Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1326) → Священник Алексий Дудин: О духовничестве

Священник Алексий Дудин: О духовничестве

№45 (1326) / 24 ноября ‘25

Беседы с батюшкой

Все мы хотим обязательно иметь духовника. Потому что без духовника, без душепопечения очень тяжело. Часто бывает так, что мы просто приходим в храм и исповедуемся тому батюшке, который в этот день на Исповеди. Насколько вообще необходимо православному христианину озадачиться поиском духовника?

– Это крайне желательно. Еще в древних патериках сказано: «Имже несть управления, падают аки листвие». Потому что дело духовного возрастания очень серьезное, и человеку здесь нужен помощник, который поможет удержать от многих ошибок, заблуждений, может дать добрый пример, добрый совет и духовную поддержку. Если нет духовника, то в принципе спасаться можно. Тогда надо читать святых отцов, много молиться, держать себя в духовной строгости. Но это тяжелее. Если у нас есть духовник, то наш духовный путь становится более безопасным и более легким. Конечно, с опытным, знающим, любящим проводником любой путь становится более легким, понятным и безопасным.

Мы, например, испытываем духовную симпатию к тому или иному священнику и думаем: «Какой хороший священник!» Но при этом он может быть совсем молодым. Насколько он должен быть опытен? Потому что если священник только-только закончил Духовную академию и служит в храме год-два, может ли он уже быть духовником?

– Например, в практике Греческой Православной Церкви, хотя не только в греческой, но в некоторых Православных Церквях, до сих пор есть такая практика, когда священника рукополагают, он имеет право служить, но еще не имеет права быть духовным отцом, не имеет права принимать Исповедь. Это правильно. Потому что все-таки принимать Исповедь и давать духовные советы можно только из личного собственного духовного опыта. Конечно, когда человек имеет опыт жизни со Христом, он гораздо больше может дать тому, кто к нему обращается, чем тот, кто прочитал великое количество книг и получил серьезное образование. Он знает теоретически о Боге, но может не знать еще о Боге исходя из своего жизненного опыта. Он еще не знает Бога своим сердцем.

Есть такая замечательная фраза: «Кто молится, тот и богослов». Когда у человека есть достаточно опыта молитвы, достаточно опыта общения с Богом, тогда можно сказать, что он настолько духовно опытен, настолько знает Бога, насколько научился молиться, насколько его сердце с Богом соединилось. По сути дела, основная задача человека, пока он живет на земле, – найти Бога. Не помню точно, как звучали замечательные стихи иеромонаха Романа, и я их немножко перефразирую, но суть такая:

А нам запомнить навсегда,
Чтоб не жалеть о многом:
На свете лишь одна беда –
Не повстречаться с Богом.

Нам надо повстречаться с Богом. В этом отношении тот, кто с Богом уже повстречался, может указать дорогу к Богу, подсказать, что вот там Бога нет, а вот Господь здесь, и нужно к Нему идти подобным образом.

Здесь, прежде чем говорить о духовничестве, наверное, есть смысл вообще поговорить о священстве. Кто такой священник? Потому что Священство – это таинство. Священство – это то, что дает человеку благодать Святого Духа и дает благодать не только выполнять определенные ритуалы – совершать Литургию, другие таинства. Эта благодать – действительно залог, который получает человек. Эта благодать – дар, который человек в себе может развить. Все, что делает священник после того, как его рукоположили, как бы умножается на его сан. Любой добрый поступок батюшки становится как бы более светлым, а любой худой поступок становится более заметным и неприязненным для окружающих. Потому что священник – это не просто дар, но и ответственность.

По мере того, как сам священник преуспевает в духовном делании, Господь может давать ему бо́льшие дары. Когда человек, например, приходит на Исповедь, то священник уже что-то говорит ему не только из святых отцов, которых добрый пастырь всегда читает и изучает, не только из своего жизненного опыта, но и на основе связи с Богом, если священник ее имеет. Ведь одно из значений латинского слова «религия» – связь. Так вот, если человек эту связь между собой и Богом установил, то он по этой связи, как по благодатному каналу, может всегда к Богу обратиться за помощью. Я сейчас немножко утрирую. Но тем не менее, если священник духовный, то он может поделиться своей близостью с Богом с тем, кто к нему пришел.

Когда священник становится таким опытным в личном общении с Богом, тогда он становится и духовником в полноте, а не просто духовным отцом. Безусловно, наше духовное рождение происходит в момент, когда священник крестит человека. В этом отношении любой священник является духовным отцом по благодати, которую ему Господь дает. Он вводит человека в мир Церкви. Он является для него проводником к Господу. Но как вести его к Богу дальше – это целое искусство.

Вопрос телезрительницы из Астраханской области: «Как понять, что тот батюшка, к которому я всегда хожу исповедоваться, – мой духовник? Я должна ему сказать, что он мой духовник? Имеет это значение или нет?»

– Если вы понимаете, что вам нужен духовник, а мы в начале нашей передачи сказали, что это дело доброе и полезное, что это условие, которое помогает нам идти к Богу, и достаточно серьезное условие духовного успеха в жизни человека, то, наверное, самым правильным путем будет прежде всего попросить об этом Бога. В конце 1990-х годов, когда я сам, будучи юношей и учась в светском вузе, начал сознательно ходить в Церковь, исповедоваться и причащаться, я у Бога духовника попросил. Я сказал: «Господи, дай мне духовника! Мне нужен духовник». Буквально через месяц-два я оказался у отца Иоанна (Миронова) на заводе АТИ на Цветочной, 16 (тогда в Ленинграде). Поэтому здесь первый закон – просите и дастся вам. Так Господь сказал. Если вам нужен духовник, попросите: «Господи, укажи мне духовника. Дай мне, пожалуйста, духовника».

Не надо искать ни толстого, ни тонкого, ни доброго, ни злого. Не надо искать какого-то особенного. Пожалуй, единственное – это то, что духовник должен понимать того, кто к нему приходит, у него на этого человека должно хватать времени и любви, чтобы выслушать, вникнуть в его проблему, в его жизненные обстоятельства. Поэтому если у вас с батюшкой такие отношения сложились – он готов вас выслушивать, готов нести ваши немощи, готов вместе с вами молиться, сопереживать, то, думаю, вы нашли своего духовника. Но вы можете еще раз спросить об этом Господа, попросить, чтобы Господь указал.

Потому что наше общение с Богом всегда происходит между двух крайностей. Каких крайностей? Собственного говоря, и отношения с духовником тоже происходят так. С одной стороны, мы не должны своевольничать. Потому что если человек будет искать только своей воли, только своего плана спасения, именно того образа своего духовного возрастания, как он видит, как ему представляется, то в своей духовной жизни, скорее всего, такой человек успеха иметь не будет. Невозможно творить то, что ты хочешь, и получить в итоге от Бога то, что Господь дает. Успех в духовной жизни зачастую зависит от того, насколько грамотно мы отсекаем свои греховные страсти. Они пронизывают нашу душу и поэтому начинают требовать своего даже под видом чего-то благого. Тем не менее, мы ищем своего. Духовник должен уметь это отсекать.

И есть другая крайность, когда человек начинает требовать от Бога или от духовника того, чтобы Бог или батюшка вел его и давал ему указания по каждому, даже мелочному поводу. Что бы человек ни выбирал, что бы ни делал, все равно он просит у батюшки благословения: в магазин сходить, грядки вскопать, одно сделать, другое, третье. Это немного странно. Потому что все-таки мы должны стараться все наши главные духовные вопросы согласовывать с Господом и для этого обращаться к тем священникам, которые находятся рядом, и просить, чтобы Бог через этих священников Свою святую волю открыл. Конечно, хорошо, когда рядом с вами такое сокровище, как отец Иоанн (Миронов), его святая молитва и его труд. Почему вокруг него собиралось огромное количество верующих? Потому что он сам был тружеником. А тот, кто сам труженик и исполняет волю Божию, того и Господь всегда слышит сразу. Он как бы от своих трудов, от своего богатства мог поделиться с теми людьми, которые к нему приходили.

При этом так устроено богатство духовное, что чем больше ты им делишься, тем больше его становится у тебя самого. То есть невозможно сказать, что батюшку исчерпали.

Он, конечно, уставал. Я прекрасно помню, как в конце 90-х пришел в храм на улице Цветочной, 16. Тогда отец Иоанн по лестнице поднимался еще сам. Но чем дальше, тем больше к нему приходило народа, и тем больше у него проявлялась немощь. Но он как солдат: отступал, но не сдавался. Одно время он всю службу стоял, потом на некоторое время мог присесть, потом больше сидел, потом его уже под руки вели. Тем не менее он каждый раз приходил и всех выслушивал. Это очень важно.

Очень важна последовательность в духовном труде. Чтобы спастись, нужно много трудиться, понуждая себя в преодолении своей духовной немощи. Царствие Небесное нудится (Мф. 11:12). Тот, кто себя понуждает к духовному труду, к молитве, начинает получать от Бога духовные дары, если законно подвизается. Это очень важный момент.

Помню, к батюшке пришел человек и сказал: «Батюшка, я по 300 поклонов кладу». Отец Иоанн ему: «Не надо по 300, клади по 30». Через какое-то время пришел этот человек и говорит: «Батюшка, тяжело по 30 класть, можно я поменьше буду?» Почему так происходит? Потому что, когда человек делает по своей воле, подключается гордыня, самость. Труд без благословения вроде бы кажется легким, но бывает бесплодным. А когда человеку дают благословение, когда он не от себя действует, а исполняет послушание, тогда то же самое действие становится более тяжелым, но оно будет законным, плодотворным, приносящим добро.

Поэтому батюшка много раз осаживал людей в их подвигах. Я никогда не помню, чтобы батюшка давал кому-то очень серьезные епитимии. Тридцать поклонов – это, конечно, много. Он мог дать три покаянных поклона. Кому-то мог дать и сто, но не как наказание, а как благословение на духовный труд, чтобы человек не расслаблялся.

Опытный духовник чувствует, знает, насколько человека можно нагрузить, чтобы, с одной стороны, он не пребывал в лености; с другой стороны, не начал от этих подвигов превозноситься: мол, вот я сколько делаю, как серьезно тружусь, какой я молитвенник. В настоящем духовнике нет тщеславия, гордости, нет желания властвовать, управлять людьми. У него есть только одно желание – чтобы человеческая душа стала чище и ближе к Богу. И когда это происходит, для духовника это великая радость.

Почему священники перед Исповедью каждый раз предупреждают, чтобы человек не скрывал свои грехи? Перед духовником ни в коем случае нельзя красоваться, нельзя казаться лучше, чем ты есть. Понятно, что хочется, человеческая природа так устроена. Когда, например, мы к родителям приходим, мы хотим им рассказать прежде всего о своих успехах, о том, что у нас хорошо получается, а то, что не получается, стараемся скрыть. Так вот, с духовником такого быть не должно.

Духовник должен вести человека к Богу и никогда не должен закрывать собою Господа. Часто так бывает, что люди ищут не просто духовника, а какого-то особого духоносного старца, у которого происходит великое множество чудес, исцелений и прочего. Безусловно, рядом с отцом Иоанном были и чудеса, и исцеления, и он обладал прозорливостью. Но батюшка это всегда прятал, не давал человеку акцентироваться на факте чуда, а вел к Богу.

Прекрасно помню, как в храме в честь Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» начала мироточить и благоухать икона. И батюшка сказал, чтобы ее быстренько унесли. Потому что у нас есть искушение искать вместо Бога чудес, искать старцев, духовника ставить на место Господа. Потому что Богу служить тяжело: перед Ним стыдно, и мы Его не видим своими телесными очами. Тем не менее именно этого служения ждет Господь, и именно этого служения ждет добрый духовник.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Всегда ли исполняется то, на что благословил духовник? И есть ли какие-то правила общения с духовником?»

– Если у вас есть духовник и он что-то благословил, то, если это не противоречит воле Господней, заповедям Божиим, лучше это делать. Может ли духовник ошибиться? Может. Любой человек может ошибиться. Сказано: несть человек, иже жив будет и не согрешит. Но если вы заранее у Бога попросили: «Господи, через моего духовника пошли мне Твою святую волю», то Господь искренне просящему всегда подаст.

Не надо использовать духовника как оракула, предсказателя, гадалку. Духовника надо использовать как проводника и просить, чтобы Господь через него открыл Свою святую волю. Если вы так поступили, помолились, то делайте то, что духовник благословил.

Бывает так, что духовник сказал, а у вас не получилось это сделать. Иногда приходится делать работу над ошибками, потому что не всегда человек готов выполнить то, что духовник скажет. Главное, перед тем как просить благословение, нужно обратиться к Господу, дарующему Свою благодать в том числе через духовника, священника, и попросить, чтобы именно воля Божия прозвучала в его ответе. А потом уже это выполнять.

Нужно ли спрашивать у священника: «Вы можете стать моим духовником?», или не нужно?

– Духовник – это все-таки довольно высокое звание. Наверное, добрый священник не будет от этого открещиваться, если к нему придут и скажут: «Батюшка, будьте моим духовником», но и искать этого тоже не будет. Священник не скажет: «Отныне ты будешь моим духовным чадом». Это категорически неправильно. Если кто-то считает тебя своим духовником, значит, так и есть. Какой-то особой молитвы на поставление духовного чада у нас не существует. Может, и хорошо, что не существует. Потому что духовник – это, наверное, почетное звание доброго духовного священника.

Еще один вопрос по поводу духовничества. Есть такое понятие как младостарчество. Каким образом, кроме как через молитву ко Господу, можно понять, что вот к этим отцам или к этому священнику лучше не подходить, а, что называется, бегать?

– Есть замечательный Евангельский принцип: дерево познается по плодам. Мы можем посмотреть на этого священника, выполнить то или иное послушание, которое он дал. Если мы видим духовный успех от этого послушания, значит, все хорошо. Если видим, что человек окружен добрыми духовными друзьями, то, наверное, это признак того, что человек сам таков, что это круг его интересов.

Вы сказали про отца Николая Гурьянова, он был духовным другом, соработником батюшки Иоанна. И он много раз говорил: «Что вы едете ко мне, когда у вас есть отец Иоанн (Миронов)?» Вы говорили про отца Иоанна (Крестьянкина), который был в лагерях. Серафим Вырицкий в лагерях не был, но прожил тяжелую жизнь, отдал все свое здоровье, всю войну был в Вырице, под оккупацией. Кстати, он благословил отца Иоанна (Миронова) на то, чтобы тот стал семинаристом. Духовное родство у батюшки было и со старцем Кукшей Одесским.

То есть можно посмотреть, что человек читает, с кем общается, что для него является идеалом, к чему он идет. Потому что куда он идет сам, туда поведет и тебя.

Благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови всех нас творить Твою святую волю.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс