
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, 14 ноября мы празднуем день памяти бессребреников Космы и Дамиана. Давайте поговорим о них, о сребролюбии, нестяжательстве, о деньгах в целом. Почему святые Косма и Дамиан названы бессребрениками?
– Слово это не означает нелюбовь к деньгам. Дело в том, что люди, называемые бессребрениками в церковной православной традиции, отказываются служить деньгам. Обожествление денег, их накопительство предполагает служение. Конечно, это началось очень давно. В наше время служение деньгам продолжается, как мы все знаем.
В древние времена Моисей получал закон на горе Синай, а народ, оставшийся внизу, отлил из золота тельца и стал ему поклоняться, пренебрег повелениями Самого Господа. Моисей, разгневавшись, разбил скрижали, когда увидел это безобразие. С тех пор служение деньгам стало ассоциироваться с поклонением золотому тельцу, который вместо Бога. Золотой телец – это идол, требующий всех ресурсов души.
Сочетать самоотверженное служение деньгам (оно бывает у тех, кто их копит) и служение Богу невозможно. Люди, которые отказываются от денег, достойны почитания и удивления, ведь редко кто в состоянии отказаться от денег.
В наше время денежный вопрос стал характеризовать самого человека. Есть у него деньги, значит, есть почет, уважение, положение в обществе, внимание противоположного пола. Все это мир дает посредством денег. Фактически деньги становятся богом.
Те, кто обладает внутренней силой, чтобы отказаться от служения этому псевдобогу, мамоне, достойны уважения. Вообще, отказаться от служения деньгам, богатству, сребролюбию невозможно, за исключением случая, когда человек начинает служить Истинному Богу. Тогда он чувствует себя в безопасности.
Если человек любит Бога, поступает по заповедям Божиим, по тому, что написано в Священном Писании, то автоматически перестает служить мамоне, богатству, сребролюбию. Это символически выражается в том, что Моисей получает Законы Божии, а народ вопреки этому поклоняется золотому тельцу. Совместить получение заповедей Божиих и служение деньгам невозможно.
Можно ли сказать, что их пример актуален и в наше время, когда все измеряется деньгами?
– Это правда. Для нас большие примеры из житий святых и настоящая монашеская жизнь. У монахов есть несколько обетов, которые они должны соблюдать. Один из трех обетов – нестяжание. Он последний по месту, но далеко не последний по значению. Обет нестяжания, пишут святые отцы, изымает из мира. Потому что в мире деньги – это мерило авторитета, человека вообще.
Есть деньги – значит, он чего-то достиг. Нет денег – у человека ничего нет. В противотоке этому идет монашеское обещание о том, что деньгам служить нельзя, нужно вести нестяжательный образ жизни. Люди выходят из мира и идут к Богу. Этот обет должен исполняться монахами по преимуществу, но и мирянами тоже. Потому что монахи – это свет миру, а монахам – ангелы свет. Монах дает нам пример аскетической, нестяжательной жизни, которая ведет напрямую к Богу.
Батюшка, как Православие относится к разумным деньгам, когда это не стоит во главе угла, а используется в качестве нейтрального инструмента? Богатство – это зло или благословение Божие, награда, как считают иудеи? Или богатство – это нечто иное?
– Накопление богатства и деньги вообще – это опасная вещь, особенно для монашествующих и желающих уйти из мира. Мы все должны жить другой жизнью, стремиться в наше Небесное Отечество.
Насколько опасно обращать внимание на накопление денег? Серьезный вопрос, в том числе по отношению к монашествующим, которые должны задаваться им. О монашествующих есть хорошие исследования нашего современника. Он пишет о том, насколько совместима хозяйственная деятельность, которая сейчас есть практически в любом общежительном монастыре, с древним идеалом нестяжания.
Насколько хозяйственник-монах, ключарь или человек, занятый на хозяйственных послушаниях, в состоянии удержаться от материального порабощения? Это вопрос открытый. Мы знаем известный спор между нестяжателями и стяжателями (иосифлянами).
Представителями последних был Иосиф Волоцкий. Он говорил о таких вещах, которые некоторые считают соблазнительными: если в монастыре не будет имения, то как богачу можно постричься в монахи? По древним уставам, все то, что человек заработал или получил в наследство до пострижения в монашество, он приносил в монастырь. Это становилось общим имуществом или раздавалось нищим.
У Иосифа Волоцкого другая позиция. Она имеет под собой серьезную основу. Монастыри являлись центрами, куда стягивались люди во время бедствий. Например, при нашествии иноплеменников. Очень часто окрестные посады бежали в монастырь, запирались за стенами, переживали осаду. Мы знаем Троице-Сергиеву лавру, где на годы запирались люди и жили.
Нужны ли были какие-то средства, чтобы этих людей принять, накормить, напоить в это тяжелое время? Конечно, и для этого нужно было постараться, чтобы их накопить. Совмещается это с обетом нестяжания? Серьезный вопрос. Иосиф Волоцкий говорил, что монастырь должен иметь возможность оказать благотворительную помощь.
По отношению к святому нельзя сказать: «здравое зерно». Он, конечно, прав. Нам просто надо найти это, чтобы стало понятно, что он имеет в виду. Иосиф Волоцкий имеет в виду очень верную вещь, что монах хоть и удаляется от мира, но молится за весь мир. В том случае, если мир приходит к нему, когда какие-то сложности, трудности, монах должен оказать милосердную помощь людям. Иметь возможность для этого.
Конечно, так жить труднее, потому что надо войти в сферу хозяйственной деятельности. Фактически это накопление денег. Здесь сложный момент, когда нужно не прельщаться этим, а, с другой стороны, иметь возможность благотворить.
Вопрос от телезрителя: «Я открываю церковь в деревне. Ходить у нас не очень любят. Меня всегда просят, чтобы я написала записку об их родственниках. Мне говорят: „Ты на себя слишком много берешь. Может, они грешники?” Мне всех жалко, и я всех пишу. Как мне быть? Продолжать писать или сказать: пишите сами?»
– Спаси вас Господи за этот хороший и благодатный труд. «Молитвой друг за друга да исцелеем», – так говорят в Церкви. То, что вы делаете, относится к молитвенному подвигу.
Священник поминает имена во время проскомидии. Люди, которые читают эти записочки, тоже присовокупляют к этому свою молитву. Наверное, и вы, пока эти имена пишете, тоже поминаете их. Это хороший помин, добрый.
Бывает, что человек, особенно усопший, становится никому не нужен. Или живой, но уже старый тоже страдает, что никому не нужен, но Богу он нужен. Еще, оказывается, нужен вам. Хорошо, что вы несете записочки в храм и тоже поминаете, присовокупляете свою молитву. Обязательно старайтесь только сами, прочитав или написав эти имена, помолиться: «Господи, помоги этим людям, о которых просили помолиться».
Мы не имеем права отказывать, если кто-то просит помолиться о самих себе или о родственниках. Другое дело, что иногда люди просто ленятся. Они не хотят идти в храм по каким-то причинам, иногда просто лень, неловко, а ведь это нужно им самим. Нужно постараться убедить этих людей прийти в храм. Для них это будет большая польза, чем просто подать записочку или попросить помолиться о них.
Можно ли быть богатым человеком в нашем современном мире и оставаться при этом чистым душой?
– Есть такие люди (из истории это известно), которые были чрезвычайно богаты, но не прилежали душой к этому богатству. В числе таких людей мы знаем бессребреников наших.
Хороший пример, который я всегда привожу, когда заходит разговор о сребролюбии, о деньгах вообще, об их месте в жизни христианина, – последний наш Император Николай II со своей семьей. Он имел в распоряжении колоссальное богатство, фактически – всю страну. «Хозяин земли Русской» – так он писал в переписи населения в графе «Профессия». Все было в его руках, огромные средства, как и у любого императора, главы государства.
В житии много говорится о том, насколько скромную жизнь вели относившиеся к Царской Семье. Ни те, кто вокруг них находился, ни их родственники, ни властная и дворянская верхушка, а именно эта Святая Семья. Особенно меня поразило из их жизнеописания то, как они относились к трапезе. Если мы посмотрим на всю эту семью, то увидим, что Государь в возрасте, приближающемся к пятидесяти годам, сохранял юношескую стройность. Он много двигался и аскетично, умеренно питался. То же самое относится и ко всей семье.
Потрудиться, поработать, обладая колоссальными возможностями, они любили. Девочки ездили в госпитали, сама Государыня тоже занималась благотворительностью. Это относится ко всем людям благородного происхождения христианского направления.
В то же время жили такие святители и священнослужители, как Иоанн Кронштадтский. Ему приносили множество приношений, большие деньги. А он зачастую приходил домой без копейки в кармане. Одной рукой забирая, он тут же другой рукой эти деньги передавал кому-то из нуждающихся. Некоторые обвиняли его в чрезмерном отношении к деньгам, красивым рясам и шубам. Ему дарили это. Уже вечером можно было обнаружить, что он подарил эту шубу кому-то другому. Такие святые есть, сравнительно недавно они жили и сейчас живут, конечно.
Как не позволять деньгам управлять собой? Что делать, если человек зависим от денег, накоплений? Как управлять ими, а не допускать, чтобы они управляли тобой?
– Это противоположность добродетели нестяжания, как у Космы и Дамиана. Есть грех сребролюбия. Это не просто тяга к деньгам, а именно любовь к ним. Я как-то читал одного состоятельного человека. Он рассказывал простой рецепт, как стать богатым. Ты просыпаешься с мыслью о том, как заработать денег, проживаешь весь день с этим, ложишься с той же мыслью, и ночью тебе снятся сны о том, как заработать деньги.
Этот «рецепт» очень похож на рецепт спасения души. Только там не деньги, а Бог. Надо думать о Нем, молиться Богу утром, вечером, на протяжении дня. Если мы смотрим на эти «рецепты», то видим: служение деньгам – это служение богу с маленькой буквы. Очень сложно от этого избавиться, потому что процесс слишком сильно затягивает.
Нужно ставить на место бога ложного, то есть денег, Бога Истинного, если человек поистине верит в Бога, читает Священное Писание. Мы уже говорили о притче о богатом и Лазаре, о братьях, которые остались на земле, когда богатый уже умер.
Вот об этом говорится в Священном Писании, его нужно обязательно читать и вспоминать, что ты, человек, конечен. Когда-нибудь наступит твой черед, закончится твоя земная жизнь, в которой только деньги имеют какое-то значение. Туда уже никто с собой ничего не заберет.
«Наг еси родился и наг в землю отыдеши» – так во время отпевания поют священнослужители и хор для того, чтобы дать понять окружающим уже бездыханное тело: не вечно ты, человек, будешь жить на земле. Когда-нибудь придется дать ответ Богу, и деньги тут не играют никакого значения. Если они у тебя есть, возблагодари Бога, твори милостыню. Если нет, то не стремись всеми силами, расталкивая окружающих локтями, идти к богатству.
Вопрос от телезрителя: «Батюшка, мне так понравился Ваш ответ, что на сердце легче стало. По поводу того, что мы пишем записки об усопших. Алексей Ильич Осипов говорит: „Вы пишете записки, батюшка протрещит, а сами не молитесь”. Мы молимся, только, может, не умеем, как святые. Вы мне душу успокоили, что если записки писать, то это уже считается молитвой. Мне нравятся проповеди Димитрия Дудко. Это Ваш папа?»
– Да, я родился в семье священника, мой отец был протоиереем. Наверное, именно его книги вы читали, потому что он много их написал. Что касается ответа, то я не хочу спорить с Алексеем Ильичом Осиповым. Он – мой учитель, заслуженный и добродетельный человек, замечательный ум у него. В солидном, зрелом возрасте он сохраняет остроту ума, бесстрашие. Какие-то вопросы он хорошо проясняет.
Важно, чтобы наше писание записочек не превращалось в формальность. Я много записок читаю во время Божественной литургии. Очень часто люди печатают их на принтере и даже не читают эти записочки. Они уже забыли, чьи имена там написали. Даже когда вы просто пишете от руки записочку, это уже помогает вам вспомнить, что надо помолиться, а не механически переписать эти имена. Можно семь экземпляров напечатать и в семь монастырей подать, и вроде бы хорошо будет. Нет, надо все-таки самому потрудиться и помолиться.
Почему нестяжательство считается в Церкви одной из важных добродетелей?
– Очень важный аспект – это наше свидетельство миру. Если мир видит, что наши слова расходятся с делами, то очень неодобрительно к этому относится. Мы часто читаем критику в средствах массовой информации, блогах или Telegram-каналах: «Вы – верующие люди, вы должны быть нищими, следовать по пути Христову».
Христос не стяжал никакого богатства, был сыном плотника и вел подвижническую жизнь. Он нигде не останавливался. Людям, которые хотели следовать за Ним, Он говорил, что лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8:20).
Когда мы чрезмерно стяжаем богатство, нас упрекают: «А за кем вы следуете? Вы действительно следуете за Христом, вы действительно Его ученики?» Очень часто нам нечего ответить. Бессребреники знают, что ответить. Они говорят: «Да, Христос был нестяжателем, и мы следуем по Его пути».
Как научиться доверять Богу в материальных вопросах? Церковь нас учит: доверься Богу. Из Евангелия мы знаем: птицы небесные ни сеют, ни жнут (см. Мф. 6:26). В проповеди мы слышим: доверься Богу, Господь все даст.
Как научиться православному человеку в современном мире доверять Богу? Не ставить деньги на первое место, не думать об этом? Или стоит не забывать о том, что нужно зарабатывать на пропитание?
– Надо трудиться. Трудящийся достоин пропитания (Мф. 10:10). Это слова из Священного Писания. Кроме того, изречение апостола Павла вошло в кодекс строителя коммунизма. Люди должны трудиться на благо социалистического Отечества: кто не работает, тот и не ест. В Священном Писании немного по-другому: кто не хочет работать, тот пусть и не ест (2 Фес. 3:10).
Труд подразумевает (в наше время, по крайней мере) почти всегда получение зарплаты. Так уж устроен наш мир. Человек трудится для того, чтобы прожить. Излишков не надо. Если зарабатывание денег связано с дурным промыслом, такая работа не годится.
Разумный труд не просто допустим, он обязателен для своего пропитания. Имеем что есть, что пить и во что одеться (я опять цитирую Священное Писание) и тем довольны будем. Если у нас будет такой лимит, за который мы не станем заходить, тогда у нас будет доброе свидетельство от внешних. Люди нас не упрекнут, что мы чрезмерно стараемся побольше денег заработать. Тем более если это не очень хорошие средства.
Смотрите, сколько сейчас обманщиков. Под предлогом помощи людям, благотворительности, милосердия обманщики собирают деньги, а потом на них безбедно себе живут. Они будут отвечать, если не здесь, на земле (где это тоже предосудительно), но и на том свете Самому Богу.
Вопрос от телезрителя: «Мне на телефон часто приходят сообщения от фондов о помощи детям. У меня нет доверия к этим фондам. Я грешу, что не помогаю?»
– Надо проверять, конечно. Сейчас очень много мошенников развелось. Очень тщательно подходите к выбору того, кто просит о помощи. Мы знаем примеры, как их начинают преследовать по закону, люди садятся в тюрьму за то, что нарушают закон. Будьте очень осторожны.
Вопрос от телезрителя: «Можно ли сказать, что отсутствие или очень малое сребролюбие – главный критерий у Бога возможности быть человеку священником?»
– Может быть, это не главный критерий, но, безусловно, один из критериев. Священник, как и монах, должен иметь в виду, что чрезмерное стремление к деньгам принижает не только его авторитет, но и Церкви.
О том же следует думать любому публичному человеку, который говорит, что он верующий. Если деньги у него вместо Бога, то какой он тогда верующий? Это наносит ущерб репутации самой Церкви.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.