Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

О подготовительных неделях Великого Поста идет разговор на занятиях воскресной школы екатеринбургской православной общины глухих во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

О подготовительных неделях ВеликогоПоста идет разговор на занятиях воскресной школы екатеринбургскойправославной общины глухих во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.Вот как об этом размышляет духовник общины иеромонах Виссарион (Кукушкин).

«Закончилисьянварские праздники Рождества Христова и Богоявления, и начинаются подготовительныенедели великого поста. Они получили свои названия от евангельских чтений на воскресных службах. На первой неделе читается евангельская история о мытареи фарисее, на второй — притча Спасителя о блудном сыне.

В воскресенье28 января прихожане на занятии воскресной школы продолжили изучение Евангелия,а именно назидательной истории о покаянии мытаря. Мне было приятно, что глухиеуже сами могут пересказать сюжет притчи, объяснить, что мытарь — сборщик налога,а фарисей — законоучитель еврейского народа. Но самое главное, правильно разъяснить,почему молитва мытаря была приятной Богу.

Кто-то можетудивиться и сказать: «Это же не трудно запомнить, прочитав и один раз!»Да, слышащим людям это может и легко. Но многим неслышащим людям, к великомусожалению, с большим трудом дается чтение и понимание прочитанного. Это связанос тем, что в школах глухих детям не объясняют значение слов на жестовом языке.И так как нет связи слова и жестового образа, ребенку очень трудно читать и понимать текст. В дальнейшем «непонимание» становиться постояннымспутником неслышащего человека. Проблема чтения глухими книг, в том числе и Библии, существует не только в России. Известно, что зарубежные катехизаторыобъясняют Священное Писание глухим с помощью библейских «комиксов».

В православныххрамах неслышащим прихожанам «услышать» Слово Божие помогают иконыи фрески. Не случайно иконопись называют богословием в красках, или, по словамсвятителя Григория Двоеслова, «Библией для неграмотных». Святой объяснял,что умеющий читать извлекает из книги, неумеющий усваивает через видимые образы.

Темой новогоурока воскресной школы стали «богослужебные одежды». О духовном образекаждой детали облачения прихожане услышали подробный рассказ. Почему на исповедиепитрахилью покрывают голову, а на венчании руки брачующихся? (Благодать Божияпокрывает немощного человека). Почему литургию священник служит в полном облачении?(Как воин должен быть духовно во всеоружии). Одна слышащая прихожанка даже сталаделать записи в блокноте, настолько ей понравилось занятие.

Да, нашеправославное богослужение, храмовое убранство, богослужебные утварь и одеждычрезвычайно богаты духовной символикой. Сколько серьезных тем можно объяснитьчерез «видимые образы»! К сожалению, это духовное богатство безвозвратнотеряет западный христианский мир. Почившиймитрополит Антоний Сурожскийв беседах о Церкви (см. книгу «Дом Божий») рассказывает случай, произошедшийв Англии. «Есть люди, для которых Церковь — просто откровение, потому что они в ней что-то увидели. Я вам пример могу дать. Я принимал в православие ужедавным-давно одного молодого человека. Он был сыном методистского пастора, которыйсам ко мне пришел и сказал: «Знаете, мой сын почти глухой. Он ходит к вамв церковь, потому что у методистов все построено на слове: пение и проповедь;а у вас что-то происходит, и он смотрит и понимает, что происходит. Можете ли вы его принять?» Я его тогда подготавливал; читать он умел и сколько-то слышал, говорил с большим трудом, то есть мне пришлось учиться его понимать,а не ему — меня. Для него Православная Церковь оказалась Церковью, в которойон может молиться, потому что он как бы мог молиться глазами, уши ему не былинужны. Когда он познакомился со значением нашего богослужения, он за ним могследить глазами, зная: теперь я на таком-то или таком-то месте…"

В ЕвангелииГосподь Иисус Христос часто рисует картину-притчу, чтобы мы живо увидели происходящее,и сердцем ярче восприняли слова Спасителя. Чтобы мы все прочувствовали, пережилии ясно увидели в притчах самих себя. Без этого невозможно измениться, оставитьфарисейскую гордость, которая разрывает связь с Богом, и стяжать смирение мытаря,истребляющее множество страстей. Без этого трудно вступить на спасительный путьи приобщится горнему миру. Без этого трудно повторять голосом или жестами в пасхальную ночь слова стихиры:

«ВоскресениеТвое, Христе Спасе,

Ангели поютна небесех,

и нас на земли сподоби

чистым сердцем

Тебе славити».

Более подробнопознакомиться с этим и другими материалами из жизни екатеринбургской православнойобщины глухих можно на сайте общины surdus.inural.ru.