акта о воссоединении церквей, вернулась в лоно нашей матери-церкви. На этом Соборе было принято решение о том, какой будет процедура, по которой выберут нового патриарха Русской Православной Церкви. Было выдвинуто 145 кандидатов, которые по уставу церкви могут быть кандидатами в патриархи. Из них самое большое число голосов оказалось у нынешнего Патриарха Кирилла, митрополита Климента, митрополита Филарета. И решили, что эти трое архипастырей, набравшие большее количество голосов, станут теми кандидатами, которых можно будет предложить Поместному Собору для окончательного избрания патриарха.

Поместный Собор утвердил процедуру, предложенную Архиерейским Собором. Не было никаких разногласий, недовольства. Из этих троих и был избран патриарх, всё происходило в духе мира, согласия, доброго взаимоотношения. Очень примечательно, и может, в какой-то степени, поучительно для всех нас, как избирался патриарх. Это совсем не похоже на то, как избираются депутаты, представители исполнительной власти. У нас не было никакой агитации. Каждый молился и верил, что Господь сам положит на душу каждого решение о том, кого избрать на такой ответственный пост Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В таком молитвенном общении, в добром отношении с друг с другом мы находились несколько дней, и постоянно чувствовалось единение среди всех нас, и мирян, и священников, и архиереев. Мы, может, близко друг с другом знакомы не были, потому что живём в разных областях, но друг о друге были наслышаны, хорошо знали многих архиереев, их секретарей, которые также были среди участников собора, знали даже некоторых мирян, которые особо проявили себя в церковной жизни. Было приятное общение с интересными людьми, которые много делают во благо церкви. Такое единство, согласие, мир, такое доброе взаимоотношение, что царило на нашем Соборе, помогло в конечном итоге выбрать достойного главу нашей Церкви.

 Алевтина Николаевна РЫЖОВА, Екатеринбург:

- Сейчас всем нам видно, как строятся новые церкви, слава Богу, возрождаются старые. Как вообще это происходит, кто принимает решение о строительстве, скажем, нового храма, или о возрождении имеющегося? Через какие инстанции это проходит и, самое главное, как изыскиваются средства на то, чтобы это благое дело исполнить?

- По разному всё это происходит, и общего плана нет. Что касается сельской местности, то там храмы обычно появляются не на пустом месте. Ведь раньше на Руси так было принято, что в каждом селе на средства его жителей возводили церковь. Пусть маленькую, но всё равно строили. Позднее много их было разрушено, приспособлено под иные цели. Сейчас восстанавливаем.

Но другое дело, что сельские жители часто не имеют возможностей для того, чтобы восстанавливать и строить храмы. Да и в городе средств достаточных на это тоже нет. Поэтому приходится обращаться к спонсорам, к благотворителям. И они помогают. Бывает и такой счастливый случай, когда за дело берётся выходец из этих мест, достигший высот в предпринимательстве, находящийся на высоком посту, и тогда удаётся быстро восстановить или построить храм.

Но большинство церковных общин самостоятельно пытаются найти деньги на строительство, собирают по крупицам средства, обращаются за помощью. Таким образом потихонечку и восстанавливают порушенные храмы, строят новые. Конечно, и там много делается благодаря доброхотам, спонсорам, которые откликаются на просьбы о помощи. Сейчас из-за кризиса помощь такая ослабла, похуже обстоит дело и со строительством храмов, но мы надеемся, что это ненадолго, и ситуация скоро поправится. Человеку нужен храм.

Вот вам пример, звонила до вас женщина, спрашивала, когда в Нижнеисетске будет церковь. Она уже пожилая и хочет, чтобы быстрее закончилось строительство храма Казанской иконы Божией Матери, что возводится около Химмаша. На том месте когда-то был храм, но был стёрт до основания. И ей очень важно прийти туда вновь, потому что когда-то в той церкви её крестили, и она знала этот храм до разрушения.

- А есть ли какие-то единые правила, которые необходимы, чтобы приступить к возведению храма? Наверное, прежде всего на это нужно разрешение епархии?

- Да, сначала нужно благословение правящего архиерея, затем — согласие местной власти. Потом идёт оформление документов на разрешение строительства. После того как готовы все документы, тогда только можно приступать к работе, и делать всё так, как это положено по закону.

 Антон ВОЖДАЕВ, Екатеринбург:

- Доброго дня вам, Владыка! В настоящее время искушение подстерегает человека на каждом шагу, поэтому важно знать мнение Церкви о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вопрос такой: можно ли во время Великого Поста посещать кинотеатры, покупать кока-колу, пепси-колу? Извините, владыка, за странный вопрос.

- Что касается театров, различных увеселений, то, если взять нашу историю, дореволюционное время, в то время в период поста не было никаких театральных представлений. Проходила масленица, последняя неделя перед постом, все увеселения были совершаемы в эти дни, и потом уже прекращались до Пасхи. Сейчас, к сожалению, так не происходит, мы живём в светской стране, таких правил уже не придерживаются, поэтому каждый решает сам: воздерживаться ли ему в этот период от таких увеселений, как кино, концерты, театр, или нет.

Сейчас, чтобы возместить потребность в музыкальном искусстве, потребность культурного времяпрепровождения, Церковь иногда устраивает в этот период концерты духовной музыки, чтобы люди могли и в постное время наслаждаться искусством, несущим в себе те высокие добродетели, идеалы, которые проповедует сама православная церковь. У нас бывают такие концерты духовной музыки в церковно-приходских школах, можно посещать их, это дополнительно помогает настроить человека на пост.

А что касается употребления кока-колы, как вы говорите, то, если душа ваша подсказывает, что вы не совсем правильно поступаете, если её пьёте, то лучше, конечно, не употреблять такой напиток. Для утоления жажды есть вода, есть минеральная вода. Что касается спиртных напитков, то в период поста нужно воздерживаться и от их употребления. По уставу церкви в субботу и пятницу разрешается употребление небольшого количества вина, но если вы воздержитесь и от этого малого, то будет только лучше. Всё в конечном итоге зависит только от вас самих: если вы чувствуете, что употребление той или иной пищи, напитков или посещение зрелищных мест ущемляет вашу духовность, мешает вашему духовному возрастанию, то откажитесь.

- Спасибо за совет. До свидания.

 Нина ПЛОТНИКОВА, Екатеринбург:

- Владыка, здравствуйте, это раба Божья Нина. Обращаюсь к вашему влиянию и авторитету. Но не в своих интересах, а в интересах стариков, детей и больных людей. В частности, психически больных. Рядом с платформой электрички «Чапаевская» есть психбольница. Идущие к ней люди могут травмироваться: неисправны лестница и переход через пути.

Я не сразу обратилась к вам. С прошлого года вела разговоры с представителями железной дороги, они ничего не предпринимают. Не могли бы вы, благодаря своему влиянию и авторитету, их пристыдить или обратиться с просьбой?

- Хорошо, я постараюсь это сделать.

 Андрей ЕГОРОВ, Екатеринбург:

- Накануне Великого Поста средства массовой информации разнесли весть о том, что готов проект закона, по которому Церкви вернут её землю, и она станет крупным землевладельцем. Зачем церкви земля?

- Что касается земли и церковных зданий, то ещё на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным, такая была в бытность его Президентом страны и проходила с участием всех архиереев в Кремле, то тогда он сказал всем нам, что государство обязательно возвратит церкви всё то, что она утратила в советские годы, и притом возвратит в надлежащем виде. Тогда же Путин пообещал, что и все земли, которые принадлежали церкви, будут ей возвращены. Он говорил, что землю возвратят, так как Церковь никогда не тратила землю впустую, она всегда употребляла её на благо людей.

И действительно, все земли, что были у Церкви до революции, были в очень хорошем состоянии, ухоженном, была большая польза от этой земли. Хороший урожай был. Церковь кормила огромное количество нуждающихся. Сейчас нуждающихся тоже много. У нас есть проблемы с теми людьми, которые не имеют средств к существованию. Мы часто видим их возле мусорных контейнеров, на улицах, в подземных переходах. И земля нужна Церкви в том числе для того, чтобы их кормить. В городе Екатеринбурге, например, мы хотим устроить дом ночного пребывания бездомных женщин. Для мужчин такой дом есть. Делаем на средства тех, кто их жертвует, спонсоров наших. Но мало дать людям кров, надо ещё и накормить их.

- Я понял, спасибо.

 Клавдия Дмитриевна, Екатеринбург:

- Владыка, благословите.

- Бог благословит Вас.

- Вот у меня такой вопрос. Мне хотелось бы очень нынче попостовать. так как у меня давление высокое, мне страшновато, но душой бы я хотела.

- Помоги вам Господь, если у вас есть такое желание. С верой и любовью к Богу, надеюсь, всё устроится, и Господь вам поможет, и здоровье ваше не пошатнётся. Конечно, вы должны посоветоваться с врачами…

- Они мне запрещают. Я держала пост так: первую и последнюю недели, а также в среду и пятницу.

- Хочу вам сказать, что поститься — это не значит, что ничего не кушать. Поскольку вам здоровье не позволяет, вы кушайте так, чтобы ваш организм оставался крепким, чтобы он не ослабевал. Кушайте, как обычно, но только постную пищу. И я думаю, что вы сможете этим самым даже поправить своё здоровье телесное. Но главная цель нашего поста — это здоровье духовное. Чтобы душу мы очистили. Вот, если с Божией помощью это сделаете, то у вас, может быть, и с давлением дело поправится, и душа станет более лёгкой, чистой и светлой. Вот чего я вам желаю и призываю на вас Божие благословение, чтобы Господь помог вам поститься.

- Спаси Господи! Простите, у меня ещё один вопрос, я его хотела задать первым, но растерялась. У нас родилась внучатая племянница, сейчас она находится в реанимации. Мы за неё молимся, но в больницу нельзя прийти, чтобы её покрестить. А я слышала, что бывают такие ситуации, когда любой крещёный православный человек может покрестить младенца.

- Да, вы правильно говорите. Но сначала надо поговорить с врачами, может, разрешат прийти священнику…

- Говорили, не разрешают.

- Ну хотя бы попросите кого-нибудь из медицинского персонала, из верующих, они могли бы взять святую воду и покропить его с особыми словами…

- Вот это мне важно было знать. Может ли родная мать такой обряд совершить?

- В силу такой ситуации, конечно, может. Как девочку зовут?

- Елизавета.

- С формулой крещения: «Крещается раба Божия Елизавета во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

- И три раза так?

- Один раз можно, но кропить святой водой надо трижды.

- Спаси Господи, простите.

- Пожалуйста. До свидания.

- До свидания.

www.oblgazeta.ru

 

05 марта 2009

Март 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс