Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1315) → Священник Олег Герасимов: Можно ли научиться слышать Бога и понимать Его?

Священник Олег Герасимов: Можно ли научиться слышать Бога и понимать Его?

№34 (1315) / 2 сентября ‘25

Беседы с батюшкой

Тема передачи сложная. Потому что здесь надо разобраться в вопросе о том, можем ли мы услышать Господа. Не то, что мы можем услышать, а хотя бы, как говорили отцы, повернуть голову в сторону Господа. Нам, конечно, очень хочется и слышать Господа, и понимать Его. Может, когда мы совсем новоначальные, нам кажется, что мы как раз Его и слышим, и понимаем и голоса Бога, и Его дела. Но потом, когда проходит время, мы теряемся. Помните те времена, когда каждый день сотни людей приходили в храмы креститься, а потом храмы стали пустыми. Что произошло, не понятно. Эти люди хотели услышать Господа и перестали Его слышать и понимать?

– При всей очевидности ответа на поставленный в заголовке передачи вопрос ответ простой: «Да, можем». Тут сразу возникает очень много нюансов, которые порождают новые вопросы. Действительно, в самом начале, когда ты только-только пришел, когда в тебе еще то, что в богословии называется призывающей благодатью, когда ты только уверовал, еще порхаешь на крыльях, ты очень просто можешь по многу часов читать молитвы, стоять на коленях. Еще чуть-чуть, и ты уже святой, уже преподобный и взлетишь.

Потом через какое-то время это все немножечко остывает, и появляются более конкретные житейские вопросы. Ты находишь себя в ситуации, которая на самом деле никак не поменялась, потому что чаще всего первый порыв – это тот самый пар, который уходит в свисток, и встает вопрос, а что делать дальше? Вот, я уверовал, вот, я прилагаю правильные усилия, но что-то ничего такого не ощущаю внутри себя. Тогда действительно встает вопрос о том, а чего хочет от меня Господь? Как можно Его услышать?

Здесь и начинается очень серьезная работа над собой. Она заключается в том, что надо попытаться найти ту самую глубину внутри себя, на которой только и можно расслышать тонкий-тонкий голос Господа. Потому что мы себя, как оказывается, знаем очень плохо. Мы знаем какие-то свои привычки, какие-то свои черты характера и т.д. и думаем, что уже себя хорошо знаем. Но по мере продвижения в вопросе самопознания вдруг начинаем обнаруживать, что из нас выливается что-то такое, чего мы в себе раньше даже не подозревали.

Когда ко мне приходят люди и начинают говорить: «Я никогда в жизни никому не завидовал, и вдруг зависть прямо душит, или невесть откуда взявшаяся злоба. Неужели то, что я иду за Господом, то, что я начал ходить в Церковь, так меня испортило?», я отвечаю, что, наверное, здесь имеет место такая высшая педагогика, когда Господь по мере нашей готовности воспринять о себе очень нелицеприятную правду показывает нам, на что нам надо обратить особое внимание конкретно сейчас.

Можно привести такую очень уместную аналогию с тренером, который говорит своему подопечному: «Ты сейчас пока вот это оставь. Это не означает, что ты уже достиг совершенства в том, что ты делаешь. Нет, пока ты в этом более или менее преуспел, оставь. А сейчас обрати внимание вот на эту мышцу (условно говоря) или на это движение, которое тебе нужно отработать». Здесь то же самое. Пока ты работаешь, например, со своей раздражительностью, потом создается впечатление, что она от тебя отходит, и ты становишься спокойным. Но ты ее еще не победил. Просто Господь тебе говорит: «Подожди! Сейчас пока на этом остановись и займись чем-то другим». Для чего все это нужно? Это нужно для того, чтобы прийти в такое состояние души, которое позволяет нам очень отчетливо слышать голос Господа.

Вспоминаются притчи, когда, например, Господь исцелил скрюченную женщину в субботу в синагоге. Там было возмущение по поводу того, что это происходит в субботу, что это нельзя, на что Господь сказал, разве вы вола не отвязываете в субботу и не ведете его к водопою. Можно опять-таки вспомнить, что учитель этой синагоги все-таки задумался о том, что закон не всегда работает. Здесь для меня важно вот что. Эта скрюченная женщина, которую Христос избавил от недуга, стала славить Господа. Книжники, которые обвиняли Христа, верили в закон. Соответственно, по закону Христос был не прав. Нам хочется быть исцеленными от недуга, чтобы Христос исцелил, и тогда мы будем славить Его и прославлять. Если этого не происходит, то тогда я превращаюсь в книжника и фарисея и не понимаю, а почему тогда Христос не исцеляет меня? Эта женщина слышала, понимала Господа, или ей нужно было только исцеление? А книжники жили ведь по закону, но, получается, они не могли услышать и понять Господа?

– В том эпизоде, который вы сейчас описали, есть такая тонкость. Дело в том, что эта женщина, которая так жаждала исцеления, сознательно пошла на нарушение закона. Она же не имела права ни к кому прикасаться, так как была кровоточивой. В самой себе она сказала, что если она прикоснется, то исцелится. Это такой акт веры, который как бы выбивается из рамок закона. Получается, что в этом смысле она превосходила всех этих книжников по силе своей веры. Господь не мог ее не услышать.

Тем самым, может быть, Он показал, что закон не то чтобы утратил свою силу, просто надо уметь выходить за его рамки, надо знать, чувствовать тот момент, когда закон становится уже обузой. Это вовсе не означает, что нужно идти напропалую и просто перестать исполнять то, что предписано нам Церковью или канонами. Нет! Просто надо понимать, что этим все не исчерпывается. В этом смысле законники, которые держались за букву, были как бы обречены на глухоту. Потому что они видели свое спасение только в законе. Вплоть до того, что они были готовы не расслышать Бога. Они сознательно не хотели слышать и видеть очевидного, что сейчас на их глазах произошло чудо. Потому что это разбивало и развеивало их мироощущение, они просто теряли опору под ногами.

Для них исполнение закона было гарантом того, что они все делают правильно. А тут вдруг приходит неправильный человек, который да, творит чудеса, да, делает то, чего не может делать человек, если у него нет силы от Бога, но они решили, что лучше будут держаться за закон. Потому что это привычнее, понятнее, дает какие-то гарантии, а откуда этот человек, они не знают. А эта женщина позволила себе не послушаться закона, увидеть в Христе того, кем Он был, то есть Спасителем.

И, кстати, пример с книжниками и с фарисеями, он именно об этом. Когда при всей очевидности того, что перед ними был действительно чудотворец от Бога – все равно суббота, соблюдение закона на первом месте. Помните исцеление слепорожденного? «Как этот человек может быть от Бога, если он субботу не чтит?» Но подождите, он же совершил такое чудо, которое вообще никому не подвластно, «Ну и что? Он не чтит субботу, значит он грешник». Все, это вердикт, который мы выносим таким же образом практически каждый день, потому что мы прекрасно понимаем и знаем по Евангелию, как мы должны жить, но всегда находятся оправдания самих себя, почему у нас это пока не получается, почему мы пока можем себе позволить. Например, не делать того, что Господь от нас ждет, и Он с нами, как с неразумными детьми, все время бьется, пытается что-то донести, а мы не то, что его не слышим, мы не хотим его слышать, вот в этом беда.

Потому что, если мы Его услышим, если мы захотим Его понять, то нам нужно жизнь свою менять. Мы не хотим этого делать, а хотим жить в уверенности, что я правильно живу. Ведь, опять-таки, когда мы говорим «книжники», там есть еще одно слово, называется «народные книжники». Потому что ведь книжник – это богослов, прежде всего. Алексей Ильич Осипов всегда шутит, когда обвиняют книжника, – «Я говорю, я не согласен, потому что это богослов, а я богослов».

Но на самом-то деле здесь есть еще одна вещь, которая меня очень интересует. Это, мягко сказать, распространенная ситуация, когда Господь не приходит к нам и не говорит: «Глеб Борисович, я считаю, что нужно делать так».

Не приходит это, так сказать, напрямую, правильно? И в этом случае тогда мне нужно жить так, чтобы надеяться на то, что когда-нибудь я услышу голос Господа Христа. Вот понимаете, какая штука? А я его не слышу, и в конце концов, я думаю, если я его не слышу – значит я грешник до мозга костей, и я не способен этого услышать.

Да и не буду я теперь это делать, потому что я, соответственно, не достоин того, чтобы слышать Господа.

– Ну, давайте попробуем такую гипотетическую ситуацию представить, что Господь пришел и действительно сказал. Внимание, вопрос. Услышав то, что Он говорит, бросимся ли мы тут же исполнять то, что Он просит нас, или все-таки начнем мягко давать Ему понять, что еще не время, я еще не хочу.

Знаете, был интересный эпизод из жития, по-моему, Амвросия Оптинского, когда он кому-то, кто у него спросил, какова воля Божия по какому-то поводу, сказал, как думает. И этот человек начал с ним спорить: «Ну батюшка, ну я же не могу, вы же понимаете, я такой». На что преподобный Амвросий сказал: «Ну, я же человек мягкий, вы меня убедите. От этого воля Божия, конечно, не изменится. Вы, пожалуйста, делайте, как хотите». Получается, мало услышать голос Божий. Важно быть готовым исполнить то, что ты услышишь. И поэтому здесь надо все-таки настроиться не на то, чтобы Господь к нам как-то вот явился и нам что-то сказал, а надо все-таки себя испытывать на готовность пойти туда, куда тебя позовут.

Кто-то из епископов, по-моему, из зарубежной церкви, архиепископ Василий Родзянко, если я не ошибаюсь, положил послушание сам себе, чтобы соглашаться со всем, куда его позовут.

Вот он идет куда-то, и вдруг его окликают, говорят, надо пойти там. И он, несмотря на то, какие дела у него, разворачивается и идет за тем, кто его позвал.

Сам на себя такое послушание возложил, то есть соглашаться со всем, куда его позовут, считая, что Господь посылает людей на его пути, – это голос Божий. И был такой случай, когда он шел куда-то по очень важным делам, но вдруг его окликнули, попросили то ли пособоровать, то ли причастить умирающего, и как-то там очень интересный был случай, я сейчас точно не помню, и это было явным подтверждением того, что вот это его наложенное на себя послушание действительно было замечательным способом услышать голос Божий.

Ну понятно, что такой подвиг на себя не всякий возьмет, но это дает нам робкую надежду на то, что, если мы соберемся с силами и воспитаем себя так, чтобы быть готовыми при всем наборе аргументов, почему так нельзя и почему мы еще не готовы идти за Богом, тогда, я думаю, голос Божий в нашей душе будет яснее. И, по-моему, Клайву Льюису принадлежат слова о том, что сначала Господь с нами говорит шепотом совести, потом голосом любви, а потом рупором страданий.

Потому что мы никак не видим очевидного. Нам все время хочется, чтобы было так, как мы хотим. У нас есть некая картина мира, которую мы сами себе нарисовали, и нам нужно, чтобы Господь нас именно по ней вел.

Если вдруг что-то приходит, что не вписывается в наши планы, то мы явно не готовы этому следовать. Получается, что мы слышим Голос Божий. А что это нам даст? Здесь вопрос в том, чтобы быть готовым откликнуться. И вот на это, мне кажется, надо все свои усилия направить.

А если мы этой готовности достигнем, то тогда вопрос сам собой снимется. Потому что все, что нас окружает, все свидетельствует о том, что Господь рядом. Надо только остановиться и прислушаться, не отворачиваться от очевидного, не отмахиваться. Тогда тема передачи была бы достаточно простой.

Но у нас, к сожалению, есть шутка о том, что вынесли законопроект «Не укради». Но работают над поправками, потому что есть нюансы.

Да, есть нюансы. Но просто, когда мы говорим о исполнении заповедей, то в какой-то момент можем опять превратиться в этих самых книжников и фарисеев по простой причине – знаем, что надо исполнять заповеди, но мы умозрительно можем знать заповеди и назвать их все, но при этом это будут только знания книжные, но не сердечные.

И вот здесь вот и возникает у меня вопрос. Мы слышим все время, что нужно жить по заповедям, каким образом сделать так, чтобы эти заповеди были не только в моей голове, не только в книжке, но и были мне понятны сердечно?

– Вы очень оптимистично сказали, что мы можем стать книжниками. Мы уже ими стали, я вам так могу сказать. Потому что гораздо легче попытаться исполнить все по книжке, внешне, и при этом постараться внутри, чтобы тебя это никак не коснулось.

Отсюда все многочисленные толкования, вот так вот можно, вот так нельзя, вот это работа, вот это не работа. Или, например, меня всегда забавляет и огорчает одновременно вопрос, который очень часто задают на Исповеди: «Вот так сделал. Это считается грехом, или нет?» У кого считается? Кем это считается? Предполагается, что там наверху сидит такой строгий судья, который смотрит в Небесный уголовный кодекс? Я как юрист могу сказать, что для того, чтобы преступление стало преступлением, оно должно содержать четыре признака состава – объективная сторона, субъективный объект, объект и субъект. Если хотя бы одной стороны, одного признака нет, все это не преступление. Вот и здесь тоже: «Так, это не считается грехом». И некорректность этого вопроса заключается в том, что есть соблазн все свое следование за Христом или с исполнением заповедей свести к тому, чтобы делать безупречно то, что от нас требуется, при этом особо сердцем к этому не прикипая.

Чем отличаются заповеди Христовы от декалога Моисеева? Тем, что в Ветхом Завете заповеди – это набор таких вот указаний: делай вот это, вот это и вот это. Христос таких указаний не дает. Он очерчивает ситуацию и дает нам выбор, говоря о том предпочтении, которое более соответствует Духу Божественному.

То есть, если ты так поступишь, это будет по-Божии, но выбор все равно за тобой. То есть это не строгое указания: «Делай так и не делай по-другому».

Нет. Делай, пожалуйста, но только это нанесет вред твоей душе. А, чтобы душе твоей вред не был нанесен, чтобы ты приблизился к Богу и не отдалился от Него, уместнее делать то-то и то-то. И вот тогда совершение, вернее, следование заповедям Христовым, это уже не просто соблюдение некоего закона, это не просто исполнение внешних предписаний, а это именно попытка вчувствоваться: «Сейчас я поступаю по духу Христову или против этого духа? Сейчас я приближаюсь ко Христу или отдаляюсь от него?» А это гораздо сложнее. Христос говорил: «Вы слышали, что сказано древним? А Я говорю вам…». И получается, что вроде как все это смягчается, но нет, потому что это становится очень глубоким.

Дорогой отец, вот подошла к концу наша передача. Так вот она пролетела, как одна секунда. Благословите наших телезрителей.

– Бог благословит, дорогие. Спасибо, что вы с нами.

Дорогие телезрители телеканала «Союз», спасибо, что вы с нами, за то, что вы нас поддерживаете, за вашу жертвенную любовь. Без вас нам действительно плохо, очень плохо. С вами нам действительно хорошо. И оставайтесь на первом православном!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс