Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (973) → Протоиерей Сергий Рыбчак: Культура отдыха

Протоиерей Сергий Рыбчак: Культура отдыха

№28 (973) / 24 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Лето – пора отпусков, дач, огородов. Мне кажется, было бы интересно порассуждать о культуре отдыха.

– Я, безусловно, могу найти в этой теме и проблемы, и положительные стороны – по одной простой причине. Отдых необходим каждому человеку (и он может быть и пассивным, и активным), но мне на память сразу приходят слова из четвертой заповеди Божией: шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу твоему. Если у современных людей (имею в виду, в первую очередь, людей крещеных, христиан) есть желание к исполнению заповедей Божиих, то, безусловно, они научатся и правильно распределять свое время, в том числе и для отдыха (своего и своей семьи). Почему? Это многовековой опыт, и заповедь о хранении дня шестого, безусловно, показывает человеку необходимость иметь отдых – и духовный (это самое важное), и физический.

Современные мегаполисы и города, к сожалению, как муравейники, где человеку найти для себя активный отдых достаточно сложно. У него это все ассоциируется, наверное, с пассивностью. Больше от суеты хочется отдохнуть, запершись дома, в своей квартире, возле телевизора, компьютера – как угодно, лишь бы никто не беспокоил. На самом деле человек стремится все время заполнить некую пустоту, что копится в нем от ежедневной суеты. Проблема действительно есть, серьезная проблема: люди по-разному себе представляют полезность отдыха. Я, например, всегда за активный отдых на природе, ведь у нас люди не видят природы неделями и месяцами. Нет связи с живой природой – значит нет и внимания к своей душе: очень многие святые говорили, что даже созерцание прекрасных моментов в природе, смены погоды и так далее настраивает душу подумать и о вечности. А если мы думаем об этом, то можем и правильно задуматься, как распределять свое время: не так много его у нас, в том числе для отдыха.

Отдых в мегаполисе – это, как правило, желание уйти от суеты, которая нас ежеминутно окружает, но людей в выходные дни можно встретить в торговых центрах, – магазины делают все, чтобы как можно больше людей туда приходило: там появляются хорошо оборудованные детские площадки, именно при магазинах формируются целые развлекательные парки, где есть аттракционы и занятия для взрослых и детей. Что с этим делать?

– По крайней мере, делать что-то уже достаточно сложно. Вопрос в том, что люди привыкли к потребительству. И то, что мы называем заманухой, на самом деле – способ завладеть вниманием и религия шопинга, развивающаяся сегодня достаточно активно. По сути дела, современные люди все этим заражены, по крайней мере, в городах это проблема №1. Я думаю, здесь только возможность (даже, если хотите, пропаганда) активного образа жизни сможет помочь. Спортивные мероприятия хотя бы, которые полезны для человека – не то, что он смотрит на стадионах, а то, в чем сам участвует активно. Но сегодня этого очень мало.

Я все-таки наблюдаю другой очень интересный феномен: люди, если у них есть хоть возможность, стремятся обзавестись своим загородным жильем – даже не чтобы вырастить морковку и капусту, а чтобы приехать туда и немножко побыть на природе: проснуться, выйти во двор, подышать свежим воздухом, прогуляться, попить деревенского молочка. Очень много этого, по крайней мере, мне приходится видеть в селах, которые окружают Полевской: у нас сегодня даже бывшие совхозные поля просто массово застраиваются домами – и не только жителями Полевского, много приезжает, например, из Екатеринбурга. Вот это неплохое решение проблемы в противовес шопингу и потребительству.

Наверное, стоит еще сказать, в чем главная задача отдыха: ведь нужно отличать состояние, когда человек отдыхает, от состояния, когда он ленится. В чем разница, в чем главная задача отдыха и каково принципиальное отличие его от лени?

– Известно выражение, что отдых – это смена деятельности. Даже святитель Феофан Затворник в свое время писал, что человеку необходимо двигаться, чтобы разминать свои суставы, свое тело: это потребность – равно как и после серьезной физической работы требуется пассивный отдых. А вот если работа пассивная, то после этого еще и лежать – это безусловное расслабление, самое настоящее.

На самом деле здесь все связано еще с одним важным моментом – нашей духовной природной испорченностью. Ведь как проявляется состояние уныния? Страсть уныния в нашей искореженной природе проявляется именно в виде лени ко всякому доброму делу. Дело даже не в том, что человек пассивно лежит, отдыхает, расслабляется, но в том, что у человека нет потребности к доброделанию. Ведь всякое доброделание не только приносит моральное удовлетворение, но и придает новые силы. Если отдых и есть возможность привлечения новых сил, восстановления сил, то как раз важнейшим восстановлением сил будет доброделание. А это с духовной, аскетической точки зрения как раз-таки стремление к доброделанию, когда преодолеваешь страсть своего уныния (соответственно, страсть к расслабленности и пассивность).

Но иногда, чтобы отдохнуть, требуется лишь поговорить с кем-то по душам. Отдельная тема – умение общаться, выстраивать диалог; мне кажется, стоит еще сказать, как научиться общаться и выстраивать диалог.

– На самом деле, сложная тема – как научиться общаться. Мы с самого детства начинаем общение – сначала с родителями, потом с одноклассниками, сокурсниками, соседями и так далее. Человек – существо социальное, и общение ему необходимо, это его реальная потребность. Учиться этому нужно всегда: в конце концов, мы можем вспомнить даже знаменитых античных философов – знаменитые платоновские «Диалоги» построены на примерах того, как философ учил своих учеников задавать вопросы и соответствующе владеть темой; если уж великие философы задавались вопросами, как правильно строить диалог и задавать вопросы, то это актуально и сегодня.

Чтобы научиться общению, наверное, нужно понимать, для чего это общение. Человек должен быть интересен другому как человек. Вот когда человек действительно интересуется личностью другого, его достижениями, тогда и он всегда будет интересен. Я замечал много раз: как только речь идет о событиях, интерес появляется постольку-поскольку, а когда речь о конкретном человеке, о его поступках, делах, стремлениях или ошибках, все замирают и сразу включаются в эту беседу: любому человеку интересен опыт другого. Наверное, учиться этому надо, но сказать одним словом, как этому нужно научиться?.. Если человек ставит себе задачу научиться общаться, то он должен интересоваться другим человеком, настоящим. Не интересоваться его проблемами для удовлетворения нашего празднословия или любопытства, для сплетен, а уметь, как Господь об этом говорит, любить ближнего. А чтобы любить ближнего, надо уметь понимать его. Если ты хочешь научиться понимать ближнего, чтобы эффективно ему помочь, то ты научишься диалогу, научишься общению.

Ходить к психологу или психоаналитику в нашей стране не очень принято. Чтобы человек принял решение куда-то пойти, он должен быть уже достаточно взрослым, чтобы понимать, что сам он разобраться с этой ситуацией не может, походы в храм и Исповедь не помогают разрешить внутренние проблемы. И у взрослых людей, может быть, осознание, что пора менять свою жизнь и направляться в специализированное учреждение, тоже может появиться. Но когда дело касается детей, подростков, то здесь очень важно, чтобы у них были взрослые наставники, родители, которые это замечают… Отправлять ребенка к психологу, если вдруг понимаешь, что у него начинает развиваться то, что в дальнейшем может привести к более серьезным последствиям?

– Я думаю, когда уже возникает проблема и ее у своих детей наблюдают родители, здесь нужно обращаться и к психологу, и к священнику, и за добрым советом к тем, у кого уже есть опыт (имею в виду родителей, которые от этого уже пострадали). В этом как раз социальные сети приносят определенную пользу – люди могут поделиться тем, как они избавлялись от той или иной проблемы, ведь существуют форумы для общения и поддержки друг друга. Через такое общение можно найти решение разных проблем. В одном случае это уже связано с очень серьезными психическими проблемами, в другом это просто неумение выстроить отношения со своим ребенком, когда проще так: вот тебе все, что хочешь, только не лезь ко мне...

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»...

–... у меня своя жизнь, и мне надо настраивать свою жизнь, у меня работа, я хочу отдохнуть, у меня своя личная жизнь, а ты занимайся чем хочешь. А когда уже возникает проблема, вопрос, а что же дальше делать, – это уже личностные проблемы. Поэтому, когда возникает что-либо такое, здесь важен опыт и психолога, и священника; может быть, и психотерапевта, если это более серьезные вещи. Все актуально и все может сгодиться для решения проблемы.

Казалось бы, отдых, общение, выстраивание диалога – это не тема для разговора, это наша повседневная жизнь, и так всем понятная. Но за ней открывается еще больше вопросов, на которые порой сложно ответить.

– Согласен. И эта тема очень большая. Безусловно, краткие ответы на эти вопросы, наверное, очень сложно найти. Действительно, тема очень сложная – жизнь сегодня сложная, очень много суеты, информации, которую человеческий разум просто не переваривает. Формируются зависимости на фоне наших страстей, в нашей испорченной природе, и это все усугубляет состояние – человек находится в постоянной хронической усталости, даже чисто эмоциональной – не столько физической, сколько психоэмоциональной. Непонимание этого и неумение отдыхать по-настоящему и перенаправлять свои силы и внимание на настоящий отдых, который приносит моральное удовлетворение, приводят к тем состояниям, которые сегодня уже характеризуются, как депрессия, уныние, отчаяние и так далее. Люди в этом состоянии ищут способы отдыха с помощью и алкоголя, и наркотиков и многих других не совсем правильных вещей.

Способы более простые, чем куда-то собираться, ехать – можно сделать это прямо здесь и сейчас, не выходя из дома… 12 июля мы встретим день памяти святых апостолов Петра и Павла. Летний пост – и очень часто у людей возникает вопрос, зачем он: время такое, что хочется отдохнуть, расслабиться, съездить в отпуск, а как раз в это время наступает пост. Как провести оставшуюся его часть?

– Празднование дня святых апостолов Петра и Павла – одно из очень радостных, престольный праздник в нашем храме. Поэтому Петровский пост для нас проходит совершенно уникально, в этот пост мы сосредоточиваем свои силы на подготовке к престольному празднику. У нас в полной мере проводятся и подготовительные работы, и ремонт храма, и покраска, и много-много других дел. Надо сказать, что во всем этом участвуют все прихожане, и очень многие, – искренне, с желанием… Это как раз общий интерес и понимание, что и придает определенное значение самому Петровскому посту. Ведь я, например, всегда говорю, что не человек для поста, а пост для человека: это действительно так. Если рассматривать именно таким образом, то никакой пост не становится проблемой.

Нельзя сказать, что в пост нельзя отдыхать. Пост – очень благоприятное время для тренировки своего воздержания от зависимостей. И когда человек научается воздерживаться от зависимостей, он действительно получает ощущение настоящего отдыха и свободы. Много раз я слышал такие заверения от своих прихожан, да и по своей практике знаю. Кто-то брал на себя воздержание вообще в пост ни в каких социальных сетях не отмечаться и ничего не читать, а все это время уделить чтению того же Евангелия или любой другой хорошей литературы и говорил, что «я за пост всегда читаю книг больше, чем за все остальное время». Или другой человек, например, говорит: все это время я посвящаю своим детям, родственникам, близким – каждую свободную минуту распределяю для детей, для престарелых мамы и папы, которым нужно помочь (особенно в весенне-летний период, когда нужно съездить на дачу, что-то вскопать или подремонтировать).

На самом деле, когда есть только примитивное восприятие, что можно есть, а что нельзя, это и приводит к неправильному пониманию истинного смысла поста. А пост – это всегда возможность для обретения свободы от зависимостей, возможность тренировать себя, чтобы противостоять им. Вот когда человек понимает, что пост для него – благоприятное время, мы всегда видим добрые плоды поста: и на собственном примере, и на примере наших ближних, наших прихожан. Поэтому, думаю, даже оставшиеся дни Петровского поста можно всегда употребить на благие дела, в том числе для своих близких, родных – кому можно в эти дни помочь, что можно прочитать, что ты хотел прочитать, но не прочитал. Оставь в покое интернет, телевизор, сядь и почитай – и получишь такое духовное удовлетворение, как будто действительно побывал в отпуске.

Пост – это систематическое состояние жизни православного христианина (а не раз в году), и получается замечательный способ профилактики зависимостей.

– Безусловно. Мы все время об этом так и говорим, что не боимся постов, а, наоборот, радуемся им. Когда у человека есть радость встречи поста (не чтобы отметиться в том, что «я ем или не ем, посмотрите на меня», а вот именно ради пользы души и пользы ближних своих), – это только благое время.

Спасибо Вам за разговор. Просто о сложном или, наоборот, сложно о простом… Желаю Вам хорошо подготовиться к вашему престольному торжеству, чтобы это было душевной радостью для всех, кто в этот день придет в храм.

– Всех благодарю за внимание. И – Божиего благословения.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс