Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (968) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Надо жить так, чтобы люди захотели спросить о твоей вере

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Надо жить так, чтобы люди захотели спросить о твоей вере

№23 (968) / 19 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы. Первый вопрос – даже, скорее, крик о помощи: «Я работаю поваром, пробую блюда и подготовиться к Исповеди и Причастию путем трехдневного поста не могу. Пошла в храм и задала этот вопрос батюшке, и он мне ответил: “Будут у тебя выходные или отпуск, тогда и подготовишься, а сюда больше не приходи”. Отпуск у меня раз в году, а за выходные я не могу держать трехдневный пост и подготовиться».

– Конечно, нельзя человеку причащаться только когда он пойдет в отпуск, раз в году. И потом, с непосредственно работой нет никаких проблем. В каком смысле? Предположим, человек вкусил что-то молочное или мясное в среду или пятницу, но это же не для услаждения, а чтобы не испортить блюда. В конце концов, человек, благодаря своей специальности, кормит семью. Это же не для услаждения, а по необходимости. А как же кормящие матери? А престарелые люди? Или как причащаются по болезни? Поэтому здесь смущаться не надо.

У нас нет такого понятия – «трехдневный пост». Есть или двухдневный, или четырехдневный пост. Если человек соблюдает пост в среду и в пятницу, то, попостившись в пятницу и субботу, получает два дня поста перед Причастием, поэтому достаточно двухдневного поста. Но какого? Когда человек вкушает что-то по обязанности на работе – это одно, но когда он доедает дома – это уже неправильно.

Вспоминается история, связанная со старцем Амвросием. Великим постом к нему приехала паломница и говорит: «Батюшка, на вокзале случайно купила пирожок, съела половину, а он оказался с мясом. А так как половину уже съела, потом и вторую доела». Он ей говорит: «За первую половину Бог простит, а за вторую, когда уже сознательно ела, полагается епитимья». Так и здесь: первая половина дня связана с конкретными рабочими обязанностями, а вот во вторую половину, дома, этого уже делать не надо.

Один из наших священников как-то освящал квартиру прихожанина. Освятил, и ему предложили чай. А была среда. Батюшка смотрит: на столе у прихожанина сыр, яичница, говорит: «А сегодня же среда». Прихожанин ему отвечает: «Батюшка, я утром проснулся, забыл, что сегодня среда, и кефиру напился». То есть он пост уже нарушил и начал целый день «хрястать». Но это же неправильно! Поэтому если вы только на работе попробовали скоромное, а в остальное время стараетесь соблюдать пост, то причащайтесь с Богом: для Господа важно устроение души. Если бы у была возможность, вы бы пост соблюдали, а тут производственная необходимость.

Следующий вопрос, отец Мелхиседек, думаю, будет Вам близок – Вы служили в армии. Молодой человек пишет: «Подскажите, пожалуйста, как сохранить Православие мужчине в армии, учитывая специфику службы в Вооруженных Силах Российской Федерации?».

– Я не понимаю, какая специфика в Российской Федерации? Военные – везде военные, и в Америке, и в Корее... Вспоминаю слова Евангелия. Когда к Иоанну Предтече обратились воины с вопросом, что им делать, он сказал: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». И я про себя подумал: «Надо же! А как в армии или во время военных действий можно не обижать? Ведь военные действия, защита именно с этим связаны, иногда, защищая или защищаясь, приходится и стрелять, и убивать... ».

Мне были непонятны слова Иоанна Предтечи никого не обижайте, но потом, читая записки об Александре Васильевиче Суворове, увидел, как это было исполнено в жизни. Он все время призывал своих воинов: «Не убивайте напрасно» – если воин уже не воюет, лежит раненый или готов сдаться в плен, и вы возьмете его в плен (до конца вы этого не знаете, но понимаете это), не надо напрасно убивать. Мало того, Суворов никогда не мстил. Бывало так, что, после взятия того или иного города, он потом разделял трапезу с пленными офицерами. Такое великодушие было у Суворова по отношению к пленным офицерам, которые тоже исполняли приказ своего короля (или императора), были людьми подневольными. Вот такое благородство! Не должно быть жестокости в том, что касается военных действий, все только по необходимости – ничего сверх. Дай нам Бог не принимать участия ни в каких военных действиях, чтобы у нас было мирное и тихое житие.

Но в армии не только военные действия, но и повседневная жизнь, и в этой повседневной жизни нужно сохранять свое христианское лицо. Каким образом? Не делать другому того, чего не желаешь себе: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Когда я сам был в армии, меня поразила нецензурная брань, и наверняка это присутствует до сих пор. Вот и человеку, который служит, хочу пожелать: не скатывайтесь до этого уровня. Все так говорят, все так поступают, но ты этого не делай, и будет сохранено твое христианское лицо, и, если в этом удержаться, уже будет много. Конечно, надо следить, чтобы не было дедовщины. Следить за честностью в отношениях и не делать другим того, чего не желаешь себе.

Сейчас есть определенная свобода, поэтому крест, который мы носим в повседневной жизни, должен сохраняться во всех обстоятельствах жизни военной. Если вдруг встанет вопрос, что это несовместимо с воинской службой, тогда надо об этом задуматься и остаться христианином до конца. Сейчас времена иные по сравнению с советскими, и в некоторых частях присутствуют священники в качестве помощников командиров по воспитательной работе.

А вообще, не только в армии, но и на любой работе не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Патриарх Сербский Павел говорил, что если коллеги на работе не хотят слышать о христианстве, Евангелии, о вечной жизни и нравственном пути, то и не надо говорить, – но надо жить так, чтобы люди захотели спросить о твоей вере.

В любых обстоятельствах мы должны жить именно так, чтобы в нас был виден какой-то другой человек. Помните, есть такое доброе выражение – «не от мира сего» или «Божий человек»? Сейчас это очень и очень редко можно услышать, но в литературе мы встречали – «Божий человек». Вот дай Бог, чтобы о нас могли так сказать. В рясе мы или не в рясе, в платке или без платка, чтобы люди чувствовали, что мы какие-то другие не только по одежде, а по внутреннему содержанию.

Недавно приезжал юноша-одиннадцатиклассник из Волгодонска, говорит: «Многие девчонки на шею вешаются». Я спросил, почему. Оказывается, девчонки ему сказали: «А ты не такой, как все: не куришь, не пьешь, за одно место не хватаешь». Вот, оказывается, чего люди ищут – ищут инаковости. И когда мне иногда молодые девушки говорят: «Батюшка, если я не буду как все, я тогда и замуж не выйду, надо же соответствовать духу времени», я им отвечаю на это заповедью донецкого старца схиархимандрита Зосимы, который говорил таким девчонкам: «Был бы огонек, а мотыльки налетят» – огонек чистоты, целомудрия, веры, любви, истинности.

Так и здесь: у каждого из нас, на любом месте, в любой профессии должен быть огонек христианской жизни, и о нем больше всего надо переживать, чтобы он не потух.

Спасибо, батюшка. Вы начали говорить о нецензурной брани, есть два вопроса на эту тему. Одна бедная женщина пишет, что у нее муж матерится, – дети подрастают, старшему 3 года, а муж матерится, и старший уже начинает повторять плохие слова за отцом. И еще одна женщина пишет, что рядом с ее домом спортивная детская площадка, и она не может окна открывать: даже через закрытые слышно, как дети ругаются матом, и никто ничего не может сделать.

– Первый вопрос мне вообще кажется каким-то диким. Ты же отец семейства! Какие-то рамки приличия должны существовать! Это же выходит за рамки обыкновенной человечности. Что ты хочешь в дальнейшем получить от своих собственных детей? Мало того, тебе жена об этом говорит, это уже должно быть сигналом. Мне кажется, это чрезвычайная невоспитанность, развращенность. И я этой женщине, конечно, очень сочувствую.

Молиться за него? Что здесь сделаешь? Разводиться из-за этого?

– Такого основания для развода нет. Во всяком случае, надо говорить своим детям, что это черные слова, мусор. Знаете, у нас есть племянница, у нее дети. Так вот, она на все, что валяется на полу – а дети же всегда все в рот тянут, – говорит им: «Бяка». И ребенок сразу бросает. Например, собакам, когда они берут что-то не то, дают команду «Фу!», то есть «не трогай». Вот эта женщина должна сказать своим детям, что это «бяка», чтобы у них была ассоциация, чтобы в них это не входило и они понимали, что это «бяка». С отцом говорить, мне кажется, уже бесполезно, детям хотя бы объяснить.

У меня однажды был случай: выхожу на улицу, стоит полицейская машина, и полицейские матерятся. Я к ним подхожу, говорю: «Молодые люди, а вы знаете, что у нас есть статья за нецензурную брань в общественных местах?». Они, конечно, опешили. Я говорю: «Я сейчас просто запишу ваш номер и сообщу вашему начальству». Они сели в машину и уехали. Думаю, что больше, наверное, они так не будут делать, подумают: «Подойдет еще одна такая – и действительно сообщит...». Они меня испугались, правда. Я говорю: «Вы должны поддерживать порядок, тут дети, люди, а вы стоите и... Вы же полицейские, вы Конституцию охраняете и нас» – в общем, пристыдила их. Надеюсь, что это подействовало.

– Я думаю, что всю страну, весь город мы исправить не сможем, но то, что происходит вокруг нашего дома, подъезда... Под лежачий камень вода не течет, – кто-то должен начинать. Ведь это уже начинает считаться нормой, люди уже свыкаются и не знают, что с этим делать. А надо делать. Один, другой – и какая-то поддержка будет. За чистоту нравов надо подвизаться.

Вот такой интересный вопрос: «Поделитесь, какие книги Вы обычно читаете».

– Очень люблю святителя Феофана Затворника, епископа Игнатия (Брянчанинова), Оптинских старцев, из современных – отца Иоанна (Крестьянкина), старца Паисия. Из светской литературы очень люблю читать автобиографии или биографические книги, особенно из серии «Жизнь замечательных людей» – там всегда показаны нюансы человеческой жизни, подвиг людей, их стремление к исполнению целей. Подвиг жизни простых людей, которые стали замечательными, многих из нас назидает.

Кстати, даже к вере меня во многом повернула книга из серии «Жизнь замечательных людей» об Альберте Швейцере – музыкант, богослов и врач, он перед Первой мировой войной уехал в далекую Африку, в Габон и там организовал первую больницу. У него была масса последователей. Конечно, у него был особый религиозный взгляд на жизнь, но его альтруизм, самоотверженное служение зародили во мне, тогда еще маленьком мальчике, стремление ему подражать. Поэтому сначала я выбрал медицину, а потом уже и священническое служение. То есть советую читать книги серии «Жизнь замечательных людей» подрастающему поколению и иногда почитывать не очень подрастающему.

Из духовной литературы бесценны книги старца Паисия, Оптинских старцев, игумена Никона (Воробьева). Но и книги наших современников тоже надо читать, например, из греков – книги митрополита Афанасия Лимассольского. В общем, надо быть, как пчела: брать от всего понемножку...

Следующий вопрос: «Можно ли мирянину заменять утренние и вечерние молитвы молитвой Иисусовой? И как посоветуете молиться при недостатке времени?». А я бы сказала, не при недостатке времени, а при нашей лени: время-то у нас есть, но мы то устали, то неохота...

– Старец Силуан Афонский был экономом монастыря, где было 3 000 монахов. И сейчас этот Пантелеимонов монастырь благополучно служит людям, Церкви и Богу. Однажды эконом другого монастыря говорит отцу Силуану: «Знаешь, я молюсь только утром и вечером, когда бываю на богослужении, а в течение дня – одна суета». А отец Силуан ему отвечает: «А у нас так не бывает. Бога любить никакие дела не мешают».

Что такое молитва? Разговор, беседа с Богом. Что надо для беседы? Желание. Если нет желания, тогда беседа не состоится. Вы правильную высказали мысль, что, если будет желание, найдутся средства и возможности. Об этом святитель Феофан Затворник, Вышенский (которого, как я упомянул, люблю читать и перечитывать) говорил, что мы должны брать пример из светской жизни. Посмотрите, юноша влюбился в девушку, и девушка влюбилась в юношу, что у них происходит? Он встает и думает о ней, работает и думает о ней, идет на учебу и думает о ней, учится и думает о ней, во время обеда думает о ней, пока вечером они не встретятся. Им ничто не мешает думать друг о друге. В те времена, когда писал епископ Феофан, телефонов не было, а сейчас вообще между ними будет постоянное общение: sms, mms. Почему? Есть связь – есть духовная и физическая ниточка.

Поэтому прежде всего нужно молиться, чтобы в сердце появился огонек любви к Господу, тогда все встанет на свои места. Кто-то из мудрых людей сказал: когда Бог на первом месте, все остальное – на своем. Но когда действительно возникли какие-то особые обстоятельства (не услышали будильник, вызвали на работу), тогда дело не в количестве молитв, а в их качестве. Встань перед иконой хотя бы на минуту и от души скажи Господу: «Господи, благослови начать день. Господи, помоги, не оставь!» и дальше своими словами. Можно Иисусову молитву сказать несколько раз, но от души (ведь книга ценится не за количество страниц, а за содержание), поэтому если не получается молиться полностью, пусть будет кратко, но от души. И, конечно, многие знают правило Серафима Саровского. Так что когда обстоятельства действительно не позволяют, тогда пусть будет это так. Самое главное – никакого формализма, самое главное, это должно быть от души и по любви.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: мы должны знать, что первый признак помрачения ума, помрачения души – леность к службе, леность к молитве. Если мы находим время на многое другое, то и на молитву должны находить. Многие люди говорят, что у них нет сил читать вечерние молитвы – а ужин ты пропускаешь? На ужин есть силы? Если есть силы на ужин, тогда к нему можно присовокупить и вечерние молитвы, хотя бы половину. Если ты пришел с работы и у тебя нет сил поужинать, тогда ложись в кровать, тогда это на самом деле по немощи. Но если поужинать силы есть (мало того, во время ужина мы эти силы получаем), а на молитву нет, тогда это просто духовная поврежденность.

Следующий вопрос: «Подскажите, как и в каком возрасте начинать говорить с ребенком о Боге? С чего начать разговор? И какие простые молитвы нужно говорить ребенку, чтобы он просил помощи у Господа?».

– Начинать надо с самого простого: «Господи, помоги», «Господи, подскажи», «Господи, сохрани», «Господи, не остави», «Господи, вразуми». С каких пор? Просто ребенок должен видеть молитву матери и отца. Вы читаете молитвы, а он у вас на руках, или в коляске, или в кроватке: в доме должна быть атмосфера молитвы, все это должно быть естественно. Не смотреть по возрасту и не смотреть по часам. Мы должны вести христианский образ жизни, должны молиться, тогда все будет совершенно естественно и для ребенка. Старец Паисий как раз об этом и говорил: «Надо чаще говорить Богу о детях, чем детям о Боге». Когда у тебя будет христианское настроение, это все передастся твоим детям. Если этого нет в практической жизни, как ты тогда все это передашь? Нельзя научить тому, чего не делаешь сам.

Ребенок – продолжение родителей. Кто-то сказал: не ругайте своих детей – это ваше отображение. Поэтому что было заложено, то большей частью и получили. Апостол Павел так и говорит: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Мы сами должны являться примером. Один из мудрых людей сказал: «Слова назидают, но лишь примеры влекут». Слова, не подкрепленные жизнью, будут большей частью пустым звуком. Но даже если ты сам что-то не делаешь, говорить и вразумлять надо. Ведь отрицательный пример – тоже пример (один говорит: «Что вы на меня ругаетесь? Я хороший отрицательный пример»). Об ошибках тоже надо говорить, чтобы человек хотя бы теоретически об этом знал.

Спасибо большое, батюшка! Благодарю Вас, что Вы с нами уже столько лет, что не покидаете нашу программу, наших телезрителей. Сегодня Вам пришло очень много поздравлений с днем рождения.

– Спасибо всем, кто поздравил с днем рождения! Мир всем, братья и сестры!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi96;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi97

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс