Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (973) → Протоиерей Александр Ильяшенко. Семья: актуальные вопросы

Протоиерей Александр Ильяшенко. Семья: актуальные вопросы

№28 (973) / 24 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Александр, что такое здоровая семья и, как следствие, что такое здоровое общество?

– Мне кажется, здоровая семья – это счастливая семья, где все друг друга любят, где существует взаимопонимание, взаимоподдержка, где существует здоровая иерархия. Часто у нас иерархию и связанную с ней строгость воспринимают в грубо армейском смысле. Хотя дисциплина – как понятие, что можно, что нельзя, – просто необходима: возьмите правила дорожного движения – это же система, приучающая водителей к самодисциплине. И в семье так должно быть, но только это должно быть растворено любовью.

Конечно, верующие люди многие проблемы решают проще: они в Церкви и окружены такими же семьями, с такими же проблемами и интересами. И очень важно искать занятия для детей, которые наполняли бы их жизнь, чтобы их досуг не превращался в праздность, что сейчас очень опасно и губительно для детей, – это и телевизоры, и телефоны. Так что очень трудно хранить мирную обстановку в семье. Ведь столько соблазнов! Когда я был молодым, таких соблазнов не было – нашему поколению было гораздо легче, чем современному. А если семьи радостные, счастливые, если мы здоровые, то и общество здоровое, ведь общество состоит из семей. Пусть у молодых людей, предположим, еще семьи нет, но пройдет сколько-то времени – и, дай Бог, они создадут ее. Однако очень важно, чтобы эта семья была основана на любви, доверии друг к другу и чтобы все члены семьи были счастливы.

Каковы современные тенденции развития института семьи?

– Говорить о развитии семьи как института я не могу, у меня сравнительно небольшой опыт, но я наблюдаю (и не только я) – создать хорошую и здоровую, радостную и счастливую семью сейчас очень трудно именно из-за того, о чем я уже сказал: это тьма соблазнов. Где-то я видел материал под заголовком «Чужих мужей не бывает» – простите, это идет глас народа: это не кино, не какая-то передача, а кто-то так назвал свою заметку. Это страшно, когда нет таких понятий, как верность, чувство долга, когда из нашего лексикона и слово «честь» практически выпало, а тем более – такое сочетание, как «женская честь».

У меня такое впечатление, что многие современные женщины смотрят сами на себя глазами молодого голодного мужчины, в то время как любая девушка, женщина должна быть неприступной: если женщины неприступные, в мужчинах проявляются их лучшие качества, например рыцарское достоинство. Очень легко быть бабником и трудно быть рыцарем. Быть рыцарем иногда бывает довольно опасно, – но зато это благородно; вот опять: слово «благородно» тоже ушло из нашей жизни. Мы все демократы. Пожалуйста, очень хорошо: древние римляне были демократами и прекрасно понимали, что такое благородство. Надо иметь в виду, что христианство возникло пусть в языческом и в чем-то страшном римском мире, но при этом такие понятия, как честь, человеческое достоинство, доблесть, были присущи римскому обществу.

Сейчас вкладываются огромные деньги в воспитание патриотизма, – но просто смешно представить себе, что в Древней Руси Великий князь указывает на то, что нужно воспитывать патриотизм, или в Древнем Риме. Это органически воспринималось. Значит, сейчас идет нечто, что разрушает представление, что такое здоровый патриотизм.

Если посмотреть блогосферу, так просто сплошная ругань в отношении других стран, которые, может быть, сейчас находятся в очень тяжелом положении. Так нет – злорадство, озлобление, мнимое превосходство вместо сострадания и сочувствия, желания помочь и так далее. Как много у нас искажений, причем именно на уровне нас, простых жителей… Правда, и по телевизору говорят, но нечто подобное или даже более грубое повторяется на обыденном уровне. Поэтому очень много страшного негатива изливается на каждого члена общества, и мы должны искать те глубокие традиции, которые сформировали наш поистине великий народ.

Почему традиции теряются? Почему мы их забываем?

– Хорошие вопросы. Я любитель истории, и мне кажется, что недостаточное знание истории – это один из очень и очень серьезных общих современных недостатков. Это касается не только нашего народа, но и европейских стран, – весьма пренебрежительное отношение к своему прошлому. Возьмите Средние века – казалось бы, как много было создано в Средневековье, какие храмы, замки, произведения искусства, какое проявление доблести, мужества… А с легкой руки Вольтера их назвали «темными веками». Мы смотрим на наш Кремль – это же наше русское Средневековье. Это что – «темные века»? Можно так сказать? Но это уже как зараза, как инфекция внесено в общество и искажает восприятие прошлого (далекого и близкого), предков. Поэтому и надо сегодня вкладывать деньги в воспитание патриотизма, ведь никто не знает, что это такое. А в Древнем Риме культивировалась такая добродетель, как любовь к прошлому, знание своего прошлого, знание своей истории и знание великих людей, творивших великую историю. Это же огромная воспитательная сила примера, у нас она просто сейчас не используется, а тогда сознательно, подчеркнуто изучали и знали своих великих предков.

У нас же – попробуй спроси: ну, назовут одно, два, три имени (или фамилии), и все. Может, даже они и не великие (или кажется, что они великие), а по-настоящему великих у нас вряд ли назовут. Например, Александр Васильевич Суворов – от него уже осталось только имя – чем он велик? Ну, ни одного сражения не проиграл. Действительно, так. С солдатами кашу из одного котелка ел. Если знать, что в тогдашний рацион солдат входило то ли 400, то ли 600 граммов мяса, я бы тоже хлебал с удовольствием из такого котелка – что тут такого особенного? Но ведь он в каждом солдате видел личность, каждого солдата воспитывал, сохраняя уважение к его личности. Он требовал от солдат, чтобы каждый из них понимал его маневр (маневр такого человека, как Суворов), – это шутка? Как он должен был их учить и как они учились, как они воспринимали это? И он говорил: «Чудо-богатыри, неприятель от вас дрожит».

Я на Исповеди иногда задаю вопрос. Когда приходит человек, что-то его печалит, он не видит способа выбраться из трудной ситуации, я говорю: «Скажи, пожалуйста, зачем православный воин берет в руки оружие и идет на войну?». Как правило, отвечают: «Защищать». Собственно, нас так учат. Ответ правильный, но не полный. Александр Васильевич учил иначе. Его книга называется «Наука побеждать». Если ты не победишь, значит, никого не защитишь. А если войско идет побеждать (не убивать, не умирать, не защищать), лучше с ним не связываться. Правда? Вот все и разбегались перед Александром Васильевичем. Так вот, если ты настроен на победу, если понимаешь свой маневр, если в тебя вложили настоящее знание, что от тебя требуется, тогда ты победитель, тогда ты прорвешься, – да еще и с Божией помощью.

Александр Васильевич так и говорил: «Солдаты, Бог нам генерал, Он нас водит». И он сам понимал, что он – исполнитель воли Божией, он искал волю Божию – и своим гением, чистотой своей души, глубиной веры и приобретал это сверхъестественное знание, поэтому ни разу не проиграл. И солдаты были готовы идти за ним и умереть.

К знанию истории… Я знаю, что у вас на портале «Православие и мир» в одной из статей идет речь об интересном исследовании Дмитрия Ивановича Менделеева, которое называется «К познанию России». Вы не могли бы об этом исследовании подробнее рассказать?

– В советское время, к сожалению, это произведение Дмитрия Ивановича Менделеева было доступно только узкому кругу специалистов. Это его последнее произведение, он его писал, чувствуя приближение своей кончины, писал набело; не видно, что он его редактировал, но стиль потрясающий – и, главное, какой масштаб колоссальный: масштаб очень крупного государственного мужа, который видит с высоты птичьего полета, все видит, все фиксирует, обо всем говорит, обо всем имеет свое мнение – очень глубокое, верное, неожиданное.

Например, он пишет, что нужно предлагать амбициозные проекты. Для меня это было удивительно. И дальше он развивает свою мысль: «На простые проекты денег не дадут. А вот мы с адмиралом Макаровым проектировали ледокол, чтобы он дошел до Северного полюса». Просто так денег не дали бы. Вот они построили ледокол «Ермак». К сожалению, он оказался недостаточно мощным, но и то с первого раза они предложили этот проект, без промежуточных исследований, – настолько они выдающиеся люди. И вот, оказалось, зря прекратили финансирование: если бы дали сделать более мощный ледокол, мы бы провели 2-ю Тихоокеанскую эскадру (которая шла из Кронштадта вокруг Европы, Африки, Индии в Индийский океан, чтобы прорваться во Владивосток) Северным морским путем за одну навигацию. А так при Цусиме потеряли в 10 раз больше, чем затратили бы на этот проект, – потрясающе! Не послушали гениального государственного человека.

И он пишет в книге, что он противник революции, что развитие должно быть эволюционным, что огромная масса проблем, – и он намечает, как их решать: не переворот устроить, а как их решать, чтобы государство в целом и народ развивались. Он очень тщательно отслеживает важнейший комплекс проблем, чтобы население росло стабильно высокими темпами. Он очень подробно исследует этот вопрос и говорит, какие меры нужно принимать, чтобы развитие происходило. Причем он говорит, что в Центральной (то есть Европейской) России темпы прироста населения самые высокие в империи, мусульманские окраины имели более низкие темпы прироста населения (а сейчас Псковская, Тверская области вымирают; тогда же там был самый высокий темп прироста населения и он рос так быстро, что никакой передел помещичьей земли никаких проблем не решил бы – на год-два оттянул бы, а так каждый год в стране население увеличивалось миллиона на три).

Давайте вернемся к разговору о здоровом развитии общества во времена Дмитрия Ивановича Менделеева. Почему те самые темпы прироста населения, о которых Вы сказали, сошли на нет?

– Очевидно, из-за войн, которые происходили в начале XX века... Русско-японская война, абсолютно бессмысленная, ненужная, всколыхнула первую русскую революцию, масштабную, жестокую, которая поставила на грань выживания императорскую Россию, императорский строй; еле-еле смогли преодолеть это страшное потрясение; потом Первая мировая война – на мой взгляд, это тоже очень тяжелая ошибка царского правительства. Мы говорим, что были очень высокие темпы прироста населения, но при этом были и очень высокие показатели смертности, особенно детской. В царское время детская смертность была такова, что умирал каждый 4-й младенец до года – это же ужасно: из 4-х детей один умирает.

Я посмотрел статистику: в Англии и Германии смертность была ниже, чем в России. За несколько десятилетий она упала в 1,5 – 2 раза, а у нас – на несколько процентов. Значит, они вкладывали деньги в народное здравоохранение, а царская Россия нет. Затеяна совершенно ненужная русско-японская война – значит, неправильная политика, раз позволили себя втянуть в такую авантюру. А денег на здравоохранение не хватило. И народ не мог этого не чувствовать. Поэтому он так и всколыхнулся в 1917 году, так как был доведен до крайности вольными и невольными промахами или провокациями, которые происходили по вине или беде правительства.

Но к власти рвались и недобросовестные люди, которые и устроили февральский переворот. Так что это очень сложный вопрос, и он нас уведет в сторону, но речь о том, что на ровном месте ничего не бывает, были очень тяжелые противоречия – часть из них и Дмитрий Иванович Менделеев вскрывал, были и другие, и нам нужно изучать их, чтобы не повторять. И знать, как преодолевать.

Какие традиции следует возрождать, чтобы появлялись здоровые семьи?

– На одной конференции у врача-акушерки с огромным стажем (она чуть ли не 10 000 родов приняла) спросили: «Скажите, вот Вы в разных регионах работали, у разных женщин разных национальностей принимали роды. Где рождаются здоровые дети?». Она улыбнулась и сказала: «В любви». Ответ потрясающий. В самую точку. Но для этого мы должны воспитывать всех наших детей в понятиях традиционных и выбирать то лучшее, что было в прошлом.

У нас учат, что прогресс – это то, что ждет впереди. Это неправильно. Прогресс – это достигнутые вершины. И только если мы опираемся на них, мы можем не терять уровень, а если мы о них не думаем, то обречены влачиться по земле, плохо решая те задачи, которые наши предки решали блестяще. Так вот, мы должны изо всех сил оглядываться назад и брать из прошлого все лучшее. И при этом каждый должен прикладывать усилия, потому что учи не учи… В университете очень хорошо учат историю, только многодетных семей оттуда выходит не так много. Это все очень сложно.

И, конечно, здесь роль Церкви огромная. Но заметьте: как только Церковь говорит о том, что нужно иметь много детей, какой вал оскорблений на нее обрушивается! Эта агрессия подпитывается средствами массовой информации. Можно сказать: «Дорогие наши соотечественники, а зачем вы это смотрите и слушаете? Это же зависит от каждого» – «Привыкли». Теперь в каждой семье телевизор в каждой комнате, и на кухне, и на работе: везде телевизор.

Какими должны быть здоровые отношения между отцами и детьми?

– Очень важно правильные отношения закладывать с младенчества. Ребеночек еще не умеет говорить, а уже должен знать слово «нельзя» – оно должно быть таким же равноправным словом семейного лексикона, как, например, слово «можно». Ведь вы же не скажете своему ребенку: «Да можно, можно! Сколько раз тебе повторять – можно!», а вот «нельзя» так почему-то говорится. Оно должно быть таким же: «Нет, мой хороший, нельзя. Ну вот нельзя, мой хороший, нельзя, и все» – мягко и с любовью. И все спокойны, и ребеночек тоже. Он махонький, но он прекрасно понимает – детки необыкновенно смышленые.

И он начинает прекрасно понимать, что когда ему говорят «нельзя», его точно так же любят, как тогда, когда говорят «можно», просто он просит что-то, чего действительно нельзя. Он еще маленький, не понимает, но раз к нему относятся с любовью, значит, он своим родителям доверяет. Он понимает: несколько раз сказал – и все хорошо. Если это закладывается с самых ранних месяцев его жизни, когда он еще ходить не умеет, даже говорить не умеет, если он это понимает (он же растет, это эволюционное развитие), то в нем закладывается очень здравая система ограничений – он понимает, что есть вещи, которые делать нельзя. Подрастет – поймет, а пока он с доверием к родителям воспринимает: это нельзя. Не нужно на ребенка сердиться, голос на него повышать. Писание говорит: «Гневаясь, не согрешайте»; «гневайтесь» – это предписание. А наш великий педагог Макаренко эту мысль выразил замечательно: «Воспитатель должен уметь изображать гнев».

Если ребенок все-таки не реагирует на слово «нельзя», не слушается, упорствует...

–...это значит, что родителей надо в угол поставить: они что-то пропустили. Это значит, что бедные родители воспитывали своих детишек исходя из некоторых представлений, но не реалистических, а идеалистических. Реализм – это не то, что можно попробовать, а то, что соответствует правде жизни. Значит, надо всем перестраиваться, и родителям в первую очередь.

Действительно, ребенок должен понимать, что есть вещи, которые делать нельзя. Но родителям надо больше прикладывать усилий, чтобы объяснить, почему нельзя. Всегда надо мотивировать: не потому, что у меня плохое настроение, а потому, что это действительно нельзя. Или: «Пап, купи чего-нибудь». – «Ну, денег нет, не могу я купить». – «А вот я хочу». – «Ну что ж, хотеть не запретишь, что я могу поделать?». Если вот как-то по-хорошему, не теряя чувства юмора, то и вопросы будут разрешаться.

Каковы основные внутренние препятствия и внешние препятствия к созданию здоровой, крепкой, большой семьи?

– Думаю, что прежде всего все препятствия внутренние: люди сознают ответственность, которую берут на себя, трудности, которые придется преодолевать, и если они относятся друг к другу искренне и с теплом своей души, тогда все будет хорошо и никакие внешние препятствия не помешают. А если есть какая-то слабина, какая-то трещина, какие-то нравственные искажения (не дай Бог, они проявятся), тогда оказывается, что люди друг другу не доверяют. И семьи распадаются. И страдают и дети, и жены: есть такая закономерность – грешат сильные, а страдают слабые. Грешат мужчины – страдают женщины. Грешат женщины – страдают дети. Ну и мужчины, конечно, тоже заставляют детей страдать.

Я был на одной конференции, там выступал профессор, психиатр и одновременно священник, и он сказал: «Если ко мне приходит девушка как к психиатру, первый вопрос, который я ей задаю: какие отношения у тебя с отцом?». Это очень глубоко: если бедная молодая девушка сталкивается с нравственными внутренними трудностями, скорее всего, у нее в детстве не было полноценного контакта с отцом. Очень важно правильное отцовское отношение к дочери.

У О’Генри даже есть рассказ (к сожалению, забыл его название), который начинается с того, что девочка просит папу поиграть, а папа читает газету, ему не до дочки. И потом она вырастает, сбивается с пути, несчастный любовный треугольник – и она прыгает с моста в реку. И вот рассказчик оказывается на том свете, и там этого папашу строго-престрого судят. Автор подчеркивает важность того, чтобы родители, и отцы в особенности, уделяли внимание детям: матери должны это делать, никуда не денешься, а вот папы могут отлынивать. Так вот – чтобы не отлынивали.

То есть главное – отцовское внимание?

– Родительское. Но отцовское просто как бы уходит у нас на задний план: мамочке не надо доказывать, что она должна ребенку уделять внимание, а папочке надо – мы немножко разные. Чем больше внимания папа уделяет своим детям, тем лучше: от него очень многое зависит.

Что главное для создания здоровой, полноценной большой семьи?

– Всего не перечислишь. Тут можно ставить разные критерии, но один из очень важных критериев, помимо теплого чувства, которое испытывают молодые люди (ясное дело, они молодые, темпераментные, эмоциональные, переживают такое горение, и это необходимо, чтобы люди были друг другу глубоко симпатичны), – родительское согласие. Оно очень важно и необходимо. И в чине Венчания звучат такие слова: «Помолимся и о воспитавших их родителях», ведь молитвы родителей укрепляют основание домов. Хотите, чтобы фундамент вашего семейного счастья был прочным? Добейтесь, проявите свою любовь так, чтобы родители согласились на ваш брак и благословили его.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс