Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → 31 мая — 5 лет с момента обретения мощей священномученика Константина Богоявленского

31 мая — 5 лет с момента обретения мощей священномученика Константина Богоявленского

Обретение мощей новомученика: воспоминания очевидцев

«Сначаламы и не подумали, что это святой. Решили, что просто священник, похороненныйвозле храма. Но нам сразу бросились в глаза некоторые странности.

Во-первых,покойный батюшка был одет не по чину: риза зеленого цвета, поручи — желтого,плат на лице — красного. Под головой вместо подушки два березовых веника. Такоевпечатление, что священника хоронили второпях и собрали для погребения, что попалось. Еще одна странность — тело сохранило подвижность, руки у батюшки сгибались,как у живого. А потом была судмедэкспертиза, и в виске у покойного обнаружилиотверстие от пули. Нас вдруг как озарило: «Это же мощи! Это святой!""

Пять летназад в селе Меркушино Екатеринбургской епархии были обнаружены нетленные останкисвященика Константина Богоявленского, расстрелянного большевиками в 1918 году.В наше время места захоронений мучеников, погибших в XX веке, остаются в большинствесвоем ненайденными. Возможно, когда-то они будут явлены людям, но пока известнотолько несколько случаев обретения мощей новомучеников. Мы публикуем воспоминанияочевидцев одного из этих редких событий — явления святых мощей новомученикаКонстантина Меркушинского.

Батюшка благословляети после смерти

Дмитрий Безнутров,участник восстановления Михаило-Архангельского храма в селе Меркушино:

- В мои обязанностивходило руководство работами по перезахоронению останков, которые часто попадалисьпри рытье канав и котлована. В основном это были братские могилы, десятки останковрасстрелянных местных жителей (среди них были и священнические), пытавшихсябунтовать против советской власти в 1918 году.

Как правило,захоронения были сделаны на глубине около двух метров, останки представлялисобой истлевшие фрагменты костей. За два года перезахоронил около 80 человек.

Один разрабочие по рации мне передают — найден гроб. Ковш экскаватора зацепил его крышку.Через минуту я был на месте. Вижу — крышка гроба немного отодвинута. Вызвалохрану, рабочих, и вместе мы вскрыли гроб. И первое, что бросилось в глаза,— сложенные на груди, сохранившиеся руки, как будто похоронен человек был ещевчера, только кожа была серого, землистого цвета. На усопшем было полное священническоеоблачение, слегка истлевшее от времени, лицо было закрыто воздухом. Я обратилвнимание, что пальцы правой руки у него как будто были сложены в благословляющийжест.

Захоронениебыло на глубине всего около метра. Удивительно, как многократно проезжавшиепо нему груженые КамАЗы не раздавили его. Оставив охрану, я пошел за священником.Кисточками мы расчистили пыль с мощей, аккуратно подкопали гроб, и, подведяпод него доски, достали из ямы. Гроб отнесли в храм и провели богослужение,которое полагалась по чину. Сразу же вызвали судмедэкспертов из Екатеринбурга,чтобы точно установить причину смерти и возраст захоронения для выяснения личностипогребенного.

Святой долженпокоиться в храме, а не в могиле

МонахиняЕмилия, благочинная подворья Ново-Тихвинского женского монастыря в селе Меркушино:

- Сначаламы и не подумали, что это святой. Решили, что просто священник, похороненныйвозле храма. Но мы сразу обратили внимание на некоторые странности.

Во-первых,покойный батюшка был одет не по чину: риза зеленого цвета, поручи — желтого,плат на лице — красного. Под головой вместо подушки два березовых веника. Такоевпечатление, что батюшку хоронили второпях. Почему?

Потом обнаружиласьеще одна странность. Когда мы переодевали батюшку в новое облачение, то староене пришлось разрезать, как это обычно делается. Тело было подвижным, руки сгибались,как у живого, поэтому старое облачение просто сняли. А то, что было потом, можноназвать просто чудом. Мы пытались подготовить новую могилу для останков, но у нас это никак не получалось. Могилу два раза заливало водой, хотя она былавырыта на сухом возвышенном месте. Мы уже не раз хоронили останки, найденныерядом с храмом, но ни одну могилу еще ни разу не заливало. Не хотел наш священникбыть похороненным… Святой должен покоиться в храме, а не в могиле.

Когда судмедэкспертыочистили тело от грунта, и мы увидели, насколько хорошо оно сохранилось: руки,ноги, лицо, волосы, борода и даже ресницы. А в других погребениях примерно останкивыглядели совсем иначе: там сохранились одни кости. Эксперты хотели отделитьнекоторые части тела для экспертизы. Но это было невозможно, ведь это же былсвященник! Тогда один из экспертов сказал: «Смотрите, в голове трещинки,может, тут даже пуля есть?» В этом месте немного подрезали волосы, отогнуликожу, и мы увидели черное пулевое отверстие. Нас вдруг как озарило: «Это же мощи! Это святой!». Мы все испытывали необыкновенные чувства: и верили,и не верили…

Перед расстреломсвященник сам себя отпевал

СхиигуменАвраам, духовник Ново-Тихвинского монастыря:

- О мученическомподвиге отца Константина Богоявленского мы узнали гораздо раньше, чем обнаружилиего мощи. Примерно за год до этих событий сестры нашего монастыря были приглашенына выставку, которую Свердловский государственный архив организовал специальнодля монашествующих. Там были представлены документы о нескольких новомучениках,материалы по Ново-Тихвинскому монастырю и так далее. И среди всего прочего былвыставлен листок с именами священников, убитых в 1918 году. Сестры заметилив этом списке название «Меркушино» и имя отца Константина Богоявленского.

Вернувшисьв Меркушино, они начали расспрашивать о расстреле у местных жителей. Одна пожилаяженщина рассказала, что еще в детстве мать показывала ей место за сельским кладбищеми говорила: «Всегда крестись, когда проходишь мимо. Здесь расстреляли священника».На вопрос сестер: «Где же его похоронили?» — ответила: «Не знаю, мама рассказывала, что гдерасстреляли, там и бросили». Так впервые после долгого забвения нам былоткрыт факт мученической смерти отца Константина Богоявленского.

За кладбищему леса мы поставили трехметровый крест, чтобы было где служить панихиды и молиться.Нам, конечно, хотелось установить подлинное место захоронения священника, но мы почти не надеялись на это. А о том, чтобы найти его мощи, мы даже и подуматьне могли. В то же время документы на канонизацию отца Константина были собраныи отправлены в Москву, а в Меркушино началось восстановление Михаило-Архангельскогохрама, в котором служил отец Константин. И вдруг мы обнаружили нетленные останки!Естественно, мы сразу предположили, что это мощи отца Константина. Однако прежде,чем открывать их для всеобщего поклонения, мы должны были исключить любые двусмысленныетолкования. Нельзя же поклоняться останкам какого-то неизвестного человека как мощам священномученика.

Экспертизаопределила, что священника убили из «нагана» или «маузера»— пистолета, бывшего в ходу во время революции и гражданской войны. Примернообозначили время захоронения: не менее 50 лет назад. Кроме того, в гробу вместес нетленными останками было найдено Евангелие с надписью на форзаце «свящ.Константин Богоявленский». Графологи определили, что надпись сделана священникомМихаило-Архангельского храма Константином Богоявленским.

Сестры нашегомонастыря и сотрудники епархиальной комиссии по канонизации святых организовалиизучение архивных материалов, опрос старожилов Меркушино, обширную переписку.В результате удалось выяснить важные подробности жизни и гибели отца Константина.Он был выпускником Пермской духовной семинарии, к моменту кончины ему было всего22 года. В 1918 году он был обвинен большевиками в организации крестьянскоговосстания и приговорен к расстрелу. Старожилы рассказали, что по дороге к местурасстрела отец Константин пел отходные молитвы. Убийцы заставили его вырытьсамому себе могилу, потом застрелили и сбросили в эту яму. Ночью прихожане взялиего тело и похоронили возле Михаило-Архангельского храма.

Сопоставляяархивные данные с результатами судмедэкспертизы, мы убедились, что нетленныеостанки принадлежат именно отцу Константину Богоявленскому. Почти одновременносостоялась его канонизация, и вскоре святые мощи были открыты для всеобщегопоклонения.

Село Меркушиноне впервые стало местом обретения святых мощей. В XVII веке здесь чудесным образомявились мощи святого Симеона Верхотурского. Гроб с его нетленными останкамисам собой вышел на поверхность земли, а из его могилы забил неиссякаемый чудотворныйисточник. В XVIII веке над могилой был построен Свято-Симеоновский храм, сохранившийсядо наших дней. Он соединен галерей с собором в честь Архистратига Божия Михаила.Собор построен на месте того храма, в котором любил молиться святой Симеон Верхотурскийи возле которого он был похоронен.

В 1917–18гг. в Михаило-Архангельском соборе служил священномученик Константин. Сейчасмощи новомученика находятся в восстановленном Михаило-Архангельском храме и открыты для поклонения. Сестрами Ново-Тихвинского монастыря написана икона и составлено житие священномученика Константина. В 2006 году в Меркушино освященеще один храм — во имя священномученика Константина Меркушинского. Уже существуютсвидетельства о чудесной помощи Божией по молитвам у мощей о.Константина.

ПодготовилиТатьяна Малыгина, Константин Саломатин

 

15 мая 2007

Май 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс