Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Cлово Митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии на образовательных чтениях УрФО «Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»

Cлово Митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии на образовательных чтениях УрФО «Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»

Екатеринбург, 4 октября 2007 г., «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии"

Ваше Высокопреосвященство, уважаемые представители государственныхвласти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегоднямы собрались здесь, чтобы обсудить роль учителя в духовно-нравственном развитииобщества.

Проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Слово«учитель» нам знакомо с детства, и, как правило, вызывает самые приятныевоспоминания и ассоциации, связанные с нашим детством, юношеством и молодостью.

Взрослея,приобретая жизненный опыт, мы все больше и больше понимаем, как много в нашейжизни значили наши первые учителя. Это те люди, которые помогали нам входитьв удивительный окружающий нас мир. Они давали нам знания, преподавали первыеуроки нравственного поведения, рассказывали о сложностях и проблемах, которыемы встретим на жизненном пути, мы многое заимствовали от них в нашей жизни.И чувство глубокой признательности и благодарности остается в наших сердцахна всю последующую жизнь.

В то же время,статус и положение учителя в современном обществе, никак не соотносятся, с тойсоциальной ответственностью и значимостью, которые несут на своих плечах нашипедагоги.

Кто такойучитель — человек, который становится путеводителем во взрослую жизнь молодогопоколения, тот к кому наши дети обращаются за разрешением тех «взрослых»проблем, которые не смогли или не захотели решить родители. Но есть еще однопонимание значения учителя — христианское. В нашем христианском сознании, образучителя несет особое, глубокое, ни с чем несравнимое содержание. Он должен бытьвыразителем духовных, культурных и нравственных основ жизни народа.

ПодлиннымУчителем является Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, собственным примеромопределивший идеалы этого служения. И мы имеем от Него великое поручение, данноеученикам, к которым в широком смысле относятся все христиане, учить людей Истине.

«Идите,научите все народы… соблюдать все, что Я повелел вам …» (Мф.28, 19–20),— эти Его слова относятся и к нам. Но при этом, научение Он соединяет с личнойжизнью человека: «кто сотворит и научит, — говорит Он, — тот великим наречетсяв Царстве Небесном» (МФ. 5, 19)

В этой связи,призвание учителя, в свете христианского взгляда на мир, становится неразрывносвязанным как с личным подвигом учителя, так и с духовным просвещением и образованиемобучаемых. Педагог должен быть не только знатоком исторических фактов, но и сам любить прошлое, не только уметь рассказывать культурном наследии и духовнонравственных законах, но сам быть носителем этой культуры и жить по этим законам.

Именно так,на протяжении многовековой истории нашего Отечества понимали свое призваниелучшие представители нашей педагогической школы.

В то же время,если окинуть мысленным взором современную систему образования, то перед намипредстает очень нелицеприятная и в какой-то мере даже тревожная картина. Особенно,если учесть, что состояние образования, в конечном счете, есть отражение состоянияобщества.

В свете некоторыхположительных достижений последнего времени, может показаться, что мы уже преодолеливсе трудности и в дальнейшем нас ожидает прямой путь к духовному возрождениюи просвещению. Но, такой взгляд мне представляется слишком поверхностным, в действительности, поводов для оптимизма мало.

Все сильнееи настойчивей, нашей школе пытаются навязать не свойственную ей ориентированностьна запросы рыночной экономики. Бесконечное неудовлетворенность соревнующихсясамолюбий и потакание самым низменным и примитивным страстям, скрываются под лживой маской лести и стремлению к внешнему благополучию. Ориентация на западныеобразовательные стандарты, грозит разрушить уникальную самобытность русскойпедагогической школы. Мы должны помнить, что отличительной особенностью нашегообразования является формирование и воспитание нравственных, духовно развитыхи высокоинтеллектуальных личностей, а так же, формирование просвещенной нацииспособной дать достойный ответ современной богоборческой цивилизации гедонизма.И роль учителя в этом процессе трудно переоценить.

По всей видимости,здесь необходимо работать в двух направлениях. Во-первых, школьные программы,касающиеся вопросов происхождения жизни на земле, не должны безальтернативноих толковать только с материалистической стороны, важно и необходимо, чтобыи религиозное мировоззрение по этим вопросом входило в учебную программу. Касаясьвопросов веры, мы много говорим «о свободе и добровольности», но почему,когда навязывают нашим православным детям материалистический взгляд по этимвопросам, хотя это только теория, то здесь выбора нет. Это наносит большой вреднашему обществу. Какими вырастут дети, если в семье говорят, что источникомжизни на земле является Бог и человек венец Его творения, а в школе учат — мирсамобытен? Разрушается целостность взгляда ребенка на жизнь. У него с детствавозникает вопрос: кому верить, учителю в школе, или родителям? Важно, сохраняяавторитет семьи, развивать и доверие школьному педагогу.

Также являетсянеобходимым, чтобы в содержание гуманитарных предметов был включен и религиозныйкомпонент. Подобное есть во всех школьных программах Европы. Этот вопрос обсуждалсяна Общественной Палате, и в «Предложениях Совета Общественной палаты РоссийскойФедерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования»,адресованных Министерству образования и науки, говорится: «Духовно-нравственныйкомпонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитаниянравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников».Каждый россиянин должен знать историю России и любить ее культуру. Она богатаи самобытна. И ее основы органически должно входить в систему образования. Знаниекультуры и обычаев своего народа является обязанностью каждого школьника, каждогосовременного образованного человека, и вопрос преподавания ОПК — это вопросвыживания нации, будущего всего государства. Являясь культурологическим предметом,ОПК помогает лучше понять культуру своего народа и развивает к ней любовь. Чтобысохранить Россию, надо ее любить. А любить можно то, что знает человек, чемон живет. Любовь -это такое качество человека, которое должно приобретатьсяжизнью. И недостаточно, если ученик научится писать слово «любовь»,а не будет научен этой любви, т.е. не приобретет ее в своем сердце. Россию можнолюбить только зная ее историю, ее культуру, ее духовное наследие.

Хотелось бы отметить следующее — особенно важно, чтобы каждый учитель осознавал, что на нем персонально лежит груз ответственности за то, каким человекоми гражданином выйдет из школы его ученик. Ведь многое в системе духовно-нравственноговоспитания зависит от того, как в школе преподают — историю, литературу, философию.

Важно помнить,что сфера влияния учителей на духовно-нравственное развитие не ограничиваетсястенами детских садов, школ и высших учебных заведений. Исправляя наследие прошлого,современный учитель обязан повернуться лицом и к взрослой аудитории. В настоящеевремя многие люди, уже имеющие солидный жизненный опыт, переживают как бы новоерождение. Они ищут и находят новые нравственные ориентиры, взамен утерянныхиллюзий советской и постсоветской идеологий. И задача православно ориентированныхпедагогов помочь им в этом искании. Именно для этого усилиями церковнослужителейпри многих храмах образуются воскресные школы для взрослых. Конечно, основнаязадача подобных школ — начальное православное образование, но, при этом ониспособны решать и более важные задачи — открывать великие богатства русской,православной культуры, традиционной для нашего государства.

Все мы прекраснопонимаем, что учитель — это не просто профессия, а, прежде всего призвание.

Вся жизньучителя должна быть подчинена одной цели — воспитать высоко духовно-нравственногочеловека, ответственного перед лицом государства и общества гражданина. И именноот успеха в осуществлении этой задачи сегодня зависит наше будущее и будущеенашего государства.

 

04 октября 2007

Октябрь 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс