Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (973) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Почему Господь не всегда слышит наши молитвы?

Протоиерей Димитрий Беженарь: Почему Господь не всегда слышит наши молитвы?

№28 (973) / 24 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Мы продолжаем тему «О самом необходимом», и сегодня наша беседа – о том, почему Господь не всегда слышит наши молитвы.

– Я бы немного подправил этот вопрос. Большинство современных людей, которые молятся и сразу не получают просимого, именно в такой форме и задают вопрос: почему Господь не слышит молитвы, не исполняет их? Но точнее можно сформулировать вопрос так: почему нам кажется, что Господь не слышит наши молитвы?

Господь – это любящий Небесный Отец, Который, по словам святых отцов Церкви, ближе к нам, чем наша собственная душа. Он всегда видит, знает все наши просьбы. То, что для нас – будущее, для Бога – настоящее. То, что для нас – прошлое, для Бога известно и ничего не сокрыто. Господь всегда готов нам помочь. И все, кто нас сейчас смотрит, могут из своей жизни вспомнить примеры, когда просишь – и кажется, что Господь не слышит молитвы.

По теме пришло несколько вопросов на электронную почту. Первый – такой: «Если ум рассеян, озабочен и не может настроиться на молитву, что делать?».

– В частности, преподобный Паисий Святогорец, зная ситуацию современных людей (к нему приходило очень много озабоченных разными проблемами, скорбями, заботами), прекрасно понимал, что человек, живущий в социуме, в круговороте проблем, действительно не может настроиться на молитву сразу и даже сравнительно малое молитвенное правило не может совершать с полным вниманием, самоотдачей, полным участием ума и сердца. Преподобный Паисий, в русле всех святых отцов, которые были до него, советует перед молитвенным правилом разогреть, как он выражался, свой духовный мотор, а именно: почитать хотя бы одну главу Евангелия или краткую выдержку из святоотеческих текстов – лучше всего, как говорил преподобный Паисий Святогорец, из патериков. Например, «Лимонарь», «История боголюбцев», «Достопамятные сказания», «Отечник», «Алфавитный патерик» – там краткие, но емкие случаи из жизни святых отцов, живших в Фиваиде, Нитрии, Палестине. Они согревают душу, внутренне помогают как бы отрешиться от круговорота земных проблем и настроиться на духовный лад. То есть духовное чтение, хотя бы краткое, перед молитвой очень помогает.

Следующий вопрос от телезрителей: «Что мешает молиться? Как почувствовать необходимость молитвы?».

– Молитве мешают наши страсти, в первую очередь – эгоизм, гордыня, самомнение, самооправдание, самопревозношение, когда мы ставим себя в центр жизни и считаем, что все должны только вокруг нас крутиться. Не случайно же в Священном Писании сказано, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Поэтому эгоизм, или гордыня, как самая главная, центральная страсть и мешает молитве.

Святые отцы Церкви говорят однозначно, что борьба со страстями помогает молитве. И чтобы молитву возлюбить, надо почаще приводить себе на память благодеяния Божии, которые были в нашей жизни, – а ведь однозначно, дорогие друзья, в нашей с вами жизни очень много благодеяний Божиих, большинство из которых мы не замечаем или считаем, что это в порядке вещей, что так и должно быть, не замечаем, сколько раз любящая десница Небесного Отца сохранила нас от явной гибели, от какого-то несчастья, неприятности, когда Господь нас покрыл Своею любовью, когда мы были виноваты и могли бы пострадать (или по нашей вине пострадали бы другие люди). Почаще приводите себе на память благодеяния Божии, чтобы внутри возгревалось чувство благодарности, а благодарность и любовь к Богу понуждают молиться...

Следующий вопрос: «Если человек просит Бога, но не получает просимого, нужно ли настойчиво продолжать это просить?».

– Дело в том, что Господь наши нужды знает заранее, но, будучи любящим Небесным Отцом, дает то, что полезно. Особенно современные люди думают, что они самые грамотные, самые умные и знают, что им нужно. А Господь знает, что нужно на самом деле. Приведу аналогию: в большой семье родители точно знают, что детям надо есть в первую очередь, а все остальное потом, но детям хочется сладкого, конфет и так далее, и если им предоставить полную свободу, они будут есть только сладкое и просить одни конфеты. Но родители, зная, что это неполезно, предлагают им есть то, что действительно им полезно для гармоничного душевного и физического роста. То же и здесь: Господь знает, что нам полезно. Мы можем что-то просить, но Господь это не дает не потому, что не хочет или не может: Он знает, что это нам неполезно.

И еще есть очень важный нюанс: нам иногда хочется быстро получить просимое, а Господь, как говорит преподобный Макарий Великий в своих «Духовных беседах», знает, что высшее благо для человеческой души – это постоянное единение с Богом. И чтобы дать нам возможность постоянно пребывать в уединении с Ним в молитве, Господь не сразу исполняет наши просьбы, но дает нам возможность проявить в молитве настойчивость, терпение и смирение. Естественно, люди малодушные, склонные все получать сразу, могут из-за этого огорчаться, даже впадать в уныние, приходить к ложному выводу, что Господь не слышит их молитвы, не обращает на них внимания. На самом деле Господь именно в этот момент на тебя взирает, но даст тебе просимое (при условии, если оно полезно), когда это тебе действительно будет нужно.

Может быть, человек неправильно молится или допускает ошибки в молитве?

– Безусловно. Если молитва эгоистичная, когда движущая сила молитвы – не смирение, не любовь к Богу. И одно из очень больших препятствий в молитве и причина, почему мы как раз не получаем просимое, – это отсутствие любви к ближнему. Отсутствие любви – одно из самых сильных препятствий для получения просимого от Бога. Очень мудро преподобный Паисий Святогорец говорил, что отсутствие любви, эгоизм, самость – как некий «изоляционный материал», который не дает благодати Божией действовать в наших сердцах.

Он приводил очень интересный пример из своей жизни. В 1953 г. преподобный Паисий Святогорец (тогда его звали Арсений) пришел послушником в афонский монастырь Эсфигмен и нес послушание в трапезной. Однажды один пожилой насельник обители, которому было уже за 80, попросил его, послушника Арсения, приносить ему в келью суп. Он послушался и после выполнения всех послушаний в трапезной приносил суп этому престарелому монаху. Это заметил один из старших братий, как-то подошел и, как принято, на правах старшего, по-отечески послушнику Арсению говорит: «Слушай, ты его не приучай таким образом. Знаешь, что у меня было? Я тоже однажды ему суп отнес, так он мне потом покоя не давал, чуть что – стучит в стену: принеси мне чаю, или согрей мне чаю, или положи мне кирпич (раньше в монастырях вместо грелок использовали нагретые кирпичи). В конце я уже вышел из себя, я совершенно не мог исполнять свое монашеское правило. Чуть что – он стучит в дверь: сотвори любовь – принеси мне кирпич, сотвори любовь – нагрей мне чаю – чай, кирпич, чай, кирпич... Я вышел из себя и в конце концов сказал, что я даже правило свое не могу выполнить!».

Уже будучи старцем, герондой, наставником многих, преподобный Паисий вспоминал этот пример и говорил, что это какой-то бред. Просишь Господа: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного» – и одновременно говоришь: «Оставь меня в покое, не приставай со своим чаем и кирпичом». Преподобный Паисий подчеркивает, что эти чай и кирпич более угодны Богу, чем твои четки, поклоны и твое правило, которое ты совершаешь со всяческим старанием, но не имея любви к ближним: когда твое сердце закрыто для ближнего (причем для его реальной нужды, ведь речь идет о пожилом монахе, который сам уже не мог справляться), когда ты отказываешь ближнему в делах любви и думаешь, что Бог услышит твою молитву, – это, естественно, самообман. Бог есть любовь, и только через любовь и смирение мы приближаемся к Нему.

Чтобы была исправлена молитва, должен быть исправлен образ жизни?

– Да. И в первую очередь – образ мысли: чтобы в нашем сердце находилось место для ближнего. Интересный пример приводил и один современный пастырь о том, в чем состоит духовная жизнь. Ты стал читать молитвенное правило, а к тебе подошла супруга и говорит: «Дорогой, сходи сейчас в аптеку», или: «Сходи в магазин». Вместо раздражения надо отложить молитвослов и сходить в аптеку, в магазин, то есть сначала сотворить любовь. Но это не значит, что молитвослов надо отложить и думать: раз я сходил в магазин, мне можно молитвенное правило вообще в этот вечер не совершать, – сначала сотвори дела любви, а потом уже соверши свое молитвенное правило.

Преподобный Иоанн Лествичник, великий отец Церкви, живший на рубеже VI–VII веков, говорит, что молитва есть добродетель частная, а любовь – добродетель всеобъемлющая.

Следующий вопрос от наших телезрителей: «Если долго молишься, а результата нет, в чем причина?».

– Причин может быть сколько угодно: наша жизнь многогранна, и просьбы наши могут быть неполезны, о чем я говорил ранее. А может быть, наша просьба полезна, – но неуместна сейчас. Но одна из немаловажных причин, если мы просим и не получаем результата, – внутри нас, на нашей совести: обида ближнего – мы кого-то обидели, оскорбили и сознательно не хотим с ним примириться. Например, произошел обычный бытовой конфликт, каждая из сторон конфликта считает правой себя, и в таком состоянии люди становятся на молитву.

Банальный пример: в семье муж с женой поссорились и отдельно в разных комнатах читают вечерние молитвы, о чем-то просят. Но Господь, взирая на них и зная их прекрасно, ни его, ни ее молитву не исполняет. Господь слышит их молитвы, но не исполняет. Почему? Они обидели друг друга, возможно, наговорили друг другу много оскорбительных слов, но примириться не пожелали. Тут речь не о том, когда ты объективно не можешь примириться (например, человек уехал – и ты не можешь с ним связаться), а именно о том, когда ты не хочешь примириться, хотя внутри совесть тебе подсказывает, что ты оскорбил ближнего несправедливо. Если в таком состоянии просить о чем-то Бога, естественно, Господь не будет исполнять твою молитву, пока ты не примиришься. Об этом в Евангелии совершенно однозначно сказано: «Если ты принесешь дар твой к алтарю, зная, что брат твой имеет нечто против тебя, пойди сначала примирись с братом твоим, потом принесешь твою жертву». Молитва – это наша жертва Богу, возношение ума и сердца к Богу. Как можно возносить ум и сердце к Богу, если ум наполнен помыслами злопамятства, а сердце окаменело от внутренней вражды? Такая жертва Богу не угодна.

Следующий вопрос от наших телезрителей: «Если человек чувствует усталость и нет сил читать молитвенное правило, как понять – это нерадение или утомление? И как быть в этой ситуации?».

– Жизнь наша многогранна, иной раз мы действительно устаем физически. Но такой нюанс: как говорят святые отцы Церкви, нерадение – это как бы усталость душевная, духовная, как бы расслабление, уныние душевное (бывает усталость физическая и душевная). Но, согласитесь, усталость будет и сегодня, и завтра, и послезавтра, можно уставать неделями и целыми годами. В конце концов можно вообще отказаться от молитвы – тогда это перейдет уже в состояние нерадения о молитве, то есть в некое духовное расслабление, после которого мы дадим дьяволу права над нами, и он ввергнет нас в самые разные искушения. И порой даже искушение понуждает человека молиться, а навыка к молитве уже нет.

Знаете, как в народе говорят: как только скорбь – сразу мы к Богу обращаемся: «Господи, помоги!». И тут же хотим, чтобы Господь помог. А навыка к молитве нет, и даже это «Господи, помоги!», скорее, крик отчаяния – как ребенка к любящему отцу о помощи: ребенок обращается к маме или к отцу, зная, что отец и мать обязательно помогут. Это крик отчаяния, смешанного с чувством безысходности: «Господи помоги!». При этом такое смятение, что Господь, может, и не поможет.

Поэтому, в частности, преподобный Паисий Святогорец говорит, что если есть усталость и ты не можешь совершить вечернее молитвенное правило после трудового дня, то не ложись спать вообще без молитвы, исполни хотя бы краткое правило преподобного Серафима (трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и Символ веры), осени себя крестным знамением, приложись к иконам, помажь себя освященным елеем: хоть краткое, но обращение к Богу. А если из-за усталости вообще отказаться от молитвы, то быстро впадешь в нерадение и станешь послушным орудием в руках врага.

Следующий вопрос: «Правильно ли, что человек на Исповеди не чувствует боли, которую ощущал, когда совершал грех? Значит ли это, что у него нет подлинного покаяния?».

– Видите ли, бывает так, что мы какие-то грехи совершили, уже прошло время – и первая боль или первое огорчение, первый стыд от совершенного греха как бы немножко, скажем так, притупились от наслоения других грехов и других обстоятельств жизни, ведь жизнь неудержимо течет все дальше и дальше. Это отнюдь не значит, что у человека нет покаяния. Если человек подходит на Исповедь и осознает, что он согрешил перед Богом и ближними, и кается... Тут вообще надо быть очень осторожными со своими чувствами: есть люди более равнодушные, а есть более чувствительные – кто-то может муху раздавить и расплакаться, что сделал большое преступление. Преподобный Паисий приводил пример, наглядный и понятный для людей, живущих в Греции: один может случайно поднять упавшую виноградную гроздь с соседнего виноградника и потом себя корить, что взял чужое, а кто-то может корзинами воровать виноград и считать, что это в порядке вещей. Не надо уж слишком прислушиваться к чувствам, надо понять, какого ты темперамента: если ты очень чувствительный, то, наоборот, нужно больше уповать на милосердие Божие. Если кто-то очень равнодушный, тому опытный духовник будет напоминать, что мы несем ответственность за свои поступки.

Спасибо большое, отец Димитрий, – время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

– Позвольте, в конце я хотел поздравить одного из наших зрителей, у которого сегодня день рождения, зовут его Владимир Евгеньевич. Он очень хороший, ревностный прихожанин и очень ревностный любитель порядка и чистоты и в своей душе, и в храме, и вокруг храма. Сегодня у него день рождения, сердечно его поздравляю. Дорогой Владимир Евгеньевич, если вы сейчас нас смотрите, я вас поздравляю от всего телеканала «Союз». Всем вам, дорогие друзья, помощи Божией! Храни вас Господь на многая лета!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс