Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (423) → Приближается Великий Пост (19 февраля — 7 апреля)

Приближается Великий Пост (19 февраля — 7 апреля)

№6 (423) / 8 февраля ‘07

19 февраля — начало Великого поста

 В чем главныйсмысл поста?
 Заповедьсоблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его.

 СогрешилАдам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род.
 С той самойпоры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенноетворение Божие – Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, – стал подверженстрастям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиесяблаженного Богообщения.
 Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начинаяСвое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примеромнапоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратнымотвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутреннимвозрастанием духовным?
 Однако для того, чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкойдороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищениемсердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществованииэтому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности – главныйсмысл пощения.
 «Уклонисьот зла и сотвори благо» (1 Пет. 3, 11), – эти слова Священного Писания должнов первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.
 К сожалению,даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающиевысокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи.
 Увы нам,неразумным, и горе нам – лицемерным!
 Внемли себя,не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбяхи тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимымидостоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения?
 Или – извергаямясо из трапезы своей, смиряя тело – ты нерадишь о собственной душе, медля извергнутьиз сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?
 Грозно предупреждаетнас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного,если не соединим мы его с воздержанием духовным – от зла, от страстей, от терзающегонас греха.
 «От брашенпостящеся, душе моя, – слышим мы в великопостных молитвословиях, – и страстейне очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению,яко ложная возненавидена будеши от Бога» («Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержаниюот пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причинойисправления твоего, возненавидена будешь от Бога»).

 Что такое покаяние?
 Покаяниеесть величайший дар Бога человеку – второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными – становимсясвятыми. Оно отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения.
 Покаяниене есть публичное самобичевание, но тяжелый и кропотливый внутренний труд по очищению сердца от нравственных нечистот, скопившихся там за время рассеянной,нерадивой, безблагодатной жизни.
 Покаяться– значит изменить образ жития, прежде всего «прийти в себя».
 Это значитувидеть в себе грех: в мысли, слове и действии, – осознать его, возненавидеть,а затем употребить благодатные церковные средства для искоренения его из своегосущества. Утратив понимание истинной духовности, мы потеряли и здравое понятиеоб этом благе.
 Плод покаяния– исправление, перемена жизни.
 Человек долженбезжалостно, с корнями вырвать из души пороки и страсти, отвратиться от злаи неправды, приступить ко Господу и начать Ему Единому служить всеми силамидуши и тела.
 Кто каетсяи сознательно согрешает вновь, усугубляет вину, «обращаясь вспять» и попираямилосердие Божие. «Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, скольконаше нежелание перемениться», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

 Почему мы всенуждаемся в покаянии?
 Напрасныи бесплодны будут самые возвышенные проповеди и призывы, самые мудрые и благонамеренныесоветы, если мы не сумеем деятельно приложить их к нашей сегодняшней жизни…
 Никто не знает, сколько еще отпущено нам, чтобы опомниться и исправиться, поэтому каждый,не откладывая, не медля, спроси себя: «Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не мое ли нерадение отлагаетсветлый миг воскресения?»
 Русские люди,подумайте здраво – среди нас нет никого, кто мог бы оправдаться, случись емуотвечать на эти вопросы не пред земным, пристрастным и слабым человеческим судом,но пред Судией Всеведущим и Всесовершенным.
 Покайтесь,пока не поздно! Невиновных нет – «все развратишися, непотребни быша».
 Вот уже нескольколет, как по всем земным законам и человеческим расчетам Россия должна пылатьв огне гражданской войны, гибнуть во мраке и гладе хозяйственной разрухи, безвластия,беззакония и хаоса. Что же удерживает ее от этой страшной судьбы? Наше рачениеи предусмотрительность? Нет! Наша бдительность, мудрость, мужество? Нет! Нашеединство, сила и верность долгу? Нет!
 ПромыселВсеблагого Бога, попирая «чин естества», сокрушая неизбежность земных закономерностейи расчеты многоопытных губителей, хранит Русь на краю пропасти, милосердствуяо нашей слепоте и немощи, давая – в который раз! – время одуматься, раскаяться,перемениться.
 И что же?Пользуемся ли мы этим щедрым, незаслуженным даром? Увы, мы ищем оправданий,усматривая причины произошедшего где угодно: в неблагоприятных историческихусловиях, в предательстве вождей, в недостатках ближних, во внешнем влиянии– но только не в самих себе!
 Полно глумитьсянад истиной – Бог поругаем не бывает! Мы сами, со своими пороками и страстями:властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношениеми маловерием, – причина всех бед!
 Да, злобнаясила, жаждущая нашего уничтожения, обладает в современном мире огромной мощьюи властью. Да, на службу ей был поставлен многовековой опыт разрушения, диавольскоеискусство растления и обмана. Но это не оправдание!
 Кто не чувствуетза собой греха – заблуждается безмерно и пагубно. Виноваты все…
 Запомнитевсе: не покаемся – не очистимся; не очистимся – не оживем душою; не оживем душою– погибнем.

 Как подготовитьсяк посту?
 Теперь мыиспытываем, как некогда иудеи плененные, тяготу духовную. И вспоминаем, частовспоминаем те сладостные минуты, когда Господь посещал нас Своей Божественнойблагодатью, и, воспоминая, плачем.
 Рабство душевноеочень тяжело. От него необходимо освободиться. Но как? Только путем покаяния,путем постоянного устремления ума своего и сердца в горний Иерусалим.
 Как иудеине могли петь песнь Господню на земле чужой и не забывали Иерусалим, так и намнужно вспоминать те моменты жизни, когда мы верно служили Богу, и приноситьплоды покаяния. И если мы станем на этот путь, то, несомненно, освободим своюдушу от оков греховных и снова воспоет наш дух!
 Вот как с помощью священных картин помогает наша Мать-Церковь пробуждать наши души. И напоминая об опасности греховного пленения. Церковь указывает им путь к освобождению.Действительно, нам с вами остается плакать, рыдать и взывать к своей беднойдуше: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается!» Время скоротечно.Успеешь ли ты, душе моя, освободить себя от рабства греху? Успеешь ли сотворитьдобрые дела, которые оправдают тебя на судилище Христовом? Пока еще двери милосердияБожия не закрылись, проснись, душе моя окаянная, проснись и возопий к Спасителюсвоему: «Боже милосердный, пощади и очисти меня от всякого греха, облеки одеждоюправедности, чтобы укрепиться на правом спасительном пути и прославить Тебячистым святым сердцем и устами ныне и в бесконечные ве-ки!»
 Как испытыватьсвою совесть?
 У врат ЦарстваБожия приставлены особые привратники, которые будут проверять наш с вами внутреннийбагаж.
 Чем он наполнен?Чего больше в нашем сердце: доброго или худого?
 Потребуетсянемалое количество добродетелей, чтобы пропустить нас в Царство Небесное, в жизнь будущего века.
 А мы, есливнимательно осмотрим свой багаж, наверняка обнаружим, что добродетелей у насднем с огнем не найдешь, зато грехов-то, пожалуй, не охватишь в свои объятия.Так как же мы пройдем в Царство Божие, в которое ведут не широкие врата, а оченьузкие?
 Постояннопросматривайте багаж своей души! Подумайте, нет ли в нем грехов, от которыхмы можем начать избавляться прямо сейчас, заполняя пустые места необходимымидобродетелями! Для этого требуется пробудиться от спячки греховной, как некогдапробудилась преподобная Мария Египетская. А нас зовет к тому Господь наш Спасительмира.
 Так очнемся же от сна, восчувствуем опасность погибели и удалимся в пустыню праведности.И там вооружимся терпением, великодушием, вооружимся любовию, вооружимся молитвоюи мерным воздержанием, упованием на волю Божию!
 Только притаком условии произойдет в нас преображение духовное. Только тогда из нашегосердечного багажа будут выброшены вон и потоплены в пучине все грехи и останутсялишь добрые дела, доброе наше устроение – останется та основа, которая соделаетнас достойными Царства Божия.

 О необходимостипрощения обид перед началом поста
 Пост являетсякак бы преддверием небесной жизни, преддверием торжества.
 Но чтобыдостигнуть торжества, нужно пройти и через преддверие, где небесные служителибудут проверять каждого из нас и вопрошать: с каким багажом ты хочешь встретитьСвященная Пасху или войти в Небесный Чертог?
 Если твояноша – греховное естество, то не дерзай, человек, встретить светлое ХристовоВоскресение и войти в Небесный Чертог с радостным сердцем. Небесные слуги возьмуттебя и ввергнут во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов.
 Пост – этоособое время, когда мы должны внимательно посмотреть на состояние своей души,на состояние своего духа. Чем одержима душа? Есть ли в ней что-то сродное, соединяющеенас с небесной жизнью? Или, быть может, ничего доброго там уже не осталось?
 Итак, мыв преддверии Великого поста. Мы уже хотим вступить на поприще подвига духовногои телесного воздержания. Сможем ли мы достойно пройти это испытание, сумеем ли убелить свои одежды, очистить их от всякой греховной скверны и войти в НебесныйЧертог, чтобы со всеми угодившими Богу возрадоваться и возвеселиться?
 Вспомнимчеловека, который, как сказано в Евангелии, явился на брачный пир не в праздничнойодежде. Хотя он и вошел в дом, будучи приглашенным, но услышал страшный приговорДомовладыки: «Раб лукавый, как ты смел войти сюда не в брачной одежде? Возьмитеего и ввергните в тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов».
 Видите, как этот человек, хотя и прошел через двери, но, не очистив себя слезами покаяния,не омыв грязных одежд своей души, был извергнут из брачного чертога?
 Подобноеможет случиться и со всеми нами, если мы не оплачем своих грехопадений, еслине убелим своих одежд слезами покаяния. Как страшно будет тогда услышать Божественныйглас: «Вон изыдите из Моего светлого чертога, отыдите от Меня все делающие беззаконие!»
 Чтобы этогоне случилось, чтобы нам услышать радостный, утешающий глас нашего Творца и Господа:«Благий и верный раб, вниди в радость Господа твоего!» – станем стремиться к тому, чтобы достойно потрудиться на поприще Великого поста. Потрудиться так,чтобы сердце плакало, чтобы слезы смывали всю скверну и грязь греховную, очищаяхрам души нашей для Духа Святаго, укрепляющего нас на пути спасения.
 Начнем жесвой труднический путь к светлому Христову Воскресению с прощения всех своихобидчиков.
 Необходимо,чтобы каждый простил друг друга нелицемерно, искренне, до конца, не оставляяни капли раздражения и досады на ближнего в потаенных уголках своего сердца.Без этого невозможно соблюдать воздержание телесное и духовное, и такой постнеугоден Богу.

 О причащениив дни Великого Поста
 Дни Великогопоста – это время спасительное, время, когда Божественное слово снимает с очейнаших пелену греховной ночи и мы вступаем в область света, в область духовногоделания.
 Что необходимонам с вами в эти великие дни? Необходимо горячее желание освободить самих себяс помощью Божественной благодати от уз греха и вступить в тесный союз с добродетелию.Необходимо совершить то, о чем вещает нам святой апостол Павел: отвергнуть делатьмы и облечься в оружие света.
 Внемлем жемы апостольскому гласу и с радостным сердцем вступим в дни святой Четыредесятницы.Вступим на путь борьбы со всякого рода греховными склонностями, пусть никтоне робеет, пусть никто не страшится спасительного подвига. Знаю, что предстоитмного труда, прежде чем мы достигнем освобождения от уз греха, но пусть этонас не устрашает. Господь с нами, Господь близ нас. С Господом будет нам легко.Итак, примемся за духовное делание!
 Благословляюкаждого из вас определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своейдуши. Постарайтесь поговеть и принять святые Тайны трижды: на первой седмицеПоста, на четвертой и на Страстной – в Великий Четверг.

 Как приступитьк духовному совершенствованию?
 К духовнымдобродетелям относятся искоренение из своего сердца раздражительности, злобы,злопамятства, осуждения и снискание великодушия и терпения, чистоты душевной.
 Вот эти добродетелипомогут нам в деле нашего духовного совершенствования. Без них спасение нашеокажется под сомнением. Поэтому-то необходимо упражняться нам и в духовных добродетелях.
 По существу,в этой области мы еще не трудились, дозволяя себе плыть по течению жизни и не стремясь установить внутри себя контроль и упражнение в этих великих добродетелях.
 Итак, необходимонам устремить свой духовный взор на эту сторону нашей с вами жизни. Потому что здесь мы много теряем, не упражняясь как следует в духовных добродетелях. Не искореняем в себе ни раздражительности, ни гнева, ни памятозлобия, ни осуждения,ни других духовных пороков и не приобретаем вместо них добродетели: кротость,смирение и великодушие.
 О, как мнехочется, чтобы все мы уже с сегодняшнего дня начали постепенно упражняться в искоренении из своих сердец греховных привычек! Взращивать в душе хрупкие росткитой или иной духовной добродетели! Мне хочется, чтобы с сегодняшнего дня мыначали бороться прежде всего с раздражительностью, гневом и памятозлобием.
 Почему именноэти грехи так необходимо нам упразднить? Да потому, что эти пороки: раздражительность,гнев и злопамятство – мешают нам приобретать высокие добродетели, мешают шествоватьспасительным путем, мешают творить добро ради Бога, для ближнего своего.
 Подумайте:как можно, имея в сердце раздражение, гнев или злопамятство, спокойно совершать,допустим, молитвенное правило?! Никогда в таком состоянии мы не принесем молитвучистосердечную, потому что раздражение и гнев, а тем более злопамятство обязательноосквернят в нас чистоту нашего внутреннего ока, чистоту молитвы. И всякий раз,когда мы приступим к совершению молитвы, всякий раз помысл раздражения и гневабудет возвращать нас мысленно к той обиде, к тому оскорблению, которую причинилинам ближние наши. Возвращать с такою силою, что мы не сможем удержаться от зла.Помыслы будут внушать нам, что обидчик досадил нам не спроста, а с целью, да не бес ли в нем? И так враг будет возбуждать в нас злые помыслы без конца, чтобыокончательно разрушить в нас чистоту молитвы. Вот и подумайте, можно ли прираздражении нашем совершать чистую молитву? Нет, нет и нет! Можем ли мы иметьблагорасположение к ближнему своему, имея на него гнев и злопамятство? Можем ли мы тогда снисходить к его немощи? Можем ли в гневе не позавидовать его счастью,благополучию? Или поскорбеть, если обижающий нас имеет какое-то несчастье?…
 Вот почемумне хочется, чтобы мы начали свой подвиг с борьбы против раздражительности,гнева и злопамятства. Как совершить во благо это нелегкое предприятие? Как победитьэти страсти? На такой вопрос отвечают нам духоносные отцы, которые сами прошлисей путь и указали нам в помощь средства, употребляя которые, мы могли бы действительнонаучиться побеждать в себе раздражение, гнев и злопамятство. Ведь как у наспроисходит в жизни? Кто-то сказал нам какое-то оскорбительное слово, и мы сразу же допускаем раздражение, или, как говорит преподобный авва Дорофей, смущение,и начинаем рассуждать: зачем он мне это сказал? Видимо, хочет уязвить меня.Ну, погоди, я тебе отплачу той же монетой! Так возникает раздражение. И еслимы не победим его сразу, то оно перейдет в гнев. А для того, чтобы победитьраздражение, необходимо, как это делали иноки благочестивые, поклониться ближнему,который огорчил тебя, и сказать: прости меня, брат или сестра, что я вызвалв тебе такое раздражение! И тем самым угасить в себе смущение и не дать емуукорениться. Если же мы в самом начале так не поступим, тогда раздражение укоренитсяи перейдет в гнев, который, пылая в нас и перегорая, оставит после себя целыйворох горячих углей, готовых возгореться в любой момент, даже спустя много лет.
Так как же побеждать эти грехи? Только любовью. Как говорят святые отцы, в минутысмятения надо помолиться о человеке, обижающем нас, обратиться за помощью к Богу молитвенным воплем: «Господи, помилуй брата моего и его молитвенным предстательствомпомилуй и сохрани нас от козней врага!» Вот как следует поступать, тогда не укоренится в нас ни раздражение, ни гнев, ни тем более злопамятство.
 Проверьтесамих себя, возлюбленные чада мои! Вот, допустим, в сегодняшний день мы как будто молились, но об искоренении гнева и раздражения в себе почти и не просили.По существу – нет. Видите, как нерадиво мы подвизаемся!
 Мы, оказывается,не готовы к этому подвигу. Так как же мы можем успеть в добродетелях духовных,если мы вообще с вами не упражняемся в добродетелях? Даже любое мирское искусствотребует постоянного участия. Ведь не на словах мы учимся с вами, допустим, готовитьпищу, шить или возделывать сад! Мы прислушиваемся к советам, смотрим, как делаютдругие, а затем уже пробуем делать сами.
 Вначале не очень хорошо получается. А затем? Затем мы постепенно приобретаем тот или инойнавык и становимся хорошими, искусными кулинарами, швеями, садоводами… Но если в мирском деле требуется упражнение, то как же мы хотим освоить искусствоиз искусств – духовные добродетели – без упражнения в них?
 Я хочу, чтобывсе мы с помощью Божией начали бы ежедневно настраивать себя на борьбу противгреха и на стяжание духовных добродетелей. Только при усилии с нашей сторонымы сможем искоренить в себе тот или иной грех или же предохранить себя от падениягреховного и приобрести ту или иную добродетель.

 Как приступитьк очищению своей души?
 Основнаянаша с вами забота о том, чтобы замечать в своих поступках, в движении своегосердца те или иные греховные склонности.
 И не толькозамечать, но и прилагать старания к устранению этих греховных склонностей. В этом и состоит все наше трудничество на спасительном пути – очищать сердце свое,преображать душу свою, насаждая в ней все доброе, все святое, все то, что являетсяосновой для будущей жизни.
 Помните о том, что ничто нечистое не войдет в Царство Божие. Как говорит апостол Павел:«Не обманывайтесь: ни блудники, ни растлители, ни пьяницы, ни сквернословцыЦарства Божия наследовать не могут».
 Вот почемуи наш основной подвиг на спасительном пути и заключается в очищении своей душиот всякой греховной скверны и в насаждении добрых христианских навыков. А боротьсянам нужно очень твердо и основательно, бороться постоянно и неизменно. В этомделе полезно себя так воспитать, чтобы всегда проверять – в каком состояниидуховном находимся мы. Взошли ли мы на ступени духовного совершенства, или толькоеще приблизились к ним, или же, наоборот, удалились от этих ступеней и обратилисьвспять на путь греха, на путь погибели?
 Кроме этого,необходимо нам иметь еще духовный опыт и проверять себя – не обманываемся лимы в своем уповании на спасение вечное? Может быть, мы думаем, что умертвилив себе всякое движение греха, а на самом деле этот грех еще царит в нашем сердце,в нашей душе, господствует над нашими силами – и духовными, и телесными.
 Мы оченьи очень слабо боремся над умерщвлением своих греховных склонностей. И страсти,конечно, господствуют внутри наших сердец, внутри наших душ. А как они господствуют!Страшно сказать. Как они нами повелевают, как они господствуют и ведут нас на всякое беззаконие, на всякое падение. И мы, как безгласные овцы, бываем ведомына заклание, но не Христу, а именно греху.
 Посмотритекаждый сам в свое сердце и там вы увидите действительно бездну своих греховныхсклонностей. Сколько в наших сердцах злобы, ненависти, зависти, раздражения,гордыни, тщеславия, любви к тому, чтобы нас хвалили, и много другого. Но разведостаточно только зреть свои грехопадения? Нет, не к этому только призываетнас Церковь, чтобы зреть свои грехопадения, но призывает нас и к тому, чтобымы вооружились, вооружились против греха. Вооружились твердо, вооружились усердно,чтобы искоренить из себя всякое движение греховное.

 Как начать врачеватьсвою душу?
 Праздностьслужит основанием для опустошения наших духовных дарований. И если мы заглянемв свое сердце, в свою душу, то увидим, что после того как мы ослабли во вниманиии в воле доброй, появилось сердечное ожесточение, опустошение.
 Вот и встаетвопрос: как же это так? Ведь мы же приняли святое Крещение, приняли святое миропомазание,посещаем храм Божий, как будто бы совершаем молитвословия, а внутри себя не испытываем радости, ни крепости духа. Почему это происходит?
 Потому, что наш с вами дух ослаб во внимании, ослаб в доброделании и воспринял внутреннеестремление к духовному, греховному покою.
И по мере того как мы укрепляем себя в этом стремлении к греховному покою, по мере этого и изгоняем мы из сердец своих благодатное действие Святого Духа.По мере этого мы теряем из своего сердца небесную радость, небесное утверждение.Вот почему мы испытываем в своих сердцах опустошение сердечное.
 И чтобы освободитьсяот такого состояния, необходимо нам трудиться и трудиться. Смотреть не толькона самих себя, но смотреть и на горести и нужды ближнего своего, стараться по мере сил своих хотя бы в малой мере облегчать их душевные и телесные скорби.
 Необходимонам упражняться в доброделании. И если мы будем упражняться в доброделании,то несомненно изгонится из наших сердец дух праздности, дух уныния, дух опустошения.А вместо всего этого возгорится Божественная любовь – любовь к доброделанию,любовь к тому, что является основой будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

 Об одухотворениимирской жизни
 Для того,чтобы расположить сердце к святости, создать как бы обитель Божественного Духа,чтобы помышления устремлялись горе через видимый мир, великий подвижник русскойземли святитель Феофан Вышенский советует нам одухотворять каждую вещь, то естьс каждой вещью сослагать какие-либо благие размышления, вложить духовный смыслв ту или иную обычную вещь.
 Вот как этоделается. Допустим, заметили вы на своем платье какое-либо пятно. Сразу же обратитесвой взор горе и скажите сами себе: «Смотри, нехорошо в таком грязном платьепоказываться на люди, а как же ты предстанешь пред Богом с оскверненной душой?Разве не стыдно будет стоять пред непорочным Судиею и Творцом?» И оплачь тогдасвои грехопадения, и останови себя.
 Так необходимопоступать и во всех других житейских делах. Если что-то не получается в делах– говори так: «Вот видишь, в житейских делах трудно добиваться успеха, а как же ты хочешь достигнуть спасения вечного без труда, находясь в лености и нерадении?»
 ПреподобныйСерафим Саровский каждое место обозначил для себя именами из Священного Писания.
 Река, котораяпротекала вблизи, была названа им Иорданом. Возвышенности, которые находилисьнеподалеку, он назвал одну Фавором, другую – Елеоном. Значит, с каждым географическимпредметом он сочетал евангельские истории.
 И всякийраз, когда приходил к реке, мысль его сразу перебрасывалась к тем событиям,о которых повествует Священное Евангелие – к Крещению Господню. Если он подымалсяна возвышенность – ему мысленно представлялся Фавор и Преображение Господа нашегоИисуса Христа. И так ум его всегда возвышался горе.
 Если мы хотимугодить Богу, постараемся осуществить в своей жизни советы духоносных подвижниковХристовой Церкви. Одухотворим вещественные дела душеспасительными размышлениями,и тогда всякая вещь будет устремлять наш ум горе.
 Не отлагайтеэто делание на какое-то будущее время! Начните с сегодняшнего дня. Придите и определите, одухотворите буквально все: приготовление пищи, отдых, наши взаимоотношениядруг с другом… Поверьте: как легко будет тогда совершенствоваться духовнои переносить всякого рода неприятности, случающиеся в нашей жизни! Тогда, Богдаст, мы сможем воспитать себя в истинном благочестии и сподобиться вечной жизниво Христе Иисусе Господе нашем.

Из книги митрополита Иоанна (Снычева)
«Как подготовиться и провести Великий пост.
Как жить в современном бездуховном мире»

 

В других номерах:

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 21 февраля Вмч. ФеодораСтратилата (319). Прор. Захарии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. X.).Сщмчч. Симеона, Андрея и Сергия пресвитеров (1938); сщмч. Александра пресвитера(1942).

 
Наш приход

Сельхозпредприятие уральского поселка Комсомольский предоставило здание местной православной общине

 Екатеринбург,26 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Православная община в поселке Комсомольский Талицкого района была образованадовольно давно.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс