Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
После воссоединения Украины в 1654 году Россия продолжила военные действияс Польшей. В результате успешной осады одного из польских городов царьАлексей Михайлович приказал снять с католических церквей колокола. По указаниюцаря два самых больших медных колокола были отправлены в Россию, в новоприобретенныесибирские земли.
Один колокол попал в село Кудымкар, а второй нашел свое постоянноеместо на колокольне деревянногохрама Спасо-Преображенской церкви Тагильской слободы.
Известныеуральские историки А.Дмитриев, С.Токмаков и автор словаря «Верхотурскогоуезда» И.Кривощеков в конце XIX — начале ХХ века подробно описывали самыйбольшой медный колокол Тагильской церкви.
Сохраниласьболее подробная характеристика этого колокола в рукописи «Летопись Тагильскойцеркви», составленная одним их священников Спасо-Преображенского храмаво второй половине XIX века:
«Колоколимел необычную продолговатую форму, его вес составлял 20 пудов (32 кг.), на одной стороне его изображен крест выпуклыми точками, а на другой выпуклое изображениечеловека в одежде католического священника со сложенными к груди руками. Надписьвокруг колокола: LAYKATE KEYM IN CIMBA. LIS BENE Sk NANTI B. 9 1618. (Перевод:Хвалите Бога в кимвалах доброгласных)».
В 1931 годухрам Тагильской Слободы воинствующие атеисты закрыли. Кресты и колокола с храмасорвали и отправили на ближайший металлургический завод. На этом в истории уникальногоиноземного колокола, казалось бы, можно поставить точку. Однако в сентябре 2007года житель Махнево В.В. Соколов передал в школьный краеведческий музей «язык»(било) вышеупомянутого колокола. При этом он рассказал: его отец В.А. Соколовв середине 1950-х годов надумал строить дом на берегу реки Тагил. Для прочногофундамента он решил заготовить бутовый камень, который можно наломать на скалистомберегу реки недалеко от бывшего Спасо-Преображенского храма Тагильской Слободы.При заготовке бута и был найден язык того самого колокола. О том, что на колокольнестаринного православного храма почти триста лет висела уникальная христианскаяреликвия, можно судить по «языку» (билу) этого колокола.
краевед,
с.Махнево Алапаевского района