Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (935) → Протоиерей Андрей Канев: Отчаяние – это результат неправильной жизни

Протоиерей Андрей Канев: Отчаяние – это результат неправильной жизни

№38 (935) / 10 октября ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №37 (934) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Если христианин занимается волшебством или различными формами оккультизма: гаданием, обращается к знахарям, бабкам, экстрасенсам, посещает тренинги личностного роста (таких лукавых форм очень много), то он обращается к бесовским силам. В Ветхом Завете сказано, что последствием обращения к колдунам и прочим волхвователям является смерть. Казалось бы, ничего плохого обществу не сделал, но такой человек – изменник Бога: в духовном мире нет плюрализма и демократии, там ты или с Богом, или остаешься без Него, с силами тьмы, падшими ангелами, бесами.

Обращение к гадателям, экстрасенсам, колдунам, знахарям – это как раз обращение к бесовским силам: ты из-за желания узнать будущее или из простого любопытства обращаешься к силам бесовским. Буквально на прошлой неделе произошла такая история. В храм прибежали две девочки старшего школьного возраста, бледные, напуганные, спросили, куда свечку поставить. Батюшка спросил, что у них случилось. Они говорят, что в школе все гадают, и они тоже попробовали вызвать духов, занялись спиритизмом. Как только они это начали делать, перед ними появилось некое существо, которое как-то представилось и сказало, что будет им помогать, но они должны делиться с ним своей жизненной энергией. Девчонки реально испугались, у них хватило ума все бросить и прибежать в церковь… Понятно, что прибежали, но не факт, что остались.

Этот случай доказывает, что проявление бесовской силы действует явно и нагло. Это проявление бесовской силы как некое торжество бесовской силы над человеком есть, и святитель Игнатий пишет, что волшебство ставится в начале списка грехов потому, что это тоже погубление души: если ты обратился к бесовским силам, то ты предал Бога, и результат этого – смерть души.

– Смертный грех – понятие, которое в наше время отчего-то вызывает споры и даже критику среди православных. Мол, что значит «смертный грех»? А что тогда является не смертным грехом? Ведь мы же знаем, что любой грех (даже самый малый и незначительный) есть преступление перед Богом: любой грех отдаляет человека от Бога и лишает его спасения. Зачем надо сгущать краски и пугать приходящих в Церковь подобными страшилками?

Действительно, опыт оглашения и катехизации свидетельствует, что тема смертных грехов, столь важная для подготовки к Крещению и воцерковлению, вызывает немало вопросов и сомнений. Но если обратиться к нашим главным учебникам – Священному Писанию и творениям святых отцов, то все сомнения разрешатся и на все вопросы найдутся точные и верные ответы.

Мы узнаем, что смертным называется грех, который убивает душу человека, отлучает ее от Божией благодати и неизбежно влечет за собой другие грехи. Об этом святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно пишет в «Слове о смерти»: «Знаменуя смерть души, святый Иоанн Богослов сказал: “есть грех к смерти, и есть грех не к смерти” (1 Ин. 5, 16, 17). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом. Таким покаянием святый Апостол Петр уврачевал свой смертный грех – отречение от Христа, а святый пророк Давид – свои два смертные греха: прелюбодеяние и убийство. Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой (Ин. 5, 14)».

И мы, разбирая на прошлом уроке главу «Смертный грех», остановились на перечне этих тяжких прегрешений, чтобы понять суть каждого из них: как тот или иной грех проявляется и как должно оберегать душу от их смертельных ран. Напомним, всего в этом списке святитель Игнатий приводит 17 наименований, и мы, разобрав на прошлом уроке грехи ереси, раскола, богохульства, отступничества и волшебства, рассмотрим грех отчаяния.

Протоиерей Андрей Канев: – Отчаяние – это тоже грех, который связан с верой в Бога. Когда человек впадает в отчаяние? Когда что-то случается в его жизни или происходит не так, как ему хочется. По нашей вере, мы должны понимать: все, что в жизни происходит – все от Бога, все буквально. И если Он попускает какие-то события горестные, печальные, трагические, то это не означает, что Он тебя оставил. А страсть печали, тоже на гордости основанная, дает человеку чувство отчаяния. Что такое отчаяние? Это отсутствие надежды, надежды на Бога, то есть вера неправильная у человека. Видите, вера – это не теория, это практика жизни, основанная на правильных понятиях о Боге. А отчаяние – это результат неправильной жизни. Раз человек неправильно верит, то он неправильно будет жить – это закон. Не бывает так, что человек верит неправильно, а живет по-христиански. Не получится так – внешне можно изобразить, а в реальности такой глубинной жизни не получится.

– Следующим смертным грехом святитель Игнатий называет любодеяние. Значение этого слова, увы, сможет объяснить не каждый верующий, а мы должны не только понимать смысл этого слова, но и категорически не допускать проявления этого греха в своей жизни.

Протоиерей Андрей Канев: – Грехи, которые первыми перечислены святителем Игнатием, связаны с верой, а сейчас мы разбираем связанные с практикой жизни, с телесной ее стороной.

Любодеяние – это блуд. У нас, не скажу – полстраны, очень много людей живут в так называемом «гражданском браке», который есть форма любодеяния, то есть блуда. И впадение в блуд (начиная с Ветхого Завета – опять же, это не новозаветная заповедь, но ветхозаветная) тоже наказывалось смертной казнью. И сейчас так же, впадая в блуд, человек духовно погибает, отпадает от Бога, подвергает себя этим последствиям смертным. А потом спрашивает: «Почему у меня скорбей много? Почему у меня ничего не получается?» (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/uroki-pravoslaviya-shkola-pokayaniya-urok-72-slovo-o-smerti-svt-ignatiya-bryanchaninova-chitaem-s-prot-andreem-kanevym-30-chast
http://tv-soyuz.ru/peredachi/uroki-pravoslaviya-shkola-pokayaniya-urok-73-slovo-o-smerti-svt-ignatiya-bryanchaninova-chitaem-s-prot-andreem-kanevym-31-chast

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс