Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (973) → Царская Семья. С любовью и доверием

Царская Семья. С любовью и доверием

№28 (973) / 24 июля ‘18

Царские дни

Продолжение. Начало в №25 (970)– №27 (972)

Алексей Соловьёв, руководитель Молодежного отдела Екатеринбургской епархии: – История соприкосновения моей семьи Соловьёвых со Святой Царской Семьей началась еще в советские годы. Мой дедушка (в 1918 г. ему было всего лишь 5 лет) находился на Вознесенской горке и наблюдал, как Царь Николай пилит дрова. Я уже тогда своим детским умом где-то в глубине души понимал, что у меня происходит нестыковка сознания между тем кровавым образом Царя Николая, о котором нам отовсюду рассказывали, и этим воспоминанием деда, который рассказывал, что Царь, оказывается, мог просто пилить дрова.

Потом я узнал, что моя прабабушка Мария Ивановна была поварихой – той самой, которая своими руками вскормила цареубийц. Она прекрасно знала и Голощекина, и Белобородова, носила в Ипатьевский дом для них еду. И когда злодеяние уже произошло, в Екатеринбург пришли белочехи и все, кто были так или иначе причастны к теме убийства Царской Семьи, были арестованы – те, кто не успел бежать из Екатеринбурга. В их числе была моя прабабка вместе с ее сыном Валерианом, 5-летним мальчиком. На площади перед старым вокзалом их хотели зарубить шашками. И я долгие годы не мог для себя понять мотивацию ее поступка: на мой взгляд неопытного юнца, человек, на глазах которого пытаются убить его собственного сына, до последнего будет его защищать. А она, наоборот, вывела сына вперед перед убийцами и сказала: «Убейте вначале его». Почему? Как такое возможно? И только потом, начав читать Евангелие, житийную литературу, я осознал, что так и поступали первые христиане в тот самый момент, когда их хотели мученически казнить. Они выводили вперед своих детей, и у палачей рука дрожала, не в состоянии человек даже в такие моменты поднять оружие на ребенка.

На их глазах убили родную сестру моей прабабушки. Она встала на колени и слизала кровь своей родной сестры с шашки. Благодаря этому она спасла жизнь и своему сыну, и себе, и нашему роду.

А дальше была история. Я очень надеюсь, что это была история покаяния, ведь все, кто когда-либо в жизни соприкасался с Царской Семьей, жизнь их менялась, будь то Пьер Жильяр, будь то Чарльз Гиббс – учителя Цесаревича Алексия, будь то простые екатеринбуржцы, как моя прабабушка. Она была революционеркой, была знакома с женами Свердлова, Троцкого, но потом во время войны ее посадили как троцкистку, исключили из партии. Последние годы своей жизни она была прихожанкой Ивановской церкви. Воспоминание моего детства – это темная комната, где сидит моя прабабка в окружении старинных икон, потерявшая зрение, воспринимающая все на ощупь, которую окружают мешки с милостыней. Когда она выходила на улицу, прилетали голуби, облепляли ее со всех сторон, и вот так она и сидела. Родственники рассказывали, что, когда она умерла, голуби прилетели на могилу, сделали круг почета и улетели. Ее знакомые бабки еще потом долго-долго, годами приходили, становились на колени перед тем окном, где она сидела, и молились на это самое окно. Вот для меня это было соприкосновение с чем-то иным, непонятным, вначале пугающим, а потом все более и более притягивающим к себе окном в иной мир Православия – того самого, дореволюционного Православия.

Я не знаю, что происходило в ее душе. Я не знаю, просила ли она Царскую Семью о помощи, но когда сегодняшней ночью я помолился Святой Царской Семье и попросил ее помочь найти ответ на этот вопрос, меня вдруг осенило то, что я знал до этого, но чему не придавал внимания.

Я специально поднял семейные фотографии и вспомнил, что моя прабабушка Мария Ивановна Трусова умерла в ночь с 16 на 17 июля 1978 года, в ту самую ночь, когда отмечалось 60-летие гибели Святой Царской Семьи. Что это – совпадение? Или мы, как верующие люди, понимаем, что в жизни совпадений не бывает? Вот для меня сегодня ночью, если хотите, этот круг моей семейной истории замкнулся: возникло ощущение, что и здесь без молитвы Святых Царственных Страстотерпцев не обошлось – что это соприкосновение с праведниками и здесь в итоге привело мою прабабку к осознанию того, что она прежде всего православная христианка, и она своим примером веры дала надежду на спасение моему отцу, а через него и мне. И вот так возрождение рода, будем надеяться, через соприкосновение со Святой Царской Семьей, и произошло.

Так получилось, что в 2018 году, когда отмечается 100-летие подвига Святой Царской Семьи, мне, как руководителю отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии выпала честь прочитать курс лекций о ней. Всякий раз, в какой бы аудитории ни оказывался, естественно, находились люди, которые очень критично, враждебно, с остервенением, буквально накидывались после лекции и, не слушая никаких аргументов, теряя рассудок, начинали с пеной у рта доказывать, что «все было не так», а, естественно, так, как говорили им в старые советские годы.

Казалось бы, человек, с которым ты пытаешься вступить в спор, находится в таком состоянии остервенения, что говорить с ним абсолютно бесполезно, он тебя не слышит. Но в этот момент где-то в глубине души начинаешь тихо и сокровенно молиться и просить Святых Царственных Страстотерпцев о помощи. Удивительное дело, в тот самый момент, когда ты понимаешь, что уже аргументы исчерпаны, когда разум подсказывает, что сейчас мы, скорее всего, расстанемся врагами и просто поругаемся, ведь мы не слышим друг друга, – вдруг внутреннее состояние подводит тебя к самым нужным в этот момент словам, которые позволяют увидеть собеседника совсем с другого ракурса. Они позволяют человека, который еще минуту назад предстоял перед тобой в зверином обличье, увидеть преобразившимся, начавшим тебя слушать, слышать, добреть – и у которого что-то доброе, настоящее и разумное стало проявляться.

Анализируя такие ситуации, ты понимаешь, что когда ты касаешься темы Царской Семьи, делаешь это по благословению и предварительно обращаешься к ним с молитвой о том, что ты дерзаешь своими устами касаться их темы, их жизни, то они зримо помогают, присутствуют около тебя. Ты это ощущаешь – действительно понимаешь, что оказываешься просто орудием в руках сил, которые в этот момент и тебя направляют на то, чтобы убедить себя и собеседника в правде, и собеседника, который находится в остервенении, тоже успокаивают и умиротворяют.

Денис Ахалашвили, журналист, писатель, редактор: – Мое почитание Святых Царственных Страстотерпцев началось в 1996 г., когда я первый раз приехал в Пафнутьев Боровский монастырь к своему будущему духовному отцу схиархимандриту Власию (Перегонцеву). Помню, когда его спросили, почему в XX веке Господь попустил России время безбожия и гонений на Церковь, отец Власий ответил, что это было наказанием нашему народу за отступление от Православной веры и страшный грех убийства Царя, помазанника Божия, и его семьи. Уже тогда в келье батюшки была икона Царственных Страстотерпцев и он дарил людям какие-то небольшие брошюрки о них. Подарил и мне вместе с книжкой о еще не прославленной, но так же глубоко почитаемой батюшкой святой блаженной Матроне Московской.

Первый раз в монастыре на Ганиной Яме я побывал в 2001 г. с Владыкой Викентием, когда жизнь в монастыре только начиналась. Здесь достраивали второй храм, вокруг шла бесконечная стройка и была непролазная грязь. Мне нужно было подготовить к Царским дням специальный номер старейшей газеты в России «Русский инвалидЪ», и я приехал сюда, чтобы жить в келье с двумя иеромонахами, ходить с братией на службы, исповедоваться, причаститься, молиться Святым Царственным Страстотерпцам.

Когда еще шли разные споры в прессе о том, святые Государь Император Николай II и его близкие или нет, меня это мало интересовало: для меня их святость была очевидной, я стал молиться им сразу. Особенно после того, как пожил в монастыре на Ганиной Яме. Там всем стоит побывать. Мы с моей будущей женой ездили туда помолиться Царственным Страстотерпцам перед тем, как повенчаться, жили там несколько дней – это удивительное место не скорби и печали, а славы Божией, победы Жизни над смертью! Это очень явно чувствуется!

Нигде в монастырях я не видел столько детей, как в монастыре Царственных Страстотерпцев, и там всегда очень много семейных пар с детьми: дети с родителями в храмах на богослужениях, на живописных аллеях с цветами, на скамеечках рядом с мамами, в музее, возле памятников и у поклонного креста.

На месте самого страшного в истории России злодеяния, где были осквернены, обезображены и с сатанинской ненавистью уничтожены тела Царственных мучеников и близких им людей вместо скорбных и печальных лиц тебя окружают радостные, улыбающиеся и счастливые лица детей – и это самое лучшее свидетельство святости этого места, освященного жертвенным подвигом Святых Царственных Страстотерпцев… Пока мудрецы копаются в архивах, трясут старыми пыльными газетами, смотрят на звезды, держат носы по ветру, куда дует политический ветер, выискивая аргументы за или против святости последнего Императора России и его семьи, – дети своими светлыми улыбками и чистыми неискушенными молитвами просто славят Царственных мучеников, и правда за ними.

Когда мы с женой пришли к главной монастырской святыне – поклонному кресту, установленному возле шахты №7, на дне которой были найдены многочисленные предметы, принадлежавшие Царской Семье и их близким, то встретили там маленького мальчика Вячеслава. Мы разговорились. Он рассказал нам, что здесь уже во второй раз и приехал сюда с папой, мамой и двумя старшими сестрами. Когда мы его спросили знает ли он, кому посвящен этот монастырь, 5-летний Вячеслав всплеснул руками и сказал: «Вы совсем темные, что ли? Здесь безбожники русского Царя убили! И его жену-царицу, и деток тоже убили. Они были злые – в Бога не верили, и всех людей ненавидели. Они хотели нашу страну захватить, а Царь им мешал. Вот они его и убили. Когда Царя не стало, все с ума посходили и стали друг друга убивать. А теперь Царь, его жена и дети молятся за Россию, и смотрят с Неба, чтобы у нас все было хорошо!». И побежал к своим родным.

А мы стали читать надпись на памятной плите. «Вблизи сей шахты в июле 1918 года огнем и серной кислотой были уничтожены честные тела Святых Царственных мучеников и их верных слуг». На другой половине плиты выгравированы строки из Книги пророка Амоса: «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь» – именно эту Книгу читала перед мученической смертью Царская Семья. Памятную плиту на этом месте установил выдающийся церковно-общественный деятель и патриот России Анатолий Михайлович Верховский, который за свои труды в деле прославления Царственных Страстотерпцев упокоен на монастырском кладбище на Ганиной Яме.

Помню, как я стоял у поклонного креста, держал жену за руку и думал: когда у нас будут дети, мы привезем их сюда расскажем о великой крестной жертве последнего русского Императора, который, как истинный православный царь, имел от Бога лишь одну привилегию, которую он смиренно исполнил – умереть за свою страну и свой народ. Расскажем нашим детям историю большой настоящей любви, которой сегодня так нам всем не хватает: светлые чувства императорская чета пронесла через всю жизнь, вместе пройдя радости и невзгоды, чтобы, взявшись за руки в подвале Ипатьевского дома, шагнуть прямо в рай, где эта святая любовь осталась с ними навсегда.

Ксения Куликова, секретарь телеканала «Союз»: – Можно сказать, что вся моя жизнь связана с Царственными Страстотерпцами, с семьей Николая Александровича Романова, Государя Императора НиколаяII. В детстве и юности я жила практически рядом с домом Ипатьева – конечно, так дом никто не называл, но то, что в нем убили Царя и его семью, шепотом говорили. И детьми мы бегали мимо этого дома и заглядывали в заколоченное окно подвала – оно было прямо на земле. И нам было так страшно!...

Потом мне почему-то казалось, что они не были убиты, что им удалось спастись. Вернее, мне нравилось фантазировать на эту тему. Вот они смогли выбраться из заточения, покинули Екатеринбург и вообще Россию. И где-то далеко-далеко (почему-то я представляла Австралию, видимо, из-за удаленности континента) прожили свою жизнь, никем не узнанные!...

Очень почитала Царскую Семью моя бабушка. Я росла с ней и от нее научилась и к Богу обращаться, и Царя любить. Она часто со слезами на глазах говорила, какое страшное преступление было совершено, говорила: «А детей-то зачем убили? Какие девочки – красавицы, какой Алешенька…». И я так и воспринимала это – как трагедию нашей семьи.

Много лет спустя мой папа рассказал мне, что однажды утром, идя на работу, увидел, что ломают дом Ипатьева. И взял кирпич оттуда. Я тогда посмеялась над ним: «Ты что – в монархисты заделался?». А он с улыбкой сказал: «Подожди, доча, скоро настанет время, и многие люди поймут...». Папа рано ушел из жизни, до прославления и почитания Царя, и где тот кирпич, тоже не знаю. Может быть, еще найдется...

Вообще, живя в Екатеринбурге, мы не можем не чувствовать помощи Царственных Страстотерпцев. Мы с ними связаны самим этим местом, этой землей. И молимся мы им или нет – они все равно с нами.

А я пришла на Ганину Яму пешком, зимой, по снегу, в начале 2003 г., чтобы там обрести духовного наставника, дорогого моего батюшку, чтобы помогать монастырю, работать там. Всякое было, и было очень трудно, но всегда я ощущала помощь и поддержку Царя Николая, всегда мысленно обращалась и обращаюсь к нему. И Царицу Александру прошу заботиться о моем сыне – так и говорю: «Матушка-Царица, как ты о своем единственном сыночке молилась, помолись и о моем сыне Александре», и точно знаю, что меня слышат. (Окончание в следующем номере)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс